Аннотация информатика

Аннотация к рабочей программе предмета «Информатика»
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на уровне основного общего
образования составлена в соответствии с требованиями, утверждёнными Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Рабочая учебная программа курса «Информатика» для 7-9 классов составлена на основе
авторской программы курса «Информатика» Л. Л. Босовой в соответствии со следующими
нормативными документами:
■
■

законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287);

Изучение информатики в 7-9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей
основного общего образования, способствуя:
■

формированию основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики благодаря развитию представлений об информации как важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли
информационных процессов в современном мире;

■

совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в
процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и
способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной
учебной
деятельности
школьников
(учебного
проектирования,
моделирования,
исследовательской деятельности и т. д.);

■

воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и
этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и
созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

С учётом программы воспитания МБОУ ООШ п.Советского, в рабочей программе
отражается реализация воспитательного потенциала урока информатики, который предполагает
использование различных видов и форм деятельности, ориентированной на целевые приоритеты,
связанные с возрастными особенностями обучающихся:
J привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений,
организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией инициирование её обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по её поводу,
выработка своего к ней отношения;
J демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующего материала для работы на
уроке, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
J применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
J инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед

аудиторией, аргументировании отстаивания своей точки зрения.
Учебным планом на изучение информатики отводится 104 часа.
Программа реализуется:
- для 7 класса в объеме 35 часов в год, 1 час в неделю;
- для 8 класса в объеме 35 часов в год, 1 час в неделю;
- для 9 класса в объеме 34 часа в год, 1 час в неделю.
Для реализации
включающий:

рабочей

программы

используется

учебно-методический

комплект,

1. Информатика: 7 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2019.
2. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса: в 2 ч. / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2019.
3. Информатика. 7 класс: самостоятельные и контрольные работы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова и др. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
4. Информатика: 8 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2019.
5. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса: в 2 ч. / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2019.
6. Информатика. 8 класс: самостоятельные и контрольные работы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова и др. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
7. Информатика: 9 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2019.
8. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса: в 2 ч. / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2019.
9. Информатика. 9 класс: самостоятельные и контрольные работы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова и др. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
10. Информатика. 7-9 классы. Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, А. В. Анатольев,
Н. А. Аквилянов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
11. Информатика. Примерные рабочие программы. 5-9 классы: учебно-методическое пособие /
сост. К. Л. Бутягина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и
социализации обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание:
■ ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию;
понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; владение
достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области
информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о
цифровой трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
■ ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.

Гражданское воспитание:
■ представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том
числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет-среде; готовность к разно образной совместной деятельности
при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность
оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:
■ сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных
процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития
науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности
научной картины мира;
■ интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к
самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
■ овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
■ сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с
учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных
технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья:
■ осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый
образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации
средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Трудовое воспитание:
■ интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными
технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научнотехнического
прогресса;
■ осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
■ осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с
учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
■ освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают
овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными,
регулятивными.
7 класс
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:

■ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач.
Работа с информацией:
■ применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
■ выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов
и форм представления;
■ самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
■ оценивать надёжность информации
сформулированным самостоятельно.

по

критериям,

предложенным

учителем

или

Универсальные коммуникативные действия
Общение:
■ сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций.
Совместная деятельность (сотрудничество):
■ понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
■ выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
■ ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие
решений, принятие решений в группе);
■ самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений.
Самоконтроль (рефлексия):
■ владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
■ давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
■ оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
■ ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
■ осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к
любым объёмам информации.
8 класс
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
■ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения
(индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы.
Базовые исследовательские действия:
■ формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
ш

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования.

Работа с информацией:

■ эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
■ публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта).
Совместная деятельность (сотрудничество):
■ принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче,
формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
■ выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая
качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими
членами команды.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
■ составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
■ учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
■ объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
■ оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
■ ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
■ осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к
любым объёмам информации.
9 класс
Универсальные познавательные действия
■ самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
■ прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
■ эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
■ самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
■ оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
■ сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.

Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
■ делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
■

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;

■

оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:
■

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.

Принятие себя и других:
■

осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к
любым объёмам информации.

Предметные результаты
В соответствии с ФГОС основного общего образования основные предметные результаты
изучения информатики в основной школе ориентированы на применение знаний, умений и навыков в
учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражают:
-

формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о
компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков
и умений использования компьютерных устройств;

-

формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель
— и их свойствах;

-

развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в
современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного
исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и
операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами - линейной, ветвящейся и циклической;

-

формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ
представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики,
диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

-

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики
и права.

Предметные результаты сформулированы к каждой содержательной линии учебного
предмета:
-

линия «Информация и информационные процессы»;

-

линия «Компьютер — универсальное устройство для работы с информацией»;

-

линия «Математические основы информатики»;

-

линия «Алгоритмы и элементы программирования»;

-

линия «Моделирование и формализация»;

-

линия «Обработка графической информации»;

-

линия «Обработка текстовой информации»;

-

линия «Мультимедиа»;

-

линия «Обработка числовой информации в электронных таблицах»;
линия «Коммуникационные технологии».

7

класс

В результате изучения содержательной линии «Информация и информационные
процессы»
выпускник будет знать и уметь:
■ сущность основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс,
информационная система и др.;
■ основные единицы измерения количества информации и соотношения между ними;
■ различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее
представления на материальных носителях;
■ приводить примеры информационных процессов — процессов, связанные с хранением,
преобразованием и передачей данных — в живой природе и технике;
■ раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах
различной природы;
■ кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
■ определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице
равномерного кода;
■ описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
■ углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как
одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в
современном мире;
■ узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий
только два символа, например, 0 и 1;
■ научиться определять информационный вес символа произвольного алфавита;
■ научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
■ научиться оценивать информационный
произвольного алфавита.

объём

сообщения,

записанного

символами

В результате изучения содержательной линии «Компьютер как универсальное устройство
работы с информацией»
выпускник будет знать и уметь:
■ назначение основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней
энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
■ основные вехи истории и тенденции развития компьютеров, пути улучшения их характеристик;
■ круг задач, решаемых с помощью суперкомпьютеров;
■ сущность понятий, связанных с передачей данных (источник и приемник данных; канал связи,
скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
■ классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач, в том числе
описывать виды и состав программного обеспечения современного компьютера;
■ определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
■ использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи
данных;
■ классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
■ выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять,
архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
■ разбираться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя файла

(каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого
информационного носителя);
■ использовать маску для операций с файлами;
■ осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
■ научиться осознано подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей;
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
■ узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера;
■ овладеть знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами
программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы,
электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
умением характеризовать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей
терминологии.
В результате изучения содержательной линии «Обработка графической информации»
выпускник будет знать и уметь:
■ сущность понятий «пиксель», «растровая графика», «векторная графика»;
■ сущность понятий модель, моделирование, информационная модель, математическая модель и
др.;
■ выполнять ввод изображений в компьютер;
■ создавать простые растровые изображения; редактировать готовые растровые изображения;
■ создавать простые векторные изображения;
■ познакомиться с цифровым представлением графической информации;
■ познакомиться с различными цветовыми моделями;
■ познакомиться с понятиями «пространственное разрешение монитора», «глубина кодирования
(цвета)», «палитра»;
■ научиться оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением и
хранением изображений.
В результате изучения содержательной линии «Обработка текстовой информации»
выпускник будет знать и уметь:
■

сущность понятия «кодовая таблица»;

■

создавать, редактировать и форматировать текстовые документы;
■ использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых
документов;
■ познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными
современными кодами;
■ оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением текстовой
информации с помощью наиболее употребительных современных кодировок;

■

создавать текстовые документы с рисунками, таблицами, диаграммами.
В результате изучения содержательной линии «Мультимедиа»
выпускник будет знать и уметь:

■

сущность технологии мультимедиа;

■

общие подходы к дискретному представлению аудиовизуальных данных;
■ использовать основные приёмы создания мультимедийных презентаций (подбирать дизайн
презентации, макет слайда, размещать информационные объекты, использовать гиперссылки и

пр.);
■ познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и
соответствующим понятийным аппаратом;
■ научиться оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением
аудиовизуальной информации.
8 класс
В результате изучения содержательной линии «Математические основы информатики»
выпускник будет знать и уметь:
■

сущность понятий «система счисления», «позиционная система счисления», «алфавит системы
счисления», «основание системы счисления»;

■

сущность понятия «высказывание», сущность операций «и» (конъюнкция), «или» (дизъюнкция),
«не» (отрицание);

■

сущность понятия «множество», сущность операций объединения, пересечения и дополнения;

■

записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024;

■

переводить заданное натуральное число из двоичной системы счисления в десятичную;

■

сравнивать числа в двоичной записи;

■

складывать и умножать числа, записанные в двоичной системе счисления;

■

записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и
скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения
истинности входящих в него элементарных высказываний;

■

оценивать мощность множеств, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью
операций объединения, пересечения и дополнения;

■ определять количество элементов в множествах, полученных из двух базовых множеств с
помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
■ использовать при решении задач формулы перемножения и сложения количества вариантов;
■ определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и
кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
■ выпускник получит возможность:
■ научиться записывать в развёрнутой форме восьмеричные и шестнадцатеричные числа;
■ научиться переводить
заданное натуральное
число, не превышающее
десятичной записи в восьмеричную и из восьмеричной в десятичную;

1024, из

■ научиться переводить
заданное натуральное
число, не превышающее
десятичной записи в шестнадцатеричную и из шестнадцатеричной в десятичную;

1024, из

■ научиться выполнять «быстрый» перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в
восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно;
■ научиться вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
■ научиться вычислять значения арифметических выражений с целыми числами, представленными
в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
■ познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и
робототехнических системах;
■ научиться строить таблицу истинности для логического выражения;
■ научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
■ познакомиться с законами алгебры логики;
■ научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их
преобразования с использованием основных свойств логических операций;

■ познакомиться с логическими элементами;
■ определять количество элементов в множествах, полученных из трех базовых множеств с
помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
■ сформировать представление о области применения комбинаторных задач.
В результате изучения содержательной
программирования»
выпускник будет знать и уметь:

линии

«Алгоритмы

и

элементы

■ сущность понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа»;
■ сущность понятий «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд
исполнителя»;
■ знать об ограничениях, накладываемых средой исполнителя и его системой команд на круг задач,
решаемых исполнителем;
■ базовые алгоритмические конструкции;
■ сущность метода последовательного уточнения алгоритма;
■ выпускник научится:
■ понимать разницу между употреблением терминов «исполнитель», «алгоритм», «программа» в
обыденной речи и в информатике;
■ выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том
числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
■ определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач
(словесный, графический, с помощью формальных языков);
■ определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
■ выполнять без использования
компьютера («вручную») несложные
управления исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.;

алгоритмы

■ выполнять без использования
компьютера («вручную») несложные
алгоритмы
обработки числовых и текстовых данных, записанные на конкретном языке программирования с
использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования
(линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
■ составлять несложные алгоритмы управления исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и
др.; выполнять эти программы на компьютере;
■ составлять несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных с использованием
основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в
виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на
компьютере;
■ использовать величины (переменные) различных типов, а также выражения, составленные из
этих величин; использовать оператор присваивания;
■ анализировать предложенную программу, например, определять, какие результаты возможны
при заданном множестве исходных значений;
■ использовать при разработке алгоритмов логические значения, операции и выражения с ними;
■ записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и
вычислять их значения;
■ выпускник получит возможность:
■ познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
■ познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со
строковыми величинами;

■ научиться разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции;
■ научиться составлять алгоритмы и программы для решения задач, возникающих в процессе
учебы и вне ее;
■ познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет
различными системами;
■ познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и
разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.
9 класс
В результате изучения содержательной линии «Моделирование и формализация»
выпускник будет знать и уметь:
■ сущность понятий модель, моделирование, информационная модель, математическая модель и
др.;
■ использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути),
деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент,
предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
■ описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина
«матрица смежности» не обязательно);
■ использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы,
удовлетворяющих определенному условию;
■ пользоваться различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т.
д.);
■ сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных
моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
■ познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных
объектов и процессов;
■ познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их
анализе;
■ понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью,
между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
■ научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты,
выявлять соотношения между ними;
■ научиться выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять адекватность модели объекту и цели моделирования.
В результате изучения содержательной
программирования»
выпускник будет знать и уметь:

линии

«Алгоритмы

и

элементы

■ сущность понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа»;
■ сущность понятий «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд
исполнителя»;
■ знать об ограничениях, накладываемых средой исполнителя и его системой команд на круг задач,
решаемых исполнителем;
■ базовые алгоритмические конструкции;
■ сущность метода последовательного уточнения алгоритма;

■ понимать разницу между употреблением терминов «исполнитель», «алгоритм», «программа» в
обыденной речи и в информатике;
■ выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том
числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
■ определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач
(словесный, графический, с помощью формальных языков);
■ определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
■ выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления
исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.;
■ выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы обработки
числовых и текстовых данных, записанные на конкретном языке программирования с
использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования
(линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
■ составлять несложные алгоритмы управления исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и
др.; выполнять эти программы на компьютере;
■ составлять несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных с использованием
основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в
виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на
компьютере;
■ использовать величины (переменные) различных типов, а также выражения, составленные из
этих величин; использовать оператор присваивания;
■ анализировать предложенную программу, например, определять, какие результаты возможны
при заданном множестве исходных значений;
■ использовать при разработке алгоритмов логические значения, операции и выражения с ними;
■ записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и
вычислять их значения;
■ познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
■ познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со
строковыми величинами;
■ научиться разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции;
■ научиться составлять алгоритмы и программы для решения задач, возникающих в процессе
учебы и вне ее;
■ познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет
различными системами;
■ познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и
разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.
В результате изучения содержательной линии «Обработка числовой информации»
выпускник будет знать и уметь:
■ назначение динамических (электронных) таблиц;
■ использовать основные способы графического представления числовой информации (графики,
круговые и столбчатые диаграммы);
■ использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием
абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и
упорядочивание (сортировку) его элементов;
■ научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств
электронной таблицы;

■ использовать электронные таблицы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее.
В результате изучения содержательной линии «Коммуникационные технологии»
■ базовые нормы информационной этики и права;
■ оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных; канал
связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
■ использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи
данных;
■ анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
■ проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических
операций;
■ приемам безопасной организации своего личного пространства данных с использованием
индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
■ соблюдать основы норм информационной безопасности, этики и права;
выпускник получит возможность:
■ познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между
компьютерами;
■ расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об
использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых
и этических норм, требований информационной безопасности;
■ научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете,
полученных по тем или иным запросам;
■ познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника,
сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».