Рабочая программа 1 класс Остеинский язык

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯАЛАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ – ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ
КАВАЛЕРА ОРДЕНА МУЖЕСТВА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА
КОМЗАРАКОВА П. СОВЕТСКОГО МОЗДОКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководителем ШМО

ЗД по УВР

Директором

________________________

________________________

Губаева Д.П.

Ткаченко О.П.

_______________________
_

Приказ №

Приказ №

от «

»

2023 г.

от «

»

Абаевой З.Т.
Приказ №

2023 г.
от «

»

2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Осетинский язык (как второй)»
для 1 класса начального общего образования
на2023-2024 учебный год
учебный год

Составитель: Басиева Фатима Житарбековна
Укажите должность

Моздок-2, 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК
ВТОРОЙ)»
Специфика предмета «Осетинский язык (как второй)»деятельностный характер и
коммуникативная направленность процесса обучения, взаимосвязь с другими предметными
областями – открывает большие возможности для развития языковой личности младшего
школьника, способного к общению на двух государственных языках республики: русском и
осетинском. Изучение русского и осетинского языков, а также иностранного в начальной школе
способствует осознанию учащимися своей принадлежности к определенному лингвоэтносу, к
гражданскому обществу России и к международному сообществу. Школьники учатся общаться в
условиях диалога и полилога культур, толерантно воспринимать проявления различных культур.
Обучение осетинскому языку закладывает основу для формирования универсальных учебных
действий. Младшие школьники осознают смысл и ценность учебной деятельности, учатся
овладевать знаниями, самостоятельно работать над языком, что служит основой для
последующего саморазвития и самосовершенствования.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к
предметной области «Осетинский язык (как второй)». Программа ориентирована на
сопровождение и поддержку курса осетинского языка, входящего в предметную область «Родной
язык и литературное чтение».
Содержание предмета «Осетинский язык (как второй)» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении осетинского языка как инструмента познания
национальной культуры и самореализации в ней.
В курсе осетинского языка выделяются следующие содержательные линии: коммуникативные
умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме;
языковые
навыки
(фонетические,
лексические,
грамматические);
социокультурная
осведомленность; универсальные учебные действия.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ (КАК ВТОРОЙ)»
Общей целью обучения осетинскому языку в начальных классах является формирование
элементарной коммуникативной компетенции младших школьников на доступном для них уровне
в четырех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Изучение осетинского языка младшими школьниками направлено на достижение следующих
целей:
• учебная: формирование умения общаться на осетинском языке на элементарном уровне с
учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и
говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
• образовательная: приобщение детей к новому социальному опыту с использованием русского
и осетинского языков: знакомство младших школьников с доступными образцами
художественной литературы на осетинском языке, воспитание дружелюбного отношения к
представителям различных национальностей;
• развивающие: развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших
школьников, а также универсальных учебных умений;укрепление учебной мотивации в изучении
осетинского языка;
• воспитательные: воспитание нравственных качеств личности обучающихся, чувства
патриотизма, и разностороннее развитие младшего школьника средствамиосетинского языка).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)»
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования учебный предмет «Осетинский язык (как второй)» входит в предметную
область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для
изучения.

В

Содержание учебного предмета «Осетинский язык (как второй)» в 1 классе рассчитано на общую
учебную нагрузку в объёме 102 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В курсе осетинского языка выделяются следующие содержательные линии: коммуникативные
умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме;
языковые
навыки
(фонетические,
лексические,
грамматические);
социокультурная
осведомленность; универсальные учебные действия. Предметное содержание устной и
письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, интересам и
возрастным особенностям младших школьников. Предметное содержание речи включает
следующие темы:
Знакомство. С главными действующими героями учебников. С одноклассниками,учителем,
персонажами детских произведений: имя, фамилия, возраст. Приветствие,прощание.
Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера,профессии, хобби.
Межличностные отношения в семье. Традиции и обычаи в семье.Уважительное отношение к
старшим. Распорядок дня. Любимая еда. Напитки.
Национальные блюда. Праздники. Дни рождения. Подарки. День осетинского языка.
Мои увлечения. Мои любимые занятия. Кружки. Спорт. Виды спорта. Любимые сказки, басни,
стихи, песни. Выходной день. В кафе. В зоопарке. Поведение в общественных местах.
Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения. Письмо другу.Положительные
качества человека. Что такое хорошо и что такое плохо. Уважительноеотношение друг к другу.
Игры.
Моя школа. Описание школы. Начало учебного года. Праздник в школе.Классная комната,
учебные предметы, школьные принадлежности. Уроки. Учебныезанятия на уроках.
Межличностные отношения между одноклассниками. Отношение кучебе. Каникулы.
Мир вокруг меня. Мой дом (квартира, комната: названия комнат, размер,предметы мебели).
Условия проживания людей в городской, сельской и горнойместности. Древняя архитектура.
Времена года. Природа. Погода. Зимние игры детей.Домашние и дикие животные, птицы. Жизнь
животных и птиц в различные временагода. Жизнь животных в зверинце. Труд людей.
Наша страна и моя Родина. Общие сведения о России, столица, писатели,поэты. Осетия,
столица. Города и села. Писатели, поэты. Выдающиеся люди и их вкладв мировую культуру.
Герои Великой Отечественной войны. Небольшие произведениядля детей (скороговорки,
пословицы, загадки, считалочки, ребусы, кроссворды, сказки,песни, стихи).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов.
В соответствии с требования ФГОС в структуре планируемых результатов отдельными разделами
представлены личностные и метапредметныерезультаты, поскольку их достижение
обеспечивается всей совокупностью учебных предметов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Осетинский язык (как второй)» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных
направлений воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
осетинского языка, отражающего историю и культуру страны;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину
и родной край – Осетию, осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества;
формирование
уважительного отношения к истории и культуре других народов;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности осетинского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в
процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения на осетинском языке;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании, в том числе познавательный интерес к изучению осетинского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметными результатами изучения осетинского языка в начальной школе являются:
• развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах
речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
• развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые
и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
• расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
• развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование
мотивации к изучению осетинского языка;

• овладение умением координированной работы с разными компонентами учебнометодического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными
материалами и т. д.).
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
• освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, самооценки);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами обучения на доступном для младшего школьника уровне;
- умение работать в группе и определять общую цель и пути ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами изучения осетинского языка как второго в начальной школе
является развитие коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности,
формирование языковых навыков, развитие социокультурной осведомленности.
Виды речевой деятельности
Говорение:вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос
(односторонний и двусторонний), диалог-обмен мнениями, суждениями), диалог-побуждение к
действию (объем диалогического высказывания – 3-4 реплики с каждой стороны); • кратко
описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж; • рассказывать о себе, своей семье,
друге, школе, родном крае, стране и т.п. в пределах тематики начальной школы (объем
монологического высказывания – 6-7 фраз).
Аудирование: понимать на слух: речь учителя по ведению урока, связные высказывания учителя,
построенные на знакомом материале или содержащие некоторые незнакомые слова; выказывания
одноклассников; небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале
как при непосредствен ном общении, так и при восприятии аудиозаписи; содержание текста на
уровне значения (уметь отвечать на вопросы по содержанию текста);• понимать основную
информацию услышанного текста; • извлекать конкретную информацию из услышанного текста; •
понимать детали текста;• вербально или невербально реагировать на услышанное.
Чтение:владеть техникой чтения, т.е. научиться читать: • соотносить графический образ
осетинского слова с его звуковым образом; • с помощью (изученных) правил чтения и с
правильным словесным ударением;• написанные цифрами слова, обозначающие время,
количественные и порядковые числительные и даты;• с правильным логическим и фразовым
ударением простые нераспространенные предложения; основные коммуникативные типы
предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные);• с
определенной скоростью, обеспечивающей понимание читаемого.
владеть умением читать, т.е. научиться: • читать небольшие различных типов тексты с разными
стратегиями, обеспечивающими понимание основной идеи текста, полное понимание текста и
понимание необходимой (запрашиваемой) информации;• читать и понимать содержание текста на
уровне значения, т.е. суметь на основе понимания взаимоотношений между членами простых
предложений ответить на вопросы по содержанию текста;
Письмо: правильно списывать;выполнять лексико-грамматические упражнения; делать подписи к
рисункам.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем Количество часов
программы
всего контрольные
работы

практические
работы

Дата
изучения

Виды
деятельности

Виды, формы Электронные
контроля
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

Укажите
период

Групповая работа Устный
контроль

Раздел 1. Добукварный период (6 часов)
1.1.

Мæрæйгуырæнбæстæ.
(Знакомство).

1

1

Практическая
работа

1.2.

Ахуыркæнæм салам дæттын.
(Приветствие Прощание.)

1

1

Укажите
период

Работа в парах

Устный
контроль
Практическая
работа

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/
1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

1.3.

Базонгæуæм!
(Знакомство)

1

1

Укажите
период

Групповая работа Устный
контроль
Практическая
работа

1.4.

1.5.

Фыццагхаттскъоламæ!
1
(Называние
предмета,
лица.
Понятие
«предложение».Образование
множественного
числа
имен
существительных.

1

Мах ахуыркæнæм.
1
(Называние действия. Деление
предложения на слова. Понятие
«слово» Глагол-связка уæвын (у –
3 лицо единственного числа; сты –
3 лицо множественного числа).

1

Укажите
период

Работа в парах

Устный
контроль
Практическая
работа

Укажите
период

Групповая работа Устный опрос

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/
1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/
1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского

языка.
https://iron-do.ru/
1.6

Нæбинонтæ.
(Я и моя семья. Члены семьи.
Понятие «ударение в слове».)

1

1

Мах цæрæмам.
1
(Описание дома. Характеристика
предмета. Понятия «гласные и
согласные звуки». Буква А, а.)

1

Нæуазæгуатыцыис?
1
(Описание гостиной. Первичное
знакомство с местным внешним
падежом
(æддагбынатонхауæн): Царыл
ауыгъдис…Пъолылис…Буква Æ,

1

Укажите
период

Индивидуальная
работа

Практическая
работа

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

Работа в парах

Устный
контроль

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

Раздел 2. Букварный период (49 час)
2.1.

2.2.

Практическая
работа

Индивидуальная
работа

Устный
контроль
Практическая
работа

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html

æ.)

2.3.

Нæхуыссæнуатыцыис?
1
(Описание спальни. Первичное
знакомство
с
родительным
падежом
(гуырынонхауæн):
Уæхуыссæнуаты. Нæ
уазæгуаты. Буква О, о.)

2.4.

Цы
ми 1
кæнæмнæцæлгæнæны?(Называние
действий. Формирование
представленияо многократности
действия (глаголы с приставкой
фæ-).
Буква И и.)

2.5

Райсомæйæмæизæрæймæхиæхсын 1
(Описание
ванной
комнаты.Повторение

2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/
1

1

Групповая работа Устный
Индивидуальная контроль
работа с
карточками
Практическая
работа

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

2

Укажите
период

Групповая работа Устный опрос
Индивидуальная
работа с
карточками

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

1

Укажите
период

Работа в парах

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные

Устный опрос

лексики
уроков
8–11.
Воспринимать на слух текст
песенки «Найынмæцæуын».
Учить детей диалогической речи
по
теме
«Райсомæйæмæизæрæйваннæйыцы
фæкусыс?»18
Глаголы
с
приставкой фæ-,
обозначающие
многократность
действия:
фæнайын,
фехсын,
фæкусыс,
фехсыс.
Буква ы.)

материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

2.6

Сабитыуат.
(Описание детской комнаты.
Согласная и гласная буквы Уу.)

2

1

1

Укажите
период

Групповая работа Устный опрос

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

2.7

Гагадыргътæ. (Дары леса. Ягоды.
2
Название цветов предметов.
Первичное
знакомство
с
направительным
падежом
(арæзтонхауæн):
Æзцæуын
дуармæ. Æзцæуынфæйнæгмæ. Æз
цæуынрудзынгмæ.
Æзцæуынхъæдмæ.

1

1

Укажите
период

Групповая работа Устный опрос

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда

Буква Е е.)

осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

2.8

Фæззæг. (Осень. Глагол уæвын в 3 1
лице единственного числа.Буква Н
н.)

1

2

Укажите
период

Индивидуальная
работа

Устный опрос

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

2.9

Кæрты.(Во дворе. Первичное
2
знакомство с повелительным
наклонением.
Лексические
омонимы: сис – перо, сис – забор.
Буква С с.)

1

1

Укажите
период

Групповая работа Практическая
работа

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

2.10

Хæдзаронмæргътæ.
(Домашние 2
птицы.
Вопросительные местоимения чи,
цы.
Буква К к.)

2

Укажите
период

Групповая работа Устный опрос

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html

2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/
2.11

Хæдзаронфосæмæхæдзарон
2
цæрæгойтæ.
(Домашний скот и животные.
Положительный и отрицательный
ответ на общий вопрос.
Буква Къ, къ.)

1

1

Укажите
период

Работа в парах

Устный опрос

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

2.12

Нанайыцæхæрадоны.
2
(У
бабушки
в
городе.
Характеристика предмета. Буква Т
т.)

1

1

Укажите
период

Индивидуальная
работа

Практическая
работа

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

2.13

Дадайыдыргъдоны. (Фрукты.
Буква Тътъ.)

2

Укажите
период

Групповая работа Устный опрос

2

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные

материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/
2.14

Бæркадцæуынæбыдырæй.
1
(Первычное
ознакомление
с
местным
внешним
падежом.
Лексические омонимы: ласын –
везти, ласын – снимать. Буква Л л.)

1

Укажите
период

Групповая работа Устный опрос

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

2.15

Рæсугъддидинджытæ.
(Названия
цветов.
цветка. Буква Р р.)

1

Укажите
период

Работа в парах
Индивидуальная
работа с
карточками

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

1
Описание

Устный опрос

2.16

Хъæдыбæлæстæ.
(Названия деревьев. Буква В в.)

1

2.17

Мæргътæ.
(Названия птиц. Буква П п.)

2

2.18

Арсыгуырæн бон.
1
(Названия
диких
животных.Первичное
знакомство с дательным падежом
имен
существительных(дæттынонхауæн)
.
Буква Пъ, пъ.)

1

1

Укажите
период

Индивидуальная
работа

Устный опрос

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

1

Укажите
период

Работа в парах
Индивидуальная
работа с
карточками

Практическая
работа

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

1

Укажите
период

Работа в парах
Устный опрос
Групповая работа

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского

языка.
https://iron-do.ru/
2.19

Сырдтыскъола. (Форма глагола
1
в третьем лице единственного
числа настоящего времени. Буква
М м.)

1

Укажите
период

Работа в парах
Индивидуальная
работа с
карточками

Устный опрос

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

2.20

Зымæг.
(Зима. Погода зимой. Буква Б б.)

1

1

Укажите
период

Групповая работа Устный опрос
Индивидуальная
работа с
карточками

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

2.21

Ног аз. (Новый год. Глаголы в 2
первом
лице
множественного
числа и третьем
лице единственного числа. Буква З
з.)

2

Укажите
период

Групповая работа Практическая
Индивидуальная работа
работа с
карточками

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая

образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/
2.22

Æзуарзындзоныгъылбырын!
1
(Зимние
забавы.
Первичное
знакомство с местным внешним
падежом. Буква Д д.)

1

Укажите
период

Групповая работа Устный опрос
Индивидуальная
работа с
карточками

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалыhttps://
ironau.ru/skola.ht
ml
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

2.23

Мæфидæныдæсныйад.
1
(Профессии.
Первичное
знакомство с будущим временем
глагола уæвын. Буква Дздз.)

1

Укажите
период

Групповая работа Устный
Индивидуальная контроль
работа с
карточками
Практическая
работа

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

2.24

Мæ боны фæтк.
2
(Режим
дня.
Знакомство
с
прошедшим
временем глаголов (глаголы по

2

Укажите
период

Работа в парах
Устный опрос
Групповая работа

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы

теме). Буква Г г.)

https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

2.25

Буарыхæйттæ.
(Части тела.Буква Гъгъ.)

2

2

Укажите
период

Групповая работа Практическая
Индивидуальная работа
работа с
карточками

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

2.26

Дзаумæттыдуканийы.
2
(Предметы
одежды.
Вопросительные
местоимения.
Буквы Ч чЧъ, чъ.)

2

Укажите
период

Групповая работа Устный опрос
Индивидуальная
работа с
карточками

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

2.27

Хойрæгтыдуканийы.

1

Укажите

Групповая работа Практическая

1. "Осетинский

2

1

(Названия
продуктов.
Повелительное
наклонение
глаголов
(æри-мамын,
раттмамын). Буква Ж ж.)

период

Индивидуальная
работа с
карточками

работа

язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

2.28

Нæхицæттæкæнæмбæрæгбонмæ.
1
(Подготовка
к
празднику.
Первичное
знакомство
с
отложительным
падежом.
Глаголы с приставкой æрба-.
Буква Дж дж.)

1

Укажите
период

Групповая работа Устный опрос
Индивидуальная
работа с
карточками

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

2.29

Мидæмæрацæут, уазджытæ!
1
(Праздник,
подарки.
Понятие
текст,
заголовок текста. Буква Х х.)

1

Укажите
период

Групповая работа Устный опрос
Индивидуальная
работа с
карточками

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.

https://iron-do.ru/
2.30

Фынджыуæлхъус.(За столом.
2
Повелительное
наклонение
глаголов (множественное число).
Буква Хъхъ.)

2.31

Уалдзæг.
1
(Весна. Мелодия различных типов
вопросительных предложений.
Глаголы
в
третьем
лице
множественного
числа (настоящее время). Буквы
ЦцЦъцъ.)

2.32

Дардбалцы.
1
(Транспорт. Правила поведения в
общественном
транспорте.
Отрицание ма. Буквы Ф ф Й й.)

2

1

1

Укажите
период

Групповая работа Практическая
Индивидуальная работа
работа с
карточками

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

Укажите
период

Групповая работа Устный опрос
Индивидуальная
работа с
карточками

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

Укажите
период

Групповая работа Практическая
Индивидуальная работа
работа с
карточками

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная

среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/
2.33

Мæуæгъдрæстæг.
1
(Свободное
время.
Притяжательные местоимения мæ,
нæ. Буквы Ё ё, Э э, Юю, Я я.)

1

Укажите
период

Групповая работа Практическая
Индивидуальная работа
работа с
карточками

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

2.34

Чицы ми фæкæныфæсурокты?(Кто 2
что
делает
после
уроков.
Местоимения ды,
дæ. Буквы Шш, Щ щ, ь)

2

Укажите
период

Групповая работа Практическая
Индивидуальная работа
работа с
карточками

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

2

Укажите
период

Групповая работа Практическая
Индивидуальная работа
работа с
карточками

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы

Раздел 3. Послебукварный период 13 часов
3.1.

Уæздандзырдтæ. (Вежливые слова. 2
Повелительное наклонение.)

https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/
3.2.

Телефонæйдзурæм. (Говорим по
1
телефону.
Интонация
вопросительных
и повелительных предложений.)

1

Укажите
период

Групповая работа Практическая
Индивидуальная работа
работа с
карточками

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

3.3.

Цы у хорзæмæцы у æвзæр?
1
(Что хорошо, а что плохо?
Первичное
знакомство с уподобительным
падежом.)

1

Укажите
период

Групповая работа Практическая
Индивидуальная работа
работа с
карточками

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

3.4

Ахуыркæнæмæмдзæвгæтææмæ

2

Укажите

Групповая работа Практическая

1. "Осетинский

2

зарджытæ.
(Учим стихи и песни. Имена
существительные
в
уподобительном
падеже.)

период

Индивидуальная
работа с
карточками

работа

язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

3.5

МæИрыстон. (Моя Осетия.
Словосочетания: прилагательное с
существительным.)

1

1

Укажите
период

Групповая работа Практическая
Индивидуальная работа
работа с
карточками

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

3.6

НæуарзонКъоста.
2
(Речевой образец, указывающий на
принадлежность предмета (Кæй
чиныг у? Кæй пенал у?)

2

Укажите
период

Групповая работа Практическая
Индивидуальная работа
работа с
карточками

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.

https://iron-do.ru/
3.7

Сæрд.
(Лето. Летние забавы. Дательный
падеж имен существительных
(хъæдæн, быдырæн)

1

1

Укажите
период

Групповая работа Практическая
Индивидуальная работа
работа с
карточками

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

3.8

Æрбахæццæкæнынцканикултæ!(Пр 1
иближаются каникулы. Будущее
время глаголов. Направительный
падеж имен существительных
кæдæм? кæмæ?)

1

Укажите
период

Групповая работа Практическая
Индивидуальная работа
работа с
карточками

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

3.9

Дадайыфæдзæхст.(Прошедшее
время глаголов (фæкастæн,
фæфыстон, æвдыстон, базыдтон).

1

Укажите
период

Групповая работа Практическая
Индивидуальная работа
работа с
карточками

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная

1

среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/
3.10

Цызонæм, уыйбæрæгкæнæм.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО 102
ПРОГРАММЕ

1

Укажите
период

Групповая работа Практическая
Индивидуальная работа
работа с
карточками

1. "Осетинский
язык" - учебные
и справочные
материалы
https://ironau.ru/sk
ola.html
2. Цифровая
образовательная
среда
осетинского
языка.
https://iron-do.ru/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Къорнаты З., ДжыбылатыИ.Дзурæмæмæкæсæмиронау: ахуыргæнæнчиныг 1-æм къласæн
(иронæвзагдыккагкæмæн у, уыцыахуыргæнинæгтæн). 3-аг рауагъдад.- Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019
– 130 ф.
2. Къорнаты З., ДжыбылатыИ.Фыссæииронау: къухфыстахуыргæнæнчиныгмæ 1-аг къласæн
(иронæвзагдыккагкæмæн у, уыцыахуыргæнинæгтæн). 3-аг рауагъдад.- Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019
– 37 ф.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Къорнаты З., Саламаты Л. Дзурæмиронау: Базовый курс осетинского языка Медиа-Полис, 2012.336 с.
2. Майрæмыхъуаты Ф.А. Грамматиконаргъæуттæ – Дзæуджыхъæу: Олимп.- 2006.- 16 с.
3. Майрæмыхъуаты Ф.А. Нывмæгæсгæкуыстиронæвзаджыурокты. Дзæуджыхъæу. СОРИПКРО. 2021.- 87 с.
4. Майрамукаева Ф.А. Игровые технологии на уроках в обучении осетинскому языку.Владикавказ: СОРИПКРО, 2021.- 87 с.
5. Словари на IRISTON.COM http://slovar.iriston.com/
6. Осетинско-русский словарь https://osetinsko-russkij-slovar.slovaronline.com/
7. Сидахъаты А.А. Зæрдылдаринæгтæрайдайæнкълæстыахуыргæнинæгтæнæххуысæн.
СОРИПКРО. Дзæуджыхъæу.- 2020.- 50 с.
8.Цгъойты Белла. Ирон-уырыссагнывджындзырдуат. – Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019 – 210 ф.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Бæрзæфцæгhttps://vk.com/barzafcag http://vk.com/wall-33833481_2464
2. http://nslib.tmweb.ru/ Национальная научная библиотека РСО-Алания
3. www.iriston.ru Новости об Осетии, музыка, литература, форум
4. iratta.com Осетинская история, сказки, музыка, фотографии, новости, форум
5. iriston.com История и культура Осетии
6. ossetians.com Сайт об осетинах
7. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html

8. historyalans.narod.ru Англоязычный сайт: аланы, скифы, фотогалерея
9. baragbonta.ru Барагбонта.
10. http://aors.narod.ru/ История и культура Осетии
11. http://iratta.com
12.https://ironau.ru/skola.html
13.https://disk.yandex.ru/d/T2OCkw5Dah9TdQ
14. Цифровая образовательная среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Проведение занятий по дисциплине осуществляется в стандартных учебных
классах общеобразовательных организаций.
В образовательном процессе используются:
 учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, учебная доска;
 интерактивная доска и стационарный или переносной комплекс мультимедийного
оборудования;
 компьютерный класс с выходом в Интернет.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 учебная доска, интерактивная доска и стационарный или переносной комплекс
мультимедийного оборудования;
 компьютерный класс с выходом в Интернет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».