Уровень функциональной грамотности
школьников – один из показателей качества образования
Понятие «функциональная грамотность»
было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров
просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений
читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских
проблем.
Сегодня функциональная
грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение
жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами,
навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и
стремительно меняющемся мире.
Функциональная
грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и
юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни,
естественных науках.
При этом важны не
столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию,
проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности.
Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
Именно оценка уровня
функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по
оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится
Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый
цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех
циклах исследования.
С заданиями на развитие функциональной
грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
Электронный банк заданий для оценки
функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/;
Банк заданий для формирования и оценки
функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
Открытый банк заданий для оценки
естественнонаучной грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti.
Источник: https://minobr.krasnodar.ru/presscenter/news/uroven-funktsionalnoy-gramotnosti-shkolnikov-odin-iz-pokazateley-kachestva-obrazovaniya/
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям:
математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность,
финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В
материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы
со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания,
характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к
заданиям.
Надеемся, что подготовленные материалы окажут помощь учителям и
специалистам в области образования в понимании вопросов формирования
функциональной грамотности учащихся.
·
Естественнонаучная грамотность
·
Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО
·
Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ