Аннотация к рабочей программе по предмету «Обществознание» Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с требованиями, утверждёнными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Рабочая программа учебного предмета «Обществознание » для обучающихся 6-9 классов разработана на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов: J закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; J федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287); ■ J концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации; J федерального перечня учебников (Приказ Министерства просвещения России от 20.05.2020 № 254 « Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»); J примерной рабочей программы по обществознанию на уровне основного общего образования для 5-9 классов общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол 3/21 от 27.09.2021г.); ■ S авторской программы по обществознанию для 6 класса «Обществознание» (Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. - М.: Просвещение). ■ S авторской программы по обществознанию для 7 класса разработана на основе ФГОС ООО, на основе авторской программы «Обществознание» (Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. - М.: Просвещение). ■ S авторской программы для 8 класса «Обществознание» (Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. - М.: Просвещение) ■S авторской программы для 9 класса «Обществознание» общеобразовательных школ авторов: Л.Н. Боголюбова и др. (Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 9 класс : учеб.пособие для общеобразоват. организаций/[Л. Н. Боголюбов и др.]. — М.: Просвещение. Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей: J развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; J воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ; J освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; J формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейнобытовых отношений. Задачами учебного курса является: J создание условий для социализации личности; J воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; J формирование знаний и интеллектуальных умений; J воспитания уважения к семье и семейным традициям; J формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры; J воспитание толерантного отношения к людям другой национальности; J воспитания уважения к трудовой деятельности на уровне основного общего образования С учётом программы воспитания МБОУ ООШ п.Советского, в рабочей программе отражается реализация воспитательного потенциала урока обществознания, который предполагает использование различных видов и форм деятельности, ориентированной на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся: J привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией инициирование её обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по её поводу, выработка своего к ней отношения; J демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующего материала для работы на уроке, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; J применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; J инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументировании отстаивания своей точки зрения. Учебным планом на изучение обществознания отводится 139 часов Программа реализуется: - для 6 класса в объеме 35 часов в год, 1 час в неделю; - для 7 класса в объеме 35 часов в год, 1 час в неделю; - для 8 класса в объеме 35 часов в год, 1 час в неделю; - для 9 класса в объеме 34 часа в год, 1 час в неделю. В целях освоения учебного предмета «Обществознание» используется следующий учебно-методический комплекс: 1. Учебник «Обществознание» для обучающихся 6 класса. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, М.: Просвещение. 2. Рабочая тетрадь ««Обществознание» для обучающихся 6 класса. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотенкова. М.: Просвещение. 3. Учебник «Обществознание» для обучающихся 7 класса. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, М.: Просвещение 4. Рабочая тетрадь ««Обществознание» для обучающихся 7 класса. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. М.: Просвещение 5. Учебник «Обществознание» для обучающихся 8 класса. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, М.: Просвещение. 6. Рабочая тетрадь ««Обществознание» для обучающихся 8 класса. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотенкова. М.: Просвещение. 7. Учебник: Обществознание. 9 класс: учеб.для общеобразоват. организаций / (Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова (и др.). - М.: Просвещение. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: J готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; J неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: J осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: J ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: J восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: J осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни <...>; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; J умение принимать себя и других, не осуждая; <...> сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудового воспитания: J установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; <...> уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: J ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: J ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: J освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; J способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; J способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; J навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; J умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; J умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; J умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; J способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер. Метапредметные результаты 6 классов Овладение универсальными учебными познавательными действиями Базовые логические действия: J выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; J устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; Z с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; J предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; J выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; J выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; J делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; J самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: J использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; J формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; J формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; J проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; S оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследовании; J самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; J прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: J применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; J выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; J самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; J оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; J эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение: J воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; J выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; J распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; J понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; J в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; J сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; J самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность: J понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; J принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; J планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); J выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; J оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация: J выявлять проблемы для решения в жизненных и х ситуациях; J ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе); J самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом J составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения, корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; J делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль: J владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; J давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её из- менения; J учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; J объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; J вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; J оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: J различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; J выявлять и анализировать причины эмоций; J ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; J регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других: J осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; J открытость себе и другим; J осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Метапредметные результаты 7 классов Овладение универсальными учебными познавательными действиями Базовые логические действия J выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; J устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; Z с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; J предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; J выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; J выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; J делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; J самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: J использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; J формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; J формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; J проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; J оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследовании; J самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; J прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: J применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; J выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; J самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; J оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; J эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение: J воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; J выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; J распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; J понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; J в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; J сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; J самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность: J понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость взаимодействия при решении поставленной задачи; применения групповых форм J принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; J планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); J выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; J оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация: J выявлять проблемы для решения в жизненных и х ситуациях; J ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе); J самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом J составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения, корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; J делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль: J владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; J давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её из- менения; J учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; J объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; J вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; J оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: S различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; J выявлять и анализировать причины эмоций; J ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; J регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других: J осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; J открытость себе и другим; J осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Метапредметные результаты 8 классов Овладение универсальными учебными познавательными действиями Базовые логические действия: J выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; J устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; Z с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; J предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; J выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; J выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; J делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; J самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: J использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; J формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; J формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; J проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; J оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследовании; J самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; J прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: J применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; J выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; J самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; J оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; J эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение: J воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; J выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; J распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; J понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; J в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; J сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; J самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность: J понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; J принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; J планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); J выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; J оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация: J выявлять проблемы для решения в жизненных и х ситуациях; J ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе); J самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом J составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения, корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; J делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль: J владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; J давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; J учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; J объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь на- ходить позитивное в произошедшей ситуации; J вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; J оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: J различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; J выявлять и анализировать причины эмоций; J ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; J регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других: J осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; J открытость себе и другим; J осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Метапредметные результаты 9 классов Овладение универсальными учебными познавательными действиями Базовые логические действия: J выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; J устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; Z с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; J предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; J выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; J выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; J делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; J самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: J использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; J формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; J формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; J проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; J оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследовании; J самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; J прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: J применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; J выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; J самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; J оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; J эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение: J воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; J выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; J распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; J понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; J в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; J сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; J самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность: J понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; J принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; J планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); J выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; J оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация: J выявлять проблемы для решения в жизненных и х ситуациях; J ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе); J самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом J составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения, корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; J делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль: J владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; J давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её из- менения; J учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; J объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь на- ходить позитивное в произошедшей ситуации; J вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; J оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: J различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; J выявлять и анализировать причины эмоций; J ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; J регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других: J осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; J открытость себе и другим; J осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Предметные результаты 6 класс J использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; J характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью; J на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека сравнивать и сопоставлять возможности и ограничения каждого возрастного периода; J в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; J характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; J описывать гендер как «социальный пол»; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек. J на основе полученных знаний давать нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями; своему отношению к людямстаршего и младшего возраста, а также к сверстникам; J характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев; J характеризовать основные роли членов семьи, включая свою; J выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение кразличным способам разрешения семейных конфликтов; J исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы. J различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; J применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе; J выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества. J формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; J использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных «параметров личности»; J описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. J использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов; J описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. J наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; J объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; J выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития. 7 класс J характеризовать глобальные проблемы современности; J раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны; J называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации; J формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны; J находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа; J демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человекаи общества. J характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев; J характеризовать основные роли членов семьи, включая свою; J выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение кразличным способам разрешения семейных конфликтов; J понимать и правильно использовать основные экономические термины; J распознавать на основе приведенных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; J объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики; J характеризовать функции денег в экономике; J анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; J получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; J формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт. J осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; J соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы; J наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; J объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; J выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития. J наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания; J характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе; J анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя; J решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; J выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики 8 класс J характеризовать глобальные проблемы современности; J раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны; J называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РоссийскойФедерации; J формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны; J находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа. J демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человекаи общества. J характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев; J характеризовать основные роли членов семьи, включая свою; J выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение кразличным способам разрешения семейных конфликтов; J понимать и правильно использовать основные экономические термины; J распознавать на основе приведенных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; J объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики; J характеризовать функции денег в экономике; J анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; J получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; J формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личныйсоциальный опыт. J осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства, J соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. J наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; J объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; J выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития. J наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания; J характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе; J анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя; J решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; J выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики. 9 класс J на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; J характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров; J анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуации определять признаки правонарушения, проступка, преступления; J объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних; J находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом; Выпускник получит возможность научиться: J оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; J осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами; J использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю. Выпускник научится: J характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления, J правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации, J сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства, J описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности, J характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, характеризовать основные проявления роли избирателя, J различать факты и мнения в потоке политической информации, J осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства, J соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные вывод