Аннотация обществознание

Аннотация к рабочей программе по предмету «Обществознание»
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего
образования составлена в соответствии с требованиями, утверждёнными Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание » для обучающихся 6-9 классов
разработана на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
J закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
J федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287);
■
J
концепции
преподавания
учебного
предмета
«Обществознание»
в
образовательных
организациях Российской Федерации;
J федерального перечня учебников (Приказ Министерства просвещения России от 20.05.2020
№ 254 « Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность»);
J примерной рабочей программы по обществознанию на уровне основного общего
образования для 5-9 классов общеобразовательных организаций (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол 3/21 от
27.09.2021г.);
■
S
авторской
программы
по обществознанию для 6
класса «Обществознание»
(Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. - М.: Просвещение).
■
S
авторской
программы
по обществознанию для 7 класса разработана
на
основе ФГОС ООО, на основе авторской программы «Обществознание» (Л.Н. Боголюбов, Н. И.
Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. - М.: Просвещение).
■
S
авторской программы для 8 класса «Обществознание» (Л.Н. Боголюбов, Н. И.
Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. - М.: Просвещение)
■S
авторской программы для 9 класса «Обществознание» общеобразовательных школ
авторов: Л.Н. Боголюбова и др. (Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки.
9 класс : учеб.пособие для общеобразоват. организаций/[Л. Н. Боголюбов и др.]. — М.:
Просвещение.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
J развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том
числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к
самоопределению и самореализации;
J воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к
социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции РФ;
J освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для
социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых
обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде;
сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений;

механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
J формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области
социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности;
межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейнобытовых отношений.
Задачами учебного курса является:
J создание условий для социализации личности;
J воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека,
демократическим принципам общественной жизни;
J формирование знаний и интеллектуальных умений;
J воспитания уважения к семье и семейным традициям;
J формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой
и экономической культуры;
J воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
J воспитания уважения к трудовой деятельности на уровне основного общего образования
С учётом программы воспитания МБОУ ООШ п.Советского, в рабочей программе
отражается реализация воспитательного потенциала урока обществознания, который
предполагает использование различных видов и форм деятельности, ориентированной на
целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся:
J привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений,
организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией инициирование её обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по её поводу,
выработка своего к ней отношения;
J демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующего материала для
работы на уроке, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
J применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и взаимодействию с другими обучающимися;
J инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументировании отстаивания своей точки
зрения.
Учебным планом на изучение обществознания отводится 139 часов
Программа реализуется:
- для 6 класса в объеме 35 часов в год, 1 час в неделю;
- для 7 класса в объеме 35 часов в год, 1 час в неделю;
- для 8 класса в объеме 35 часов в год, 1 час в неделю;
- для 9 класса в объеме 34 часа в год, 1 час в неделю.

В целях освоения учебного предмета «Обществознание» используется следующий
учебно-методический комплекс:
1.
Учебник «Обществознание» для обучающихся 6 класса. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова,
М.: Просвещение.
2.
Рабочая тетрадь ««Обществознание» для обучающихся 6 класса. Л.Ф. Иванова, Я.В.
Хотенкова. М.: Просвещение.
3.
Учебник «Обществознание» для обучающихся 7 класса. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова,
М.: Просвещение
4.
Рабочая тетрадь ««Обществознание» для обучающихся 7 класса. Л.Ф. Иванова, Я.В.
Хотеенкова. М.: Просвещение
5.
Учебник «Обществознание» для обучающихся 8 класса. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова,
М.: Просвещение.
6.
Рабочая тетрадь ««Обществознание» для обучающихся 8 класса. Л.Ф. Иванова, Я.В.
Хотенкова. М.: Просвещение.
7.
Учебник: Обществознание. 9 класс: учеб.для общеобразоват. организаций / (Л.Н.
Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова (и др.). - М.:
Просвещение.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и
духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность
обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при
принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач
социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным
направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания:
J готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
J неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах
и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений
в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
J осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
J ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
J восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
J осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни <...>; осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в
том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
J умение принимать себя и других, не осуждая; <...> сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
J установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; <...>
уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
J ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач
в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных
последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
J ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
J освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,

соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
J способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других;
J способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в
том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
J навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том
числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
J умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами
понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства
при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами
и представлениями в области концепции устойчивого развития;
J умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
J умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
J способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер.
Метапредметные результаты 6 классов
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
J выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
J устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для
их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
Z с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
J предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
J выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
J выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
J делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
J самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
J использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
J формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
J формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
J проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и

зависимостей объектов между собой;
S оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследовании;
J самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
J прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
J применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
J выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие
или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
J самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
J оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
J эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
J воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
J выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
J распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать
и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
J понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
J в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
J сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного
исследования, проекта;
J самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
J понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
J принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
J планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» и иные);

J выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
J оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
J выявлять проблемы для решения в жизненных и х ситуациях;
J ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений в группе);
J самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом
J составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения,
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
J делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
J владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
J давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её из- менения;
J учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
J объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
J вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
J оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
J различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
J выявлять и анализировать причины эмоций;
J ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
J регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
J осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и
такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
J открытость себе и другим;
J осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Метапредметные результаты 7 классов
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия
J выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
J устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для
их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
Z с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
J предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
J выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
J выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
J делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

J самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
J использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
J формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
J формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
J проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
J оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследовании;
J самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
J прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
J применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
J выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие
или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
J самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
J оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
J эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
J воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
J выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
J распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
J понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
J в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
J сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного
исследования, проекта;
J самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
J понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении

конкретной проблемы, обосновывать необходимость
взаимодействия при решении поставленной задачи;

применения

групповых

форм

J принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
J планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» и иные);
J выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
J оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
J выявлять проблемы для решения в жизненных и х ситуациях;
J ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений в группе);
J самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом
J составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения,
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
J делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
J владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
J давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её из- менения;
J учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
J объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
J вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
J оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
S различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
J выявлять и анализировать причины эмоций;
J ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
J регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
J осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку
и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
J открытость себе и другим;
J осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Метапредметные результаты 8 классов
Овладение универсальными учебными познавательными действиями

Базовые логические действия:
J выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
J устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для
их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
Z с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
J предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
J выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
J выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
J делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
J самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
J использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
J формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
J формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
J проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
J оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследовании;
J самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
J прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
J применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
J выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие
или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
J самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
J оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
J эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
J воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
J выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
J распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
J понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в

корректной форме формулировать свои возражения;
J в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
J сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного
исследования, проекта;
J самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
J понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
J принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
J планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
J выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с другими членами команды;
J оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
J выявлять проблемы для решения в жизненных и х ситуациях;
J ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений в группе);
J самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом
J составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения,
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
J делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
J владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
J давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
J учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
J объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь на- ходить позитивное в произошедшей ситуации;
J вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
J оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:
J различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
J выявлять и анализировать причины эмоций;
J ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
J регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
J осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и
такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
J открытость себе и другим;
J осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Метапредметные результаты 9 классов
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
J выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
J устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для
их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
Z с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
J предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
J выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
J выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
J делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
J самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
J использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
J формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
J формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
J проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
J оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследовании;
J самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
J прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
J применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
J выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие
или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

J самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
J оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
J эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
J воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
J выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
J распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
J понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
J в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
J сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта;
J самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
J понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
J принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
J планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
J выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с другими членами команды;
J оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
J выявлять проблемы для решения в жизненных и х ситуациях;
J ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений в группе);
J самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом

J составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения,
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
J делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
J владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
J давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её из- менения;
J учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
J объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь на- ходить позитивное в произошедшей ситуации;
J вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
J оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
J различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
J выявлять и анализировать причины эмоций;
J ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
J регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
J осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и
такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
J открытость себе и другим;
J осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты
6 класс
J использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его
природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления
личности;
J характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные
критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность
пагубных привычек, угрожающих здоровью;
J на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека сравнивать и
сопоставлять возможности и ограничения каждого возрастного периода;
J в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды
деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
J характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и
конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
J описывать гендер как «социальный пол»; приводить примеры гендерных ролей, а также
различий в поведении мальчиков и девочек.
J на основе полученных знаний давать нравственные оценки собственным поступкам и
отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями; своему отношению к
людямстаршего и младшего возраста, а также к сверстникам;
J характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных
традиций и обычаев;
J характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
J выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение
кразличным способам разрешения семейных конфликтов;

J исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов
детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную
информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников
различного типа и знаковой системы.
J различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
J применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных
суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в
обществе;
J выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
J формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ
жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями
безопасности жизнедеятельности;
J использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных
«параметров личности»;
J описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
J использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных
конфликтов;
J описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
J наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
J объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
J выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития.
7 класс
J характеризовать глобальные проблемы современности;
J раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
J называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской
Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией
Российской Федерации;
J формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина
страны;
J находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из
адаптированных источников различного типа;
J демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами
коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания
человекаи общества.
J характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных
традиций и обычаев;
J характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
J выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение
кразличным способам разрешения семейных конфликтов;
J понимать и правильно использовать основные экономические термины;
J распознавать на основе приведенных данных основные экономические системы,
экономические явления и процессы, сравнивать их;
J объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль
государства в регулировании экономики;
J характеризовать функции денег в экономике;

J анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и
процессы;
J получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа;
J формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов
экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный
социальный опыт.
J осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении
нашего государства;
J соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные
выводы;
J наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
J объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
J выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития.
J наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с
опорой на экономические знания;
J характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
J анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения
потребителя;
J решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные
ситуации в экономической сфере деятельности человека;
J выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики
8 класс
J характеризовать глобальные проблемы современности;
J раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
J называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской
Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией
РоссийскойФедерации;
J формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина
страны;
J находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из
адаптированных источников различного типа.
J демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами
коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания
человекаи общества.
J характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных
традиций и обычаев;
J характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
J выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное
отношение кразличным способам разрешения семейных конфликтов;
J понимать и правильно использовать основные экономические термины;
J распознавать на основе приведенных данных основные экономические системы,
экономические явления и процессы, сравнивать их;
J объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль
государства в регулировании экономики;
J характеризовать функции денег в экономике;

J анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и
процессы;
J получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа;
J формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и
личныйсоциальный опыт.
J осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении
нашего государства,
J соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные
выводы.
J наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
J объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
J выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития.
J наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с
опорой на экономические знания;
J характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
J анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения
потребителя;
J решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные
ситуации в экономической сфере деятельности человека;
J выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики.
9 класс
J на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;
J характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права
собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и
ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом
Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения
гражданско-правовых споров;
J анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуации
определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
J объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической
ответственности несовершеннолетних;
J находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нормами поведения, установленными законом;
Выпускник получит возможность научиться:
J оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный
вклад в их становление и развитие;
J осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами;
J использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению,

самореализации, самоконтролю.
Выпускник научится:
J характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия
и компетенцию различных органов государственной власти и управления,
J правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться
для разрешения той или типичной социальной ситуации,
J сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества
демократического политического устройства,
J описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах
прошлого и современности,
J характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, характеризовать
основные проявления роли избирателя,
J различать факты и мнения в потоке политической информации,
J осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении
нашего государства,
J соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные
вывод


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».