Аннотация история

Аннотация к рабочей программе по предмету «История»
Рабочая программа учебного предмета «История» на уровне основного общего
образования составлена в соответствии с требованиями, утверждёнными Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Рабочая программа учебного предмета «История» для обучающихся 5-9 классов
разработана на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
J закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
•/ федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 287);
J примерной рабочей программы по истории на уровне основного общего образования для
5-9 классов общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию протокол 3/21 от
27.09.2021г.);
J авторской программы «История Древнего мира » для обучающихся 5 классов
общеобразовательных школ автора: Н .И. Шевченко , издательство «Просвещение»
J авторской программы по истории для 6 класса «История Средних веков» А.В. Игнатов. М.: Просвещение.
J авторской программы по истории для 7 класса «История Нового времени» Т.В. Коваль,
А.Я.Юдовская - М.: Просвещение.
J авторской программы по истории для 8 класса «История Нового времени» Т.В. Коваль,
А.Я.Юдовская - М.: Просвещение.
J авторской программы по истории для 9 класса «История Нового времени» Т.В. Коваль,
А.Я.Юдовская - М.: Просвещение.
J авторской программы по истории «История России. 6-10 классы» И.Л.
Андреев, И.Н. Данилевский, Л.М. Ляшенко и др. - М.; Дрофа.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:

•

сформировать у учащихся целостное предствавление о всемирной истории и истории
России как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
• осветить экономическое,социальное,политическое и культкрное развитие основных
регионов Европы и мира,показать их роль в истории и культуре;
• охарактеризовать наиболее яркие исторические личности, их роль в истории и
культуре;
• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
• освоение знаний о важнейших событиях;
• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с
различными источниками исторической информации;
• формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с историческими
традициями;
• применение знаний и представлений о системах социальных норм и ценностей для
жизни.
Задачами учебного курса является:

•

формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и
культурной идентификации в процессе изучения историко-культурного опыта
народов зарубежных стран;

•

овладения знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в их социальном,
экономическом, политическом и духовно- нравственном контекстах;

•

развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия отдельных регионов
мира в различные, выделять и группировать признаки исторического явления и
процесса;

•

формирование способности
применять усвоенные знания о
взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о
повседневной культуре и куртуазности в процессе осмысления современной
реальности и общения с разными людьми.
С учётом программы воспитания МБОУ ООШ п.Советского, в рабочей программе
отражается реализация воспитательного потенциала урока истории, который предполагает
использование различных видов и форм деятельности, ориентированной на целевые
приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся:
J привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений,
организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией инициирование её обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по её
поводу, выработка своего к ней отношения;
J демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующего
материала для работы на уроке, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
J применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра,
где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и взаимодействию с другими обучающимися;
J инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументировании
отстаивания своей точки зрения.
Учебным планом на изучение русского языка отводится 348 часа.
Программа реализуется:
- для 5 класса в объеме 70 часов в год, 2 часа в неделю;
- для 6 класса в объеме 70 часов в год, 2 часа в неделю;
- для 7 класса в объеме 70 часов в год, 2 часа в неделю;
- для 8 класса в объеме 70 часов в год, 2 часа в неделю;
- для 9 класса в объеме 68 часа в год, 2 часа в неделю.
Из них 30 часов отводится на изучение истории Средних веков и 40 часов на изучение
истории России.
Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:
1. История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.
Свенцицкая. - М.: Просвещение.
2. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. - М.: Просвещение.
3. Учебник «История Средних веков» для обучающихся 6 класса.Е.В. Агибалова, Г.М.
Донской, М.: Просвещение.
4. Рабочая тетрадь «История Средних веков» для обучающихся 6 класса.Е.А. Крючкова,
М.: Просвещение.
5. Учебник «История России с древнейших времен до Х"У1века» для обучающихся 6
класса. И.Л. Андреев, И.Н. Федоров. М.: Дрофа
6. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до XVI века» для обучающихся
6 класса. В.А. Клоков, Е.В. Симанова, М.: Дрофа
7. Учебник «История Нового времени» для обучающихся7 класса. А.Ю. Юдовская, А.П.
Баранов, М.: Просвещение.

8. Рабочая тетрадь «История Нового времени» для обучающихся 7 класса. А.Я. Юдовская,
А.П. Баранов. М.: Просвещение.
9. Учебник «История РоссииXVI-XVII в.» для обучающихся 7 класса. И.Л. Андреев, И.Н.
Федоров. М.: Дрофа
10. Рабочая тетрадь «История России XVI-XVII в.» для обучающихся 7класса.В.А. Клоков,
Е.В. Симанова, М.: Дрофа
11. Учебник «История Нового времени» для обучающихся 8 класса. А.Ю. Юдовская, А.П.
Баранов, М.: Просвещение.
12. Рабочая тетрадь «История Нового времени» для обучающихся 8 класса. А.Я. Юдовская,
А.П. Баранов. М.: Просвещение.
13. Учебник «История России конец XVII-XVIII в.» для обучающихся 8 класса. И.Л.
Андреев,Л.М. Ляшенко. М.: Дрофа
14. Рабочая тетрадь «История России конец XVII-XVIII в.» для обучающихся 8класса.В.А.
Клоков, Е.В. Симанова, М.: Дрофа
15. Учебник «История Нового времени» для обучающихся 9 класса. А.Ю. Юдовская, А.П.
Баранов, М.: Просвещение.
16. Рабочая тетрадь «История Нового времени» для обучающихся 9 класса. А.Я. Юдовская,
А.П. Баранов. М.: Просвещение.
17. Учебник «История России XIX - начало XX в.» для обучающихся 9 класса. И.Л.
Андреев,Л.М. Ляшенко. М.: Дрофа
18. Рабочая тетрадь «История России XIX - начало XX в.» для обучающихся 9 класса.В.А.
Клоков, Е.В. Симанова, М.: Дрофа
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты 5-9 класс:
J в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
J в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров
гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий,
наносящих ущерб социальной и природной среде;
J в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных
ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного
российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое
поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков;
J в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о
развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте
предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с
позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной
составляющей современного общественного сознания;
J в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей
страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и
средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и

других народов;
J в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни
и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории);
представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в
исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
J в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о
разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и
результатам
трудовой
деятельности
человека;
определение
сферы
профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов;
J в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия
людей
с природной
средой;
осо
знание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости
защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
J в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления
об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к
новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного
ответа на природные и социальные вызовы.
Метапредметные результаты 5 классов
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями:
J систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем);
J сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
J формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями:
J определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта;
J систематизировать и анализировать исторические факты,
J представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией:
J различать виды источников исторической информации;
J высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по
критериям,
предложенным
учителем
или
сформулированным
самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий: общение
J представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире;
J участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и
сходство высказываемых оценок;
J выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном
тексте;
J публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
осуществление совместной деятельности:
J осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как
эффективного средства достижения поставленных целей;
J планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по
истории, в том числе — на региональном материале;
J определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими
членами команды;
J оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
J владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы
(выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и
определение способа решения);
J владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и
самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою
работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
S В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
J выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между
людьми;
J ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в
исторических ситуациях и окружающей действительности);
J регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других
участников общения.
Метапредметные результаты 6 классов:
В сфере универсальных учебных познавательных действий: владение базовыми логическими
действиями:
J систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем);
J
выявлять
характерные
признаки
исторических
явлений;
раскрывать
причинно-следственные связи событий;
J сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
J формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями:
J определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта;
J систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять
реконструкцию исторических событий;
J соотносить полученный результат с имеющимся знанием;
J определять новизну и обоснованность полученного результата;
J представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией:
J осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник,
тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы
и др.) — извлекать информацию из источника;
J различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о
достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий: общение:
J представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире;
J участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и
сходство высказываемых оценок;
J выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном
тексте;
J публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и
применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении;
осуществление совместной деятельности:
J осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как
эффективного средства достижения поставленных целей;
J планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по
истории, в том числе — на региональном материале;

J определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими
членами команды;
J оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
J владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы
(выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и
определение способа решения);
J владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и
самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою
работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
J выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между
людьми;
J ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в
исторических ситуациях и окружающей действительности);
J регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других
участников общения.
Метапредметные результаты 7 классов:
В сфере универсальных учебных познавательных действий: владение базовыми логическими
действиями:
J систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем);
J
выявлять
характерные
признаки
исторических
явлений;
раскрывать
причинно-следственные связи событий;
J сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
J формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями:
J определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта;
J систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять
реконструкцию исторических событий;
J соотносить полученный результат с имеющимся знанием;
J определять новизну и обоснованность полученного результата;
J представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией:
J осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник,
тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы
и др.) — извлекать информацию из источника;
J различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о
достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий: общение:
J представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире;
J участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и
сходство высказываемых оценок;
J выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном
тексте;
J публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и
применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении;
осуществление совместной деятельности:
J осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как
эффективного средства достижения поставленных целей;

J планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по
истории, в том числе — на региональном материале;
J определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими
членами команды;
J оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
J владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы
(выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и
определение способа решения);
J владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и
самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою
работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
J выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между
людьми;
J ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в
исторических ситуациях и окружающей действительности);
J регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других
участников общения.
Метапредметные результаты 8 классов:
В сфере универсальных учебных познавательных действий: владение базовыми логическими
действиями:
J систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем);
J
выявлять
характерные
признаки
исторических
явлений;
раскрывать
причинно-следственные связи событий;
J сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
J формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями:
J определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта;
J систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять
реконструкцию исторических событий;
J соотносить полученный результат с имеющимся знанием;
J определять новизну и обоснованность полученного результата;
J представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией:
J осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник,
тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы
и др.) — извлекать информацию из источника;
J различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о
достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий: общение:
J представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире;
J участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и
сходство высказываемых оценок;
J выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном
тексте;
J публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и
применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении;
осуществление совместной деятельности:
J осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как

эффективного средства достижения поставленных целей;
J планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по
истории, в том числе — на региональном материале;
J определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими
членами команды;
J оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
J владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы
(выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и
определение способа решения);
J владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и
самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою
работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
J выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между
людьми;
J ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в
исторических ситуациях и окружающей действительности);
J регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений
других участников общения.
Метапредметные результаты 9 классов:
В сфере универсальных учебных познавательных действий: владение базовыми логическими
действиями:
J систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем);
J
выявлять
характерные
признаки
исторических
явлений;
раскрывать
причинно-следственные связи событий;
J сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
J формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями:
J определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта;
J систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять
реконструкцию исторических событий;
J соотносить полученный результат с имеющимся знанием;
J определять новизну и обоснованность полученного результата;
J представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией:
J осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник,
тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы
и др.) — извлекать информацию из источника;
J различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о
достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий: общение:
J представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире;
J участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и
сходство высказываемых оценок;
J выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном
тексте;
J публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и
применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении;
осуществление совместной деятельности:

J осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как
эффективного средства достижения поставленных целей;
J планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по
истории, в том числе — на региональном материале;
J определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими
членами команды;
J оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
J владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы
(выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и
определение способа решения);
J владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и
самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою
работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
J выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между
людьми;
J ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в
исторических ситуациях и окружающей действительности);
J регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других
участников общения.
Предметные результаты 5 класс
J иметь представление об основных датах, этапов и ключевых событий истории древнего
мира;
J определять последовательность и длительность исторических событий, явлений,
процессов, соотносить события истории разных стран и народов с историческими
периодами;
J читать историческую карту, находить и показывать на ней историкогеографические
объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
J уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и
группировать их по предложенным признакам;
J отвечать на вопросы по содержанию исторического источника и составлять на его основе
план, таблицу, схему.
J сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их
сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие
выводы о результатах своего исследования;
J различать основные типы исторических источников, соотносить вещественный источник с
историческим периодом, к которому он относится.
J различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать
собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
J выявлять сходство и различия сравниваемых исторических событий, явлений, процессов:
J применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми,
самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками
истории Древнего мира, способствовать их охране.
Предметные результаты 6 класс
J локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и
развития русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей
истории;
J использовать историческую карту как источник информации о территории,
экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века,
направлениях крупнейших передвижений людей походов, завоеваний, колонизаций
и др.;
J проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических

памятниках Средневековья;
J составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых
обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной
культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
J раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных
отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей,
господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений,
представлений средневекового человека о мире;
J объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории
Средних веков;
J сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие
черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность»,
«централизованное государство» и др.);
J давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
J давать сопоставительную характеристику политического устройства государств
Средневековья (Русь, Запад, Восток);
J сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них
черты общего и различия;
Предметные результаты 7 класс.
J локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени
как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового
времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
J использовать историческую карту как источник информации о границах России и других
государств в Новое время, основных процессах социальноэкономического развития,
местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений походов,
завоеваний, колонизации и др.;
J анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей
истории Нового времени;
J составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и
других странах в Новое время, памятников материальной и художественной
культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и
всеобщей истории Нового времени;
J систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной
литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
J раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального
развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя
(включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития
общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г)
представлений о мире и общественных ценностей; д) художественной культуры
Нового времени;
J объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и
всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций,
взаимодействий между народами и др.);
J сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические
ситуации и события;
J давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового
времени.
J характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других
государств в Новое время;
J использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций
автора и др.);

J сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались
общие черты и особенности;
J применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении
описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.
Предметные результаты 8 класс
J локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени
как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового
времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое
время;
J использовать историческую карту как источник информации о границах России и других
государств в Новое время, основных процессах социальноэкономического развития,
местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений походов,
завоеваний, колонизации и др.;
J анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей
истории Нового времени;
J составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и
других странах в Новое время, памятников материальной и художественной
культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и
всеобщей истории Нового времени;
J систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной
литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
J раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального
развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя
(включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития
общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г)
представлений о мире и общественных ценностей; д) художественной культуры
Нового времени;
J объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и
всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций,
взаимодействий между народами и др.);
J сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические
ситуации и события;
J давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового
времени.
J характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других
государств в Новое время;
J использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций
автора и др.);
J сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались
общие черты и особенности;
J применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении
описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.
Предметные результаты 9 класс.
J локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени
как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового
времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое
время;
J использовать историческую карту как источник информации о границах России и других
государств в Новое время, основных процессах социальноэкономического развития,
местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений походов,

завоеваний, колонизации и др.;
J анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории
Нового времени;
J составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и
других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры;
рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей
истории Нового времени;
J систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной
литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
J раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития
России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая
понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития
общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г)
представлений о мире и общественных ценностей; д) художественной культуры
Нового времени;
J объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей
истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций,
взаимодействий между народами и др.);
J сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические
ситуации и события;
J давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
J характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других
государств в Новое время;
J использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций
автора и др.);
J сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались
общие черты и особенности;
J применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении
описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».