Аннотация к рабочей программе по предмету «История» Рабочая программа учебного предмета «История» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с требованиями, утверждёнными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Рабочая программа учебного предмета «История» для обучающихся 5-9 классов разработана на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов: J закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; •/ федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287); J примерной рабочей программы по истории на уровне основного общего образования для 5-9 классов общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол 3/21 от 27.09.2021г.); J авторской программы «История Древнего мира » для обучающихся 5 классов общеобразовательных школ автора: Н .И. Шевченко , издательство «Просвещение» J авторской программы по истории для 6 класса «История Средних веков» А.В. Игнатов. М.: Просвещение. J авторской программы по истории для 7 класса «История Нового времени» Т.В. Коваль, А.Я.Юдовская - М.: Просвещение. J авторской программы по истории для 8 класса «История Нового времени» Т.В. Коваль, А.Я.Юдовская - М.: Просвещение. J авторской программы по истории для 9 класса «История Нового времени» Т.В. Коваль, А.Я.Юдовская - М.: Просвещение. J авторской программы по истории «История России. 6-10 классы» И.Л. Андреев, И.Н. Данилевский, Л.М. Ляшенко и др. - М.; Дрофа. Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: • сформировать у учащихся целостное предствавление о всемирной истории и истории России как закономерном и необходимом периоде всемирной истории; • осветить экономическое,социальное,политическое и культкрное развитие основных регионов Европы и мира,показать их роль в истории и культуре; • охарактеризовать наиболее яркие исторические личности, их роль в истории и культуре; • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; • освоение знаний о важнейших событиях; • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с историческими традициями; • применение знаний и представлений о системах социальных норм и ценностей для жизни. Задачами учебного курса является: • формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации в процессе изучения историко-культурного опыта народов зарубежных стран; • овладения знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в их социальном, экономическом, политическом и духовно- нравственном контекстах; • развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия отдельных регионов мира в различные, выделять и группировать признаки исторического явления и процесса; • формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми. С учётом программы воспитания МБОУ ООШ п.Советского, в рабочей программе отражается реализация воспитательного потенциала урока истории, который предполагает использование различных видов и форм деятельности, ориентированной на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся: J привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией инициирование её обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по её поводу, выработка своего к ней отношения; J демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующего материала для работы на уроке, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; J применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; J инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументировании отстаивания своей точки зрения. Учебным планом на изучение русского языка отводится 348 часа. Программа реализуется: - для 5 класса в объеме 70 часов в год, 2 часа в неделю; - для 6 класса в объеме 70 часов в год, 2 часа в неделю; - для 7 класса в объеме 70 часов в год, 2 часа в неделю; - для 8 класса в объеме 70 часов в год, 2 часа в неделю; - для 9 класса в объеме 68 часа в год, 2 часа в неделю. Из них 30 часов отводится на изучение истории Средних веков и 40 часов на изучение истории России. Данная программа реализуется на основе УМК по предмету: 1. История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. - М.: Просвещение. 2. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. - М.: Просвещение. 3. Учебник «История Средних веков» для обучающихся 6 класса.Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, М.: Просвещение. 4. Рабочая тетрадь «История Средних веков» для обучающихся 6 класса.Е.А. Крючкова, М.: Просвещение. 5. Учебник «История России с древнейших времен до Х"У1века» для обучающихся 6 класса. И.Л. Андреев, И.Н. Федоров. М.: Дрофа 6. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до XVI века» для обучающихся 6 класса. В.А. Клоков, Е.В. Симанова, М.: Дрофа 7. Учебник «История Нового времени» для обучающихся7 класса. А.Ю. Юдовская, А.П. Баранов, М.: Просвещение. 8. Рабочая тетрадь «История Нового времени» для обучающихся 7 класса. А.Я. Юдовская, А.П. Баранов. М.: Просвещение. 9. Учебник «История РоссииXVI-XVII в.» для обучающихся 7 класса. И.Л. Андреев, И.Н. Федоров. М.: Дрофа 10. Рабочая тетрадь «История России XVI-XVII в.» для обучающихся 7класса.В.А. Клоков, Е.В. Симанова, М.: Дрофа 11. Учебник «История Нового времени» для обучающихся 8 класса. А.Ю. Юдовская, А.П. Баранов, М.: Просвещение. 12. Рабочая тетрадь «История Нового времени» для обучающихся 8 класса. А.Я. Юдовская, А.П. Баранов. М.: Просвещение. 13. Учебник «История России конец XVII-XVIII в.» для обучающихся 8 класса. И.Л. Андреев,Л.М. Ляшенко. М.: Дрофа 14. Рабочая тетрадь «История России конец XVII-XVIII в.» для обучающихся 8класса.В.А. Клоков, Е.В. Симанова, М.: Дрофа 15. Учебник «История Нового времени» для обучающихся 9 класса. А.Ю. Юдовская, А.П. Баранов, М.: Просвещение. 16. Рабочая тетрадь «История Нового времени» для обучающихся 9 класса. А.Я. Юдовская, А.П. Баранов. М.: Просвещение. 17. Учебник «История России XIX - начало XX в.» для обучающихся 9 класса. И.Л. Андреев,Л.М. Ляшенко. М.: Дрофа 18. Рабочая тетрадь «История России XIX - начало XX в.» для обучающихся 9 класса.В.А. Клоков, Е.В. Симанова, М.: Дрофа Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты 5-9 класс: J в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; J в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде; J в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; J в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; J в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; J в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху; J в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов; J в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осо знание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. J в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы. Метапредметные результаты 5 классов В сфере универсальных учебных познавательных действий: владение базовыми логическими действиями: J систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); J сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; J формулировать и обосновывать выводы; владение базовыми исследовательскими действиями: J определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; J систематизировать и анализировать исторические факты, J представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.); работа с информацией: J различать виды источников исторической информации; J высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно). В сфере универсальных учебных коммуникативных действий: общение J представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; J участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; J выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; J публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осуществление совместной деятельности: J осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; J планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; J определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; J оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. В сфере универсальных учебных регулятивных действий: J владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); J владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей. S В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других: J выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; J ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности); J регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения. Метапредметные результаты 6 классов: В сфере универсальных учебных познавательных действий: владение базовыми логическими действиями: J систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); J выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; J сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; J формулировать и обосновывать выводы; владение базовыми исследовательскими действиями: J определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; J систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; J соотносить полученный результат с имеющимся знанием; J определять новизну и обоснованность полученного результата; J представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.); работа с информацией: J осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; J различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно). В сфере универсальных учебных коммуникативных действий: общение: J представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; J участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; J выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; J публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; осуществление совместной деятельности: J осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; J планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; J определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; J оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. В сфере универсальных учебных регулятивных действий: J владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); J владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей. В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других: J выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; J ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности); J регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения. Метапредметные результаты 7 классов: В сфере универсальных учебных познавательных действий: владение базовыми логическими действиями: J систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); J выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; J сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; J формулировать и обосновывать выводы; владение базовыми исследовательскими действиями: J определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; J систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; J соотносить полученный результат с имеющимся знанием; J определять новизну и обоснованность полученного результата; J представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.); работа с информацией: J осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; J различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно). В сфере универсальных учебных коммуникативных действий: общение: J представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; J участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; J выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; J публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; осуществление совместной деятельности: J осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; J планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; J определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; J оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. В сфере универсальных учебных регулятивных действий: J владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); J владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей. В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других: J выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; J ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности); J регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения. Метапредметные результаты 8 классов: В сфере универсальных учебных познавательных действий: владение базовыми логическими действиями: J систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); J выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; J сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; J формулировать и обосновывать выводы; владение базовыми исследовательскими действиями: J определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; J систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; J соотносить полученный результат с имеющимся знанием; J определять новизну и обоснованность полученного результата; J представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.); работа с информацией: J осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; J различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно). В сфере универсальных учебных коммуникативных действий: общение: J представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; J участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; J выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; J публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; осуществление совместной деятельности: J осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; J планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; J определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; J оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. В сфере универсальных учебных регулятивных действий: J владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); J владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей. В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других: J выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; J ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности); J регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения. Метапредметные результаты 9 классов: В сфере универсальных учебных познавательных действий: владение базовыми логическими действиями: J систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); J выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; J сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; J формулировать и обосновывать выводы; владение базовыми исследовательскими действиями: J определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; J систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; J соотносить полученный результат с имеющимся знанием; J определять новизну и обоснованность полученного результата; J представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.); работа с информацией: J осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; J различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно). В сфере универсальных учебных коммуникативных действий: общение: J представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; J участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; J выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; J публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; осуществление совместной деятельности: J осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; J планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; J определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; J оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. В сфере универсальных учебных регулятивных действий: J владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); J владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей. В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других: J выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; J ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности); J регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения. Предметные результаты 5 класс J иметь представление об основных датах, этапов и ключевых событий истории древнего мира; J определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов, соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами; J читать историческую карту, находить и показывать на ней историкогеографические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты; J уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам; J отвечать на вопросы по содержанию исторического источника и составлять на его основе план, таблицу, схему. J сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования; J различать основные типы исторических источников, соотносить вещественный источник с историческим периодом, к которому он относится. J различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира; J выявлять сходство и различия сравниваемых исторических событий, явлений, процессов: J применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране. Предметные результаты 6 класс J локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; J использовать историческую карту как источник информации о территории, экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, направлениях крупнейших передвижений людей походов, завоеваний, колонизаций и др.; J проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; J составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; J раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; J объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; J сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); J давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков. J давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток); J сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них черты общего и различия; Предметные результаты 7 класс. J локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; J использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социальноэкономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений походов, завоеваний, колонизации и др.; J анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; J составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; J систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; J раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностей; д) художественной культуры Нового времени; J объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); J сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; J давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. J характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время; J использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); J сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; J применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д. Предметные результаты 8 класс J локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; J использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социальноэкономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений походов, завоеваний, колонизации и др.; J анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; J составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; J систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; J раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностей; д) художественной культуры Нового времени; J объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); J сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; J давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. J характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время; J использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); J сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; J применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д. Предметные результаты 9 класс. J локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; J использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социальноэкономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений походов, завоеваний, колонизации и др.; J анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; J составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; J систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; J раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностей; д) художественной культуры Нового времени; J объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); J сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; J давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. J характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время; J использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); J сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; J применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.