Программа школьной службы медиации
25.08.2020
Программа школьной службы
медиации
Пояснительная записка
Школьная медиация- актуальная проблема для образовательной системы России.
Школа – это срез общества и для нее характерны разнонаправленные конфликты:
между учениками, между учителями и учениками, между учителями и родителями. И
конфликты эти бывают порой очень жесткими и чреваты травматическими
последствиями для всех сторон.
Первые
попытки применения медиации в школе были предприняты еще в начале 1980-х годов
в США. С тех пор этот метод в тех или иных формах используется достаточно
широко в образовательном пространстве во многих странах мира.
Медиация
– это метод разрешения споров, причисляемый к группе альтернативных методов
разрешения споров (ст. 2. Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ
"Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника
(процедуре медиации)"). При этом медиация в корне отличается ото всех
остальных методов разрешения споров – как традиционных, так и альтернативных. В
медиации третья сторона – медиатор – не уполномочена и не имеет права выносить
решения по спору и, более того, должна воздерживаться от предложения вариантов
разрешения конфликта. Медиатор – это независимое физическое лицо, привлекаемое
сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в
выработке сторонами решения по существу спора.
Медиация
– это метод, в основе которого лежит уважение к личности, добровольное участие
и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, основывающихся на
возможности защиты и удовлетворения интересов сторон, при условии
предоставления равных прав всем сторонам спора.
Процедура
медиации ориентирована на выработку консенсусных решений сторон. Решение,
основанное на консенсусе, в отличие от компромиссного, в полной мере
удовлетворяет интересы каждой из сторон, и в силу этого является наиболее
жизнеспособным и стабильным.
Метод
"Школьной медиации" ориентирован на работу со всеми участниками
образовательного и воспитательного процесса.
«Школьная
медиация» – это и инновационная методика, и учебная технология, рассчитанная на
применение во всех институтах, принимающих участие в воспитании и формировании
личности ребенка – от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы.
Приходя
в мир, каждый ребенок как личность несет в себе и положительный, и
отрицательный потенциалы развития. Потому задача взрослых – дать ему возможность
реализовать все лучшее, что ему дано. В первые годы жизни эта задача лежит на
семье, затем ее берут на себя дошкольные учреждения, школа, и, конечно, особое
место в развитии и становлении личности ребенка и подростка занимает общение со
сверстниками.
Но на
всех этапах взросления человеку необходимо чувствовать себя в безопасности,
ощущать себя принятым, ценимым, уважаемым и любимым значимыми для него людьми.
Только тогда ребенок имеет возможность для нормального психофизического и
интеллектуального развития.
Цель: распространение
среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения
конфликтов; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте,
основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание
ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие,
уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту
своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);
Задачи:
1. проведение
примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества,
школьных и семейных конференций и т.д. ) для участников конфликтов;
2. создание
безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской
позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;
3. информирование
учеников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации;
Программа
разработана в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах
ребёнка, Уставом школы, методического пособия «Школьная медиация», часть I
//А.Ю. Полилей, В.В.Хилькевич
Сроки
реализации программы:
Программа школьной
службы медиации рассчитана на 2020- 2023 гг.
Медиация
в образовательном учреждении включает несколько направлений:
Ребёнок
– ребёнок (когда учащиеся самостоятельно не могут разрешить, созданную
ими, конфликтную ситуацию)
Родитель-ребенок
(когда родитель не может найти взаимопонимание со своим ребенком).
Родитель-Родитель
(когда родители учащихся одного класса не могут найти компромисс своими
силами).
Родитель
– Школа (когда руководство школы ориентируется на бесконфликтное разрешение
спора с родителями).
Процедура медиации основывается
на следующих принципах:
1. Равноправие сторон — стороны в процессе медиации имеют равные права: в
выборе медиатора, процедуре, поведении, информации, в оценке приемлемости
предложений, условий соглашения и т.п.
2. Нейтральность посредника — у медиаторов есть
такое правило: при проведении медиации посредник должен быть внутренне
«пустым», никакого личностного отношения к сторонам у него быть не должно,
важно обеспечить сторонам равное право на участие в переговорах и принятии
решения. Этот принцип неразрывно связан с принципом равноправия сторон, если
только одной из сторон переговоров покажется, что медиатор симпатизирует другой
стороне, процесс медиации будет сорван и медиатор может быть обвинен в сговоре
со второй стороной. В то же время опытные медиаторы советуют, что если все же
медиатору не удалось сохранить нейтральность по отношению к сторонам, то в этом
случае он обязан прекратить проведение медиации и предложить сторонам выбрать
себе другого медиатора.
3. Добровольность — никто не может заставить
стороны прийти на переговоры, если они этого не хотят. Необходимо обоюдное
согласие сторон на участие в медиации, стороны сами могут выбрать себе
посредника. В отличие от судебного заседания в медиации каждая сторона имеет
право выйти из переговоров в любое время. Точно так же, если одну из сторон не
устраивает предложенная кандидатура медиатора, она может попросить о его
замене.
4. Конфиденциальность — вся информация, которая
становится известной в ходе проведения медиации, является закрытой и
ограничивается кругом лиц, участвующих в переговорах. Медиатор предупреждает об
этом стороны и по окончании медиации уничтожает все записи, которые он вел в
ходе переговоров. Точно так же медиатор не может сообщить одной из сторон
информацию, полученную от другой, передача информации сообщается только с
согласия стороны. Безусловно, если в ходе переговоров появляется информация о
готовящемся или совершенном преступлении, принцип конфиденциальности не будет
работать, об этом перед началом процесса переговоров медиатор сообщает
сторонам, сообщает также и о том, что если он будет вызван в суд в качестве
свидетеля, то сообщать суду сведения, полученные в ходе медиации, он не будет.
Надо заметить, что подобное замечание противоречит действующему
законодательству (ст. 56 УПК РФ) и может повлечь за собой определенные санкции,
предусмотренные законом (ст. 308 УК РФ). Нарушения законодательства не будет
только в случае, если медиатор является адвокатом.
Кокус в
медиации – это процедура, когда посредник (медиатор) общается с каждой из
сторон на индивидуальной основе, чтобы выявить причину конфликта.
Содержание
программы
Направления |
Разделы программы |
Ребёнок – ребёнок |
Индивидуальные беседы с одним
или несколькими медиаторами, профилактические беседы по классам, дискуссии |
Родитель – ребёнок |
Кокус, выработка и
принятие соглашения, социально – педагогическое сопровождение ребёнка |
Родитель – родитель |
Презентация обеих сторон,
кокус, выработка и принятие соглашения, выход из медиации |
Родитель – школа |
Презентация обеих сторон,
кокус, выработка и принятие соглашения, выход из медиации |
Механизм реализации
Программы “Служба школьной медиации”
Координацию деятельности по реализации Программы “Служба школьной медиации”
осуществляет её руководитель, который назначается приказом директора школы. В
состав службы школьной медиации могут входить участники образовательного
процесса: социальный педагог, психолог, педагоги.
Служба определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы,
организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение
эффективности в работе.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, входящие в
состав службы.
Мероприятия по реализации
Программы
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Организация
работы службы медиации согласно запросам участников образовательного процесса
и родителей |
Руководитель
службы, медиаторы |
|
2. |
Беседы
с педагогами на тему: «Основные типы конфликтов» |
Сентябрь,
октябрь |
Медиаторы |
3. |
Беседы
с педагогами на тему: «Различные типы исхода конфликтной ситуации» |
Ноябрь,
декабрь |
Медиаторы |
4. |
Психолого
– педагогическое консультирование для родителей «Трудные и критические
периоды взросления» |
По
запросу |
Медиаторы |
5. |
Психолого
– педагогическое консультирование для педагогов «Самые распространенные
конфликты» |
В
течение учебного года |
Медиаторы |
6. |
Беседы
с родителями «Типы конфликтов и способы их преодоления» |
По
запросу классных руководителей |
Медиаторы |
7. |
Беседы
по классам «Стили общения со сверстниками» |
Февраль,
март |
Медиаторы |
8. |
Консультации
для родителей «Чувство взрослости. Как помочь подростку справиться
со своим состоянием?» |
По
запросу родителей |
Медиаторы |
9. |
Психолого
– педагогическое консультирование родителей по запросу |
По
мере необходимости |
Медиаторы |
10. |
Беседы
по классам «Я и взрослый: возможные конфликты – как их избежать?» |
Ноябрь,
декабрь |
Медиаторы |
11. |
Обсуждение
с администрацией школы вопроса об эффективности работы службы по итогам
осуществления программы |
По
итогам каждого года |
Руководитель
службы, медиаторы |
Ожидаемые
результаты
В процессе реализации программы “Служба школьной медиации” создаётся безопасная
среда для учащихся, благоприятная для их становления и развития, позволяющая
избежать конфликта поколений, защитить всех, кто участвует в образовательном
процессе. Усиливается профилактика и коррекция девиантного поведения
обучающихся, формирование толерантности в современном образовательном
пространстве и повышение психологической культуры личности сторон
образовательного процесса, развитие гармоничных взаимоотношений между
участниками образовательного процесса. Взаимоотношения между взрослыми и детьми
строятся на принципах добровольности, открытости, принятия, уважения друг к
другу. Формируется умение предупреждать конфликты или разрешить их мирным
путём.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.08.2020
Дата обновления: 25.08.2020
Дата публикации: 25.08.2020