Аннотация к рабочей программе предмета «Информатика» Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с требованиями, утверждёнными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Рабочая учебная программа курса «Информатика» для 7-9 классов составлена на основе авторской программы курса «Информатика» Л. Л. Босовой в соответствии со следующими нормативными документами: ■ ■ законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287); Изучение информатики в 7-9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: ■ формированию основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики благодаря развитию представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире; ■ совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.); ■ воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ. С учётом программы воспитания МБОУ ООШ п.Советского, в рабочей программе отражается реализация воспитательного потенциала урока информатики, который предполагает использование различных видов и форм деятельности, ориентированной на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся: J привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией инициирование её обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по её поводу, выработка своего к ней отношения; J демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующего материала для работы на уроке, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; J применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; J инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументировании отстаивания своей точки зрения. Учебным планом на изучение информатики отводится 104 часа. Программа реализуется: - для 7 класса в объеме 35 часов в год, 1 час в неделю; - для 8 класса в объеме 35 часов в год, 1 час в неделю; - для 9 класса в объеме 34 часа в год, 1 час в неделю. Для реализации включающий: рабочей программы используется учебно-методический комплект, 1. Информатика: 7 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 2. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса: в 2 ч. / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 3. Информатика. 7 класс: самостоятельные и контрольные работы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова и др. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 4. Информатика: 8 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 5. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса: в 2 ч. / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 6. Информатика. 8 класс: самостоятельные и контрольные работы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова и др. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 7. Информатика: 9 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 8. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса: в 2 ч. / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 9. Информатика. 9 класс: самостоятельные и контрольные работы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова и др. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 10. Информатика. 7-9 классы. Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, А. В. Анатольев, Н. А. Аквилянов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 11. Информатика. Примерные рабочие программы. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. К. Л. Бутягина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета. Патриотическое воспитание: ■ ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества. Духовно-нравственное воспитание: ■ ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет. Гражданское воспитание: ■ представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; готовность к разно образной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Ценности научного познания: ■ сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; ■ интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; ■ овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; ■ сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Формирование культуры здоровья: ■ осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Трудовое воспитание: ■ интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научнотехнического прогресса; ■ осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологическое воспитание: ■ осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды: ■ освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными. 7 класс Универсальные познавательные действия Базовые логические действия: ■ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Работа с информацией: ■ применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; ■ выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; ■ самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; ■ оценивать надёжность информации сформулированным самостоятельно. по критериям, предложенным учителем или Универсальные коммуникативные действия Общение: ■ сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций. Совместная деятельность (сотрудничество): ■ понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта. Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: ■ выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; ■ ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе); ■ самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений. Самоконтроль (рефлексия): ■ владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; ■ давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; ■ оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ■ ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: ■ осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации. 8 класс Универсальные познавательные действия Базовые логические действия: ■ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы. Базовые исследовательские действия: ■ формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; ш оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования. Работа с информацией: ■ эффективно запоминать и систематизировать информацию. Универсальные коммуникативные действия Общение: ■ публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта). Совместная деятельность (сотрудничество): ■ принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; ■ выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды. Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: ■ составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте. Самоконтроль (рефлексия): ■ учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; ■ объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; ■ оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ■ ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: ■ осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации. 9 класс Универсальные познавательные действия ■ самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: ■ прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: ■ эффективно запоминать и систематизировать информацию. Универсальные коммуникативные действия Общение: ■ самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): ■ оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; ■ сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: ■ делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): ■ вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; ■ оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ■ ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: ■ осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации. Предметные результаты В соответствии с ФГОС основного общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражают: - формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; - формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах; - развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, ветвящейся и циклической; - формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; - формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Предметные результаты сформулированы к каждой содержательной линии учебного предмета: - линия «Информация и информационные процессы»; - линия «Компьютер — универсальное устройство для работы с информацией»; - линия «Математические основы информатики»; - линия «Алгоритмы и элементы программирования»; - линия «Моделирование и формализация»; - линия «Обработка графической информации»; - линия «Обработка текстовой информации»; - линия «Мультимедиа»; - линия «Обработка числовой информации в электронных таблицах»; линия «Коммуникационные технологии». 7 класс В результате изучения содержательной линии «Информация и информационные процессы» выпускник будет знать и уметь: ■ сущность основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система и др.; ■ основные единицы измерения количества информации и соотношения между ними; ■ различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях; ■ приводить примеры информационных процессов — процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных — в живой природе и технике; ■ раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы; ■ кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице; ■ определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода; ■ описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; ■ углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; ■ узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1; ■ научиться определять информационный вес символа произвольного алфавита; ■ научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения; ■ научиться оценивать информационный произвольного алфавита. объём сообщения, записанного символами В результате изучения содержательной линии «Компьютер как универсальное устройство работы с информацией» выпускник будет знать и уметь: ■ назначение основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств; ■ основные вехи истории и тенденции развития компьютеров, пути улучшения их характеристик; ■ круг задач, решаемых с помощью суперкомпьютеров; ■ сущность понятий, связанных с передачей данных (источник и приемник данных; канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи); ■ классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач, в том числе описывать виды и состав программного обеспечения современного компьютера; ■ определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера; ■ использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных; ■ классифицировать файлы по типу и иным параметрам; ■ выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы); ■ разбираться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя); ■ использовать маску для операций с файлами; ■ осуществлять поиск файлов средствами операционной системы; ■ научиться осознано подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей; подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче; ■ узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера; ■ овладеть знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением характеризовать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии. В результате изучения содержательной линии «Обработка графической информации» выпускник будет знать и уметь: ■ сущность понятий «пиксель», «растровая графика», «векторная графика»; ■ сущность понятий модель, моделирование, информационная модель, математическая модель и др.; ■ выполнять ввод изображений в компьютер; ■ создавать простые растровые изображения; редактировать готовые растровые изображения; ■ создавать простые векторные изображения; ■ познакомиться с цифровым представлением графической информации; ■ познакомиться с различными цветовыми моделями; ■ познакомиться с понятиями «пространственное разрешение монитора», «глубина кодирования (цвета)», «палитра»; ■ научиться оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением и хранением изображений. В результате изучения содержательной линии «Обработка текстовой информации» выпускник будет знать и уметь: ■ сущность понятия «кодовая таблица»; ■ создавать, редактировать и форматировать текстовые документы; ■ использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов; ■ познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами; ■ оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением текстовой информации с помощью наиболее употребительных современных кодировок; ■ создавать текстовые документы с рисунками, таблицами, диаграммами. В результате изучения содержательной линии «Мультимедиа» выпускник будет знать и уметь: ■ сущность технологии мультимедиа; ■ общие подходы к дискретному представлению аудиовизуальных данных; ■ использовать основные приёмы создания мультимедийных презентаций (подбирать дизайн презентации, макет слайда, размещать информационные объекты, использовать гиперссылки и пр.); ■ познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом; ■ научиться оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением аудиовизуальной информации. 8 класс В результате изучения содержательной линии «Математические основы информатики» выпускник будет знать и уметь: ■ сущность понятий «система счисления», «позиционная система счисления», «алфавит системы счисления», «основание системы счисления»; ■ сущность понятия «высказывание», сущность операций «и» (конъюнкция), «или» (дизъюнкция), «не» (отрицание); ■ сущность понятия «множество», сущность операций объединения, пересечения и дополнения; ■ записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; ■ переводить заданное натуральное число из двоичной системы счисления в десятичную; ■ сравнивать числа в двоичной записи; ■ складывать и умножать числа, записанные в двоичной системе счисления; ■ записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний; ■ оценивать мощность множеств, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения; ■ определять количество элементов в множествах, полученных из двух базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения; ■ использовать при решении задач формулы перемножения и сложения количества вариантов; ■ определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов); ■ выпускник получит возможность: ■ научиться записывать в развёрнутой форме восьмеричные и шестнадцатеричные числа; ■ научиться переводить заданное натуральное число, не превышающее десятичной записи в восьмеричную и из восьмеричной в десятичную; 1024, из ■ научиться переводить заданное натуральное число, не превышающее десятичной записи в шестнадцатеричную и из шестнадцатеричной в десятичную; 1024, из ■ научиться выполнять «быстрый» перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; ■ научиться вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления; ■ научиться вычислять значения арифметических выражений с целыми числами, представленными в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; ■ познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах; ■ научиться строить таблицу истинности для логического выражения; ■ научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности; ■ познакомиться с законами алгебры логики; ■ научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций; ■ познакомиться с логическими элементами; ■ определять количество элементов в множествах, полученных из трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения; ■ сформировать представление о области применения комбинаторных задач. В результате изучения содержательной программирования» выпускник будет знать и уметь: линии «Алгоритмы и элементы ■ сущность понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа»; ■ сущность понятий «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; ■ знать об ограничениях, накладываемых средой исполнителя и его системой команд на круг задач, решаемых исполнителем; ■ базовые алгоритмические конструкции; ■ сущность метода последовательного уточнения алгоритма; ■ выпускник научится: ■ понимать разницу между употреблением терминов «исполнитель», «алгоритм», «программа» в обыденной речи и в информатике; ■ выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.); ■ определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков); ■ определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента; ■ выполнять без использования компьютера («вручную») несложные управления исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.; алгоритмы ■ выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных, записанные на конкретном языке программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы); ■ составлять несложные алгоритмы управления исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.; выполнять эти программы на компьютере; ■ составлять несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере; ■ использовать величины (переменные) различных типов, а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания; ■ анализировать предложенную программу, например, определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; ■ использовать при разработке алгоритмов логические значения, операции и выражения с ними; ■ записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения; ■ выпускник получит возможность: ■ познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения; ■ познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами; ■ научиться разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции; ■ научиться составлять алгоритмы и программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее; ■ познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами; ■ познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде. 9 класс В результате изучения содержательной линии «Моделирование и формализация» выпускник будет знать и уметь: ■ сущность понятий модель, моделирование, информационная модель, математическая модель и др.; ■ использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента); ■ описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно); ■ использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию; ■ пользоваться различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.); ■ сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира; ■ познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов; ■ познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; ■ понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием; ■ научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними; ■ научиться выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования. В результате изучения содержательной программирования» выпускник будет знать и уметь: линии «Алгоритмы и элементы ■ сущность понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа»; ■ сущность понятий «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; ■ знать об ограничениях, накладываемых средой исполнителя и его системой команд на круг задач, решаемых исполнителем; ■ базовые алгоритмические конструкции; ■ сущность метода последовательного уточнения алгоритма; ■ понимать разницу между употреблением терминов «исполнитель», «алгоритм», «программа» в обыденной речи и в информатике; ■ выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.); ■ определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков); ■ определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента; ■ выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.; ■ выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных, записанные на конкретном языке программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы); ■ составлять несложные алгоритмы управления исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.; выполнять эти программы на компьютере; ■ составлять несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере; ■ использовать величины (переменные) различных типов, а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания; ■ анализировать предложенную программу, например, определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; ■ использовать при разработке алгоритмов логические значения, операции и выражения с ними; ■ записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения; ■ познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения; ■ познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами; ■ научиться разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции; ■ научиться составлять алгоритмы и программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее; ■ познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами; ■ познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде. В результате изучения содержательной линии «Обработка числовой информации» выпускник будет знать и уметь: ■ назначение динамических (электронных) таблиц; ■ использовать основные способы графического представления числовой информации (графики, круговые и столбчатые диаграммы); ■ использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; ■ научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы; ■ использовать электронные таблицы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее. В результате изучения содержательной линии «Коммуникационные технологии» ■ базовые нормы информационной этики и права; ■ оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных; канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи); ■ использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных; ■ анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; ■ проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; ■ приемам безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.; ■ соблюдать основы норм информационной безопасности, этики и права; выпускник получит возможность: ■ познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами; ■ расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности; ■ научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам; ■ познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.).