Аннотация биология

Аннотация к рабочей программе по предмету «Биология»
Рабочая учебная программа учебного предмета «Биология» для учащихся 5 - 9 классов
разработана на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (п.6 ст.28);
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования(приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
- примерной рабочей программы по биологии на уровне основного общего образования для 5-9 классов
общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебнометодического
объединения по общему образованию протокол 3/21 от 27.09.2021г.);
- Рабочей программы воспитания.
Рабочая программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и
организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности
предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным
результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных
предметов на уровне основного общего образования .
Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и
методах её познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их
получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях .
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов
человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового образа
жизни

-

Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
•
формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности
биологических систем разного уровня организации;
•
формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма
человека, условиях сохранения его здоровья;
•
формирование умений применять методы биологической науки для изучения
биологических систем, в том числе и организма человека;
•
формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области
биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного
организма;
•
формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей,
значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности
человека в природе;
•
формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и
охраны окружающей среды .
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
•
приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения,
жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как биосоциальном существе;
о роли биологической науки в практической деятельности людей;
•
овладение умениями проводить исследования с использованием биологического
оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;

•
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о
современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
•
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к
сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды
С учётом программы воспитания МБОУ ООШ п.Советского, в рабочей программе отражается
реализация воспитательного потенциала урока биологии, который предполагает использование различных
видов и форм деятельности, ориентированной на целевые приоритеты, связанные с возрастными
особенностями обучающихся:
J привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организацию
их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование её обсуждения,
высказывания обучающимися своего мнения по её поводу, выработка своего к ней отношения;
J демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующего материала для работы на уроке,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
J применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные
на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
J инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументировании
отстаивания своей точки зрения.
Учебным планом на изучение биологии отводится 243 часа.
Программа реализуется:
- для 5класса в объеме 35 часов в год, 1 час в неделю;
- для 6 класса в объеме 35 часов в год, 1 час в неделю;
- для 7 класса в объеме 35 часов в год, 1 час в неделю;
- для 8 класса в объеме 70 часов в год, 2 часа в неделю;
- для 9 класса в объеме 68 часа в год, 2 часа в неделю.

1.
2.
3.
4.
5.

Программа реализована по следующему УМК:
5 класс:В.В.Пасечник, «Биология. Введение в биологию. 5 класс», М: «Дрофа», 2020 год.
6 класс:В.В.Пасечник. «Биология. Покрытосеменные растения: строение и жизнедеятельность. 6
класс», М: «Дрофа», 2020 год.
7 класс:В.В.Пасечник, «Биология. Многообразие растений. Бактерии. Грибы. 7 класс», М:
«Дрофа», 2021 год.
8 класс:Латюшин В.В, Шапкин В.А., Озерова Ж.А., «Биология. Животные», М: «Дрофа», 2020 год.
9 класс:Драгомилов А.Г, Маш Р.Д., «Биология. 9 класс. Человек», М: «Вентана-Граф», 2021 год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Патриотическое воспитание:
2

J отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и
советских учёных в развитие мировой биологической науки.

Гражданское воспитание:
J готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

Духовно-нравственное воспитание:
6. готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической
культуры;
J понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.

Эстетическое воспитание:
J понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.

Ценности научного познания:
7. ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических
закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
8. понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
J развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской
деятельности. Формирование культуры здоровья:
9. ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
10. осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
11. соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
J сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.

Трудовое воспитание:
J активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий,
связанных с биологией.

Экологическое воспитание:
12. ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей
среды;
13. осознание экологических проблем и путей их решения;
J готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
J Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
14. адекватная оценка изменяющихся условий;
15. принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа
биологической информации;
J планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей
J

Метапредметные результаты:
5 класс
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
J выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
J выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов;
J делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
Базовые исследовательские действия:
J использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
J формировать гипотезу об истинности
собственных суждений,
3

аргументировать свою позицию, мнение;
J оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
наблюдения и эксперимента;
Работа с информацией:
J применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
биологической информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной биологической задачи;
J оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
J запоминать и систематизировать биологическую информацию.

Универсальные коммуникативные действия
Общение:
J воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения

практических и лабораторных работ;
J выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
J понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в

корректной форме формулировать свои возражения;
J публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
Совместная деятельность (сотрудничество):
J планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и иные);
J выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
J оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
J сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой;

Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
J ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
J составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических
знаний об изучаемом биологическом объекте;
Самоконтроль (рефлексия):
J владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
J давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
J оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
J различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
J ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
J регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
J осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
J признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
J открытость себе и другим;
4

J осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

6 класс
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
J выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
J устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений,
процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
Z с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
J выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
Базовые исследовательские действия:
J использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
J формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою
позицию, мнение;
J проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный
биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
биологического объекта (процесса) изучения, причинноследственных связей и
зависимостей биологических объектов между собой;
J самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
Работа с информацией:
J выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую
информацию различных видов и форм представления;

5

J самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой
и их комбинациями;
J оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
J запоминать и систематизировать биологическую информацию.

Универсальные коммуникативные действия
Общение:
J воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения
практических и лабораторных работ;
J выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
J понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
J сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
J публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
Совместная деятельность (сотрудничество):
J принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
J планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и иные);
J выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
J ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
J составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических
знаний об изучаемом биологическом объекте;
Самоконтроль (рефлексия):
J владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
J оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
J различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
J ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
J регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
J осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
J признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
J открытость себе и другим;
J осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
J выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);

7 класс
6

J устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений,
процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
Z с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
J выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

Базовые исследовательские действия:
J использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
J формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою
позицию, мнение;
J проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный
биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
биологического объекта (процесса) изучения, причинноследственных связей и
зависимостей биологических объектов между собой;
J оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
наблюдения и эксперимента;
J самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
Работа с информацией:
J выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую
информацию различных видов и форм представления;
J находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
J самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой
и их комбинациями;
J оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
J запоминать и систематизировать биологическую информацию.

Универсальные коммуникативные действия
Общение:
J воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения
практических и лабораторных работ;
J выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
J понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
J сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
J публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
Совместная деятельность (сотрудничество):
J принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
J планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
7

между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и иные);
J выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
J оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
J овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Самоорганизация:
J ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
J самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
J составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических
знаний об изучаемом биологическом объекте;
Самоконтроль (рефлексия):
J владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
J объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
J оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
J различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
J выявлять и анализировать причины эмоций;
J ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
J регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
J осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
J признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
J открытость себе и другим;
J осознавать невозможность контролировать всё вокруг;

8 класс
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
J выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
J устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений,
процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
Z с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
J выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
J выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

Базовые исследовательские действия:
J использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
8

J формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
J формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою
позицию, мнение;
J проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный
биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
биологического объекта (процесса) изучения, причинноследственных связей и
зависимостей биологических объектов между собой;
J оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
наблюдения и эксперимента;
J самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
J прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
J применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
биологической информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной биологической задачи;
J выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую
информацию различных видов и форм представления;
J находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
J самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой
и их комбинациями;
J оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
J запоминать и систематизировать биологическую информацию.

Универсальные коммуникативные действия
Общение:
J воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения
практических и лабораторных работ;
J выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
J распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
J понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
J в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической
задачи и поддержание благожелательности общения;
J сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
J публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
J самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
9

Совместная деятельность (сотрудничество):
J понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной
задачи;
J принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
J планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и иные);
J выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
J оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
J овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Самоорганизация:
J выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя
биологические знания;
J ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
J самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной
биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
J составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических
знаний об изучаемом биологическом объекте;
J делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
J владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
J давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
J учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
J объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
J вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
J оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
J различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
J выявлять и анализировать причины эмоций;
J ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
J регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
10

J осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
J признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
J открытость себе и другим;
J осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
J овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).

9 класс
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
J выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
J устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений,
процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
Z с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
J выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
J выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
J самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
J использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
J формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
J формировать гипотезу об истинности
собственных суждений,
аргументировать свою позицию, мнение;
J проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный
биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
биологического объекта (процесса) изучения, причинноследственных связей и
зависимостей биологических объектов между собой;
J оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
наблюдения и эксперимента;
J самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
J прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
J применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
биологической информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной биологической задачи;
J выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую
информацию различных видов и форм представления;
J находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
11

версию) в различных информационных источниках;
J самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой
и их комбинациями;
J оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
J запоминать и систематизировать биологическую информацию.

Универсальные коммуникативные действия
Общение:
J воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения
практических и лабораторных работ;
J выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
J распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
J понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
J в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической
задачи и поддержание благожелательности общения;
J сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
J публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
J самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
J понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной
задачи;
J принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
J планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и иные);
J выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
J оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
J овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Самоорганизация:
12

J выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя
биологические знания;
J ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
J самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
J составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических
знаний об изучаемом биологическом объекте;
J делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
J владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

13

J давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
J учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
J объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
J вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
J оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
J различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
J выявлять и анализировать причины эмоций;
J ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
J регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
J осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
J признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
J открытость себе и другим;
J осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
J овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).

Предметные результаты:
5 класс
J характеризовать биологию как науку о живой природе;
J называть признаки живого, сравнивать объекты живой и неживой природы;
J перечислять источники биологических знаний;
J характеризовать значение биологических знаний для современного человека; профессии,
связанные с биологией (4—5);
J приводить примеры вклада российских (в том числе В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский) и
зарубежных (в том числе Аристотель, Теофраст, Гиппократ) учёных в развитие биологии;
J иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание,
транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;
J применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология,
цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань, орган,
система органов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение,
раздражимость, рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество,
искусственное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
J различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и ядерные
организмы; различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники,
бактерии; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном
и искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли;
ландшафты природные и культурные;
J проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану;
J выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов,
характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений,
14

животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов;
J раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воз- душной, почвенной,
внутриорганизменной), условиях среды обитания;
J приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания,
взаимосвязи организмов в сообществах;
J выделять отличительные признаки природных и искусственных сообществ;
J аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение
природоохранной деятельности человека; анализировать глобальные экологические
проблемы;
J раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;
J демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по
математике, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;
J выполнять практические работы (поиск информации с использованием различных
источников;
J описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с микроскопом;
J знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов);
J применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение,
эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты,
процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических
объектов;
J владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании
биологических объектов;
J соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием,
химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной
деятельности;
J использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по
биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета;
J создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат
изучаемого раздела биологии.

6 класс
J характеризовать ботанику как биологическую науку, её разделы и связи с другими науками и
техникой;
J приводить примеры вклада российских (в том числе В. В. Докучаев, К. А. Тимирязев, С. Г. Навашин)
и зарубежных учёных (в том числе Р. Гук, М. Мальпиги) в развитие наук о растениях;
J применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, растительная клетка,
растительная ткань, органы растений, система органов растения: корень, побег почка, лист,
видоизменённые органы, цветок, плод, семя, растительный организм, минеральное питание,
фотосинтез, дыхание, рост, развитие, размножение, клон, раздражимость) в соответствии с
поставленной задачей и в контексте;
J описывать строение и жизнедеятельность растительного организма (на примере покрытосеменных
или цветковых): поглощение воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, транспорт
веществ, рост, размножение, развитие; связь строения вегетативных и генеративных органов
растений с их функциями;
J различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений по заданному плану, части растений
по изображениям, схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам;
J характеризовать признаки растений, уровни организации растительного организма, части растений:
клетки, ткани, органы, системы органов, организм;
J сравнивать растительные ткани и органы растений между собой;
J выполнять практические и лабораторные работы по морфологии и физиологии растений, в том числе
15

работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами,
исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;
J характеризовать процессы жизнедеятельности растений: поглощение воды и минеральное питание,
фотосинтез, дыхание, рост, развитие, способы естественного и искусственного вегетативного
размножения; семенное размножение (на примере покрытосеменных, или цветковых);
J выявлять причинно-следственные связи между строением и функциями тканей и органов растений,
строением и жизнедеятельностью растений;
J классифицировать растения и их части по разным основаниям;
J объяснять роль растений в природе и жизни человека: значение фотосинтеза в природе и в жизни
человека; биологическое и хозяйственное значение видоизменённых побегов; хозяйственное
значение вегетативного размножения;
J применять полученные знания для выращивания и размножения культурных растений;
J использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, описывать растения и их
части, ставить простейшие биологические опыты и эксперименты;
J соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием,
химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
J демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике,
географии, технологии, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;
J владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения
и обобщения информации из двух источников; преобразовывать информацию из одной знаковой
системы в другую;
J создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого
раздела биологии.

7 класс
J характеризовать принципы классификации растений, основные систематические группы растений
(водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные или цветковые);
J приводить примеры вклада российских (в том числе Н. И. Вавилов, И. В. Мичурин) и зарубежных (в
том числе К. Линней, Л. Пастер) учёных в развитие наук о растениях, грибах, лишайниках,
бактериях;
J применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, экология растений, микология,
бактериология, систематика, царство, отдел, класс, семейство, род, вид, жизненная форма
растений, среда обитания, растительное сообщество, высшие растения, низшие растения,
споровые растения, семенные растения, водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники,
голосеменные, покрытосеменные, бактерии, грибы, лишайники) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
J различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений, части растений по изображениям,
схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам; грибы по изображениям, схемам, муляжам;
бактерии по изображениям;
J выявлять признаки классов покрытосеменных или цветковых, семейств двудольных и однодольных
растений;
J определять систематическое положение растительного организма (на примере покрытосеменных,
или цветковых) с помощью определительной карточки;
J выполнять практические и лабораторные работы по систематике растений, микологии и
микробиологии, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и
временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и
инструментов цифровой лаборатории;
J выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности растений, бактерий, грибов,
лишайников;
J проводить описание и сравнивать между собой растения, грибы, лишайники, бактерии по заданному
16

плану; делать выводы на основе сравнения;
J описывать усложнение организации растений в ходе эволюции растительного мира на Земле;
J выявлять черты приспособленности растений к среде обитания, значение экологических факторов
для растений;
J характеризовать растительные сообщества, сезонные и поступательные изменения растительных
сообществ, растительность (растительный покров) природных зон Земли;
J приводить примеры культурных растений и их значение в жизни человека; понимать причины и
знать меры охраны растительного мира Земли;
J раскрывать роль растений, грибов, лишайников, бактерий в природных сообществах, в
хозяйственной деятельности человека и его повседневной жизни;
J демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике,
физике, географии, технологии, литературе, и технологии, предметов гуманитарного цикла,
различными видами искусства;
J использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, бактериями, грибами,
лишайниками, описывать их; ставить простейшие биологические опыты и эксперименты;
J соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием,
химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
J владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения
и обобщения информации из нескольких (2—3) источников; преобразовывать информацию из
одной знаковой системы в другую;
J создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого
раздела биологии, сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории
сверстников.

8 класс
J характеризовать зоологию как биологическую науку, её разделы и связь с другими науками и
техникой;
J характеризовать принципы классификации животных, вид как основную систематическую
категорию, основные систематические группы животных (простейшие, кишечнополостные,
плоские, круглые и кольчатые черви; членистоногие, моллюски, хордовые);
J приводить примеры вклада российских (в том числе А. О. Ковалевский, К. И. Скрябин) и
зарубежных (в том числе А. Левенгук, Ж. Кювье, Э. Геккель) учёных в развитие наук о животных;
J применять биологические термины и понятия (в том числе: зоология, экология животных,
этология, палеозоология, систематика, царство, тип, отряд, семейство, род, вид, животная клетка,
животная ткань, орган животного, системы органов животного, животный организм, питание,
дыхание, рост, развитие, кровообращение, выделение, опора, движение, размножение,
партеногенез, раздражимость, рефлекс, органы чувств, поведение, среда обитания, природное
сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
J раскрывать общие признаки животных, уровни организации животного организма: клетки, ткани,
органы, системы органов, организм;
J сравнивать животные ткани и органы животных между собой;
J описывать строение и жизнедеятельность животного организма: опору и движение, питание и
пищеварение, дыхание и транспорт веществ, выделение, регуляцию и поведение, рост,
размножение и развитие;
J характеризовать процессы жизнедеятельности животных изучаемых систематических групп:
движение, питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, регуляцию, поведение, рост,
развитие, размножение;
J выявлять причинно-следственные связи между строением, жизнедеятельностью и средой
обитания животных изучаемых систематических групп;
J различать и описывать животных изучаемых систематических групп, отдельные органы и
17

системы органов по схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам; простейших — по
изображениям;
J выявлять признаки классов членистоногих и хордовых; отрядов насекомых и млекопитающих;
J выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии и
поведению животных, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и
временными микропрепаратами, исследовательскиеработы с использованием приборов и
инструментов цифровой лаборатории;
J сравнивать представителей отдельных систематических групп животных и делать выводы на
основе сравнения;
J классифицировать животных на основании особенностей строения;
J описывать усложнение организации животных в ходе эволюции животного мира на Земле;
J выявлять черты приспособленности животных к среде обитания, значение экологических
факторов для животных;
J выявлять взаимосвязи животных в природных сообществах, цепи питания;
J устанавливать взаимосвязи животных с растениями, грибами, лишайниками и бактериями в
природных сообществах;
J характеризовать животных природных зон Земли, основные закономерности распространения
животных по планете;
J раскрывать роль животных в природных сообществах;
J раскрывать роль домашних и непродуктивных животных в жизни человека; роль промысловых
животных в хозяйственной деятельности человека и его повседневной жизни; объяснять значение
животных в природе и жизни человека;
J понимать причины и знать меры охраны животного мира Земли;
J демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике,
физике, химии, географии, технологии, предметов гуманитарного циклов, различными видами
искусства;
J использовать методы биологии: проводить наблюдения за животными, описывать животных, их
органы и системы органов; ставить простейшие биологические опыты и эксперименты;
J соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием,
химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
J владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания для
извлечения и обобщения информации из нескольких (3—4) источников; преобразовывать
информацию из одной знаковой системы в другую;
J создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого
раздела биологии, сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории
сверстников.

9 класс
J характеризовать науки о человеке (антропологию, анатомию, физиологию, медицину, гигиену,
экологию человека, психологию) и их связи с другими науками и техникой;
J объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение; отличия
человека от животных; приспособленность к различным экологическим факторам
(человеческие расы и адаптивные типы людей); родство человеческих рас;
J приводить примеры вклада российских (в том числе И. М. Сеченов, И. П. Павлов, И. И.
Мечников, А. А. Ухтомский, П. К. Анохин) и зарубежных (в том числе У. Гарвей, К. Бернар, Л.
Пастер, Ч. Дарвин) учёных в развитие представлений о происхождении, строении,
жизнедеятельности, поведении, экологии человека;
J применять биологические термины и понятия (в том числе: цитология, гистология, анатомия
человека, физиология человека, гигиена, антропология, экология человека, клетка, ткань,
орган, система органов, питание, дыхание, кровообращение, обмен веществ и превращение
18

энергии, движение, выделение, рост, развитие, поведение, размножение, раздражимость,
регуляция, гомеостаз, внутренняя среда, иммунитет) в соответствии с поставленной задачей и в
контексте;
J проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам общих признаков организма
человека, уровней его организации: клетки, ткани, органы, системы органов, организм;
J сравнивать клетки разных тканей, групп тканей, органы, системы органов человека; процессы
жизнедеятельности организма человека, делать выводы на основе сравнения;
J различать биологически активные вещества (витамины, ферменты, гормоны), выявлять их роль в
процессе обмена веществ и превращения энергии;
J характеризовать биологические процессы: обмен веществ и превращение энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, движение, рост, регуляция функций, иммунитет,
поведение, развитие, размножение человека;
J выявлять причинно-следственные связи между строением клеток, органов, систем органов
организма человека и их функциями; между строением, жизнедеятельностью и средой
обитания человека;
J применять биологические модели для выявления особенностей строения и функционирования
органов и систем органов человека;
J объяснять нейрогуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности организма человека;
J характеризовать и сравнивать безусловные и условные рефлексы; наследственные и
ненаследственные программы поведения; особенности высшей нервной деятельности
человека; виды потребностей, памяти, мышления, речи, темпераментов, эмоций, сна;
структуру функциональных систем организма, направленных на достижение полезных
приспособительных результатов;
J различать наследственные и ненаследственные (инфекционные, неинфекционные) заболевания
человека; объяснять значение мер профилактики в предупреждении заболеваний человека;
J выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии и
поведению человека, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и
временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и
инструментов цифровой лаборатории;
J решать качественные и количественные задачи, используя основные показатели здоровья
человека, проводить расчёты и оценивать полученные значения;
J называть и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы защиты и
укрепления здоровья человека: сбалансированное питание, соблюдение правил личной
гигиены, занятия физкультурой и спортом, рациональная организация труда и полноценного
отдыха, позитивное эмоционально-психическое состояние;
J использовать приобретённые знания и умения для соблюдения здорового образа жизни,
сбалансированного питания, физической активности, стрессоустойчивости, для исключения
вредных привычек, зависимостей;
J владеть приёмами оказания первой помощи человеку при потере сознания, солнечном и
тепловом ударе, отравлении, утоплении, кровотечении, травмах мягких тканей, костей скелета,
органов чувств, ожогах и отморожениях;
J демонстрировать на конкретных примерах связь знаний наук о человеке со знаниями предметов
естественно-научного и гуманитарного циклов, различных видов искусства; технологии, ОБЖ,
физической культуры;
J использовать методы биологии: наблюдать, измерять, описывать организм человека и процессы
его жизнедеятельности;
J проводить простейшие исследования организма человека и объяснять их результаты;
J соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием,
химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
J владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания для
19

извлечения и обобщения информации из нескольких (4—5) источников; преобразовывать
информацию из одной знаковой системы в другую;
J создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изученного
раздела биологии, сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории
сверстников.

20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».