Согласовано
Управляющим Советом
Протокол № 6 от 23.12.2024
Председатель
_______________ Т.Г.Зуева
Утверждено
приказом от 09.01.2025 № 1/1
Директор школы
______________ З.Т. Абаева
«ПРИНЯТО» на Педагогическом совете школы,
протокол № 6 от 27.12.2024 г
Положение
об организации и порядке ведения внутришкольного учѐта обучающихся и семей,
находящихся в социально опасном положении
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным
законом от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным
законом от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних", Федеральным законом от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ "Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Семейным кодексом, а также
Уставом МБОУ ООШ п. Советского и регламентирует порядок внутреннего учета учащихся
образовательной организации, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в
индивидуальной профилактической работе (далее - учет).
2. Цели и задачи учета обучающихся и их семей
2.1. Образовательная организация в целях профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних:
- выявляет и ведѐт учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном
положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным
причинам занятия, принимает меры по их воспитанию и получению ими среднего (полного)
общего образования;
- выявляет и ведет учет семей, находящихся в социально опасном положении, и оказывает
им помощь в обучении и воспитании детей.
2.2. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних являются:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных
действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально
опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение
преступлений и антиобщественных действий.
3. Организация работы по учету детей в образовательной организации
3.1. Образовательная организация:
10.10.2025
Система ГАРАНТ
1/5
- выявляет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по
неуважительным причинам занятия, принимает меры по их воспитанию и получению ими среднего
(полного) общего образования;
- ведет учет детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным
причинам занятия;
- выявляет причины и условия, способствующие пропуску занятий по неуважительным
причинам;
- осуществляет ведение документации по учету и движению обучающихся и своевременно
информирует Управление образования Администраци местного самоуправления Моздокского
муниципального района и Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о детях,
прекративших или уклоняющихся от обучения.
3.2. Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий осуществляет классный
руководитель. В случае пропуска 1 дня занятий, и/или отдельных уроков, суммарное количество
которых равно указанным величинам, классный руководитель выясняет причины отсутствия у
учащегося, его родителей (законных представителей). Если занятия были пропущены без
уважительной причины и родители не знали об этом, следует предупредить их письменно
(уведомление, запись в дневнике) о необходимости усиления контроля за поведением ребенка и
посещаемостью школьных занятий.
3.3. Помимо беседы классного руководителя, проводится индивидуальная консультация с
педагогом-психологом, и совместными усилиями с родителями принимаются все надлежащие
меры для устранения выявленных причин прогулов.
3.4. Если родители (законные представители) должным образом не отреагировали на
информацию о пропусках ребенком по неуважительным причинам учебных занятий, и учащийся
продолжает пропускать учебные занятия, необходимо посетить такого ученика на дому совместно
с представителями общественной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее
- КДН и ЗП), сотрудником - участковым уполномоченным полиции. Посещение на дому следует
оформить актом обследования жилищных условий.
При установлении факта злоупотребления родителями алкогольными напитками,
наркотиками, склонности к асоциальному поведению, следует пригласить для посещения такой
семьи сотрудника КДН и ЗП или инспектора ПДН УВД.
В случае если не удалось установить контакт с родителями, а соседи по дому (товарищи по
школе) ничего не знают о месте нахождения семьи, следует обратиться в подразделение по делам
несовершеннолетних (ПДН УВД по месту жительства учащегося) для установления нахождения
учащегося и его родителей.
3.5. Если родители не принимают надлежащих мер для возвращения ребенка в школу,
следует предупредить их в письменной форме об административной ответственности за уклонение
от своих основных обязанностей по воспитанию и получению детьми основного общего
образования.
3.6. В случае когда работа с ребенком и родителями не дала должных результатов, и
несовершеннолетний без уважительных причин продолжает не посещать занятия, учащегося
следует поставить на внутришкольный учет для проведения с ним индивидуальной
профилактической работы и осуществления более строгого контроля.
3.7. В отношении родителей (законных представителей), не уделяющих должного внимания
воспитанию детей и получению ими образования, следует подробно, в письменном виде
проинформировать КДН и ЗП и ПДН УВД для привлечения родителей к административной
ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими и обязанностей по
содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (ст. 5.35
КоАП).
В случае если родители (законные представители) не исполняют своих обязанностей по
воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияют на
их поведение либо жестоко обращаются с ними, необходимо в письменном виде
проинформировать ПДН УВД.
3.8. В целях обеспечения реализации права граждан на получение общего образования
10.10.2025
Система ГАРАНТ
2/5
образовательная организация осуществляет ведение документации по учету и движению учащихся.
4. Основание для постановки на внутришкольный учет
4.1. Внутришкольному учету подлежат учащиеся за неоднократные, систематические
пропуски учебных занятий, а также за длительное непосещение школы без уважительной причины
по ходатайству классного руководителя.
4.2. На каждого несовершеннолетнего, систематически пропускающего или длительное
время не посещающего учебные занятия в образовательном учреждении, классным руководителем
(социальным педагогом) заводится Карточка учета непосещения учебных занятий.
4.3. В карточку учета заносятся сведения о несовершеннолетнем и его условиях
проживания, об индивидуально-профилактической работе с несовершеннолетним, о мерах
принятых образовательным учреждением.
4.4. Карточка учета ежемесячно представляется в Управление образования Администраци
местного самоуправления Моздокского муниципального района.
С момента подачи данной формы, сведения о несовершеннолетнем вносятся в банк данных
Управление образования Администраци местного самоуправления Моздокского муниципального
района, что свидетельствует о постановке обучающегося на учет в Управление образования
Администраци местного самоуправления Моздокского муниципального района.
4.5. Информация по учету детей, сведения о которых включены в банк данных, подлежит
хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.
5. Порядок снятия с внутришкольного учета
5.1. Если в течение шести месяцев учащийся не пропускает учебные занятия без
уважительной причины, то классный руководитель предоставляет в школьный Совет профилактики
следующие документы:
- ходатайство о снятии обучающегося с учета;
- характеристику на обучающегося;
- выписку из классного журнала, содержащую сведения о посещаемости учебных занятий и
текущей успеваемости (заверенная заместителем директора по учебно-воспитательной работе);
- справки по индивидуальной работе с учащимся и его родителями (законными
представителями) и др.
5.2. На основании данных документов и устных пояснений классного руководителя на
заседании Совета профилактики принимается решение о снятии несовершеннолетнего с
внутришкольного учета.
5.3. Выписка из протокола решения Совета профилактики "О снятии с учета" направляется в
Управление образования Администраци местного самоуправления Моздокского муниципального
района.
5.4. Кроме того, с учета снимаются учащиеся, закончившие обучение или сменившие
образовательную организацию.
6. Функциональные обязанности работников образовательной организации по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
6.1. Заместитель директора по воспитательной работе:
- оказывает организационно-методическую помощь социальному педагогу и классным
руководителям в ведении документации внутришкольного учета;
- анализирует условия и причины негативных проявлений в среде учащихся и определяет
меры по их устранению;
10.10.2025
Система ГАРАНТ
3/5
- консультирует учащихся и их родителей по актуальным вопросам воспитания, принимает
участие в разрешении конфликтных ситуаций;
- готовит соответствующую информацию о деятельности образовательной организации по
профилактике безнадзорности и правонарушений в среде несовершеннолетних;
- представляет информацию о состоянии работы в образовательной организации с
учащимися и семьями, оказавшимися в социально-опасном положении, в случае рассмотрения
материалов на заседании КДН и ЗП;
- отвечает за организацию ведения и оформление документации внутришкольного учета, за
взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних.
6.2. Социальный педагог:
- формирует социально-педагогическую базу данных образовательной организации;
- принимает участие в подготовке информации о деятельности образовательной организации
по профилактике безнадзорности и правонарушений в среде несовершеннолетних;
- принимает участие в разработке индивидуальной программы социально-педагогической
помощи и поддержки, психологического сопровождения учащегося, находящегося в
социально-опасном положении;
- консультирует классных руководителей по вопросам социально-педагогической помощи и
поддержки учащихся и семей, оказавшихся в социально опасном положении;
- консультирует обучающихся и их родителей по вопросам воспитания,
социально-педагогической помощи и поддержки, а также вопросам, входящим в его компетенцию;
- информирует об услугах, предоставляемых органами и учреждениями социальной защиты
населения, органами и учреждениями здравоохранения;
- принимает участие в разрешении ситуаций и споров по вопросам охраны и защиты прав
несовершеннолетних;
- анализирует условия и причины негативных проявлений в среде учащихся и определяет
меры по социально-педагогической помощи и поддержке детей и семей, находящихся в социально
опасном положении;
- анализирует условия и причины возникновения социально опасного положения семей и
определяет меры по социально-педагогической помощи и поддержке семей данной категории;
- представляет информацию о состоянии работы образовательной организации с учащимися
и семьями, оказавшимися в социально опасном положении, в случае рассмотрения материалов на
заседании КДН и ЗП;
- отвечает за ведение документации внутришкольного учета.
6.3. Классный руководитель:
- обеспечивает связь образовательной организации с семьей обучающегося;
- устанавливает контакты с родителями (иными законными представителями) учащихся;
- консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и
обучения детей как лично, так и через специалистов образовательной организации;
- организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для
развития положительного потенциала каждого учащегося;
- изучает индивидуальные особенности учащихся и динамику их развития;
- изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса
жизнедеятельностью классного коллектива, образовательной организации;
- контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого учащегося;
- анализирует условия и причины негативных проявлений в среде учащихся класса и
определяет меры по педагогической помощи и поддержке детей;
- анализирует условия и причины возникновения социально опасного положения семей и
определяет меры по педагогической помощи и поддержке семей данной категории;
- отвечает за ведение документации внутришкольного учета.
6.4. Педагог-психолог:
- проводит диагностирование учащихся по запросу родителей (иных законных
представителей), администрации образовательной организации, а учащихся, достигших
10.10.2025
Система ГАРАНТ
4/5
четырнадцатилетнего возраста, - по личному обращению;
- проводит индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей (иных
законных представителей), педагогов по проблемам, входящим в рамки его профессиональной
компетенции;
- проводит индивидуальную и групповую коррекционную работу с детьми, родителями
(иными законными представителями), педагогами;
- осуществляет психологическое сопровождение учащихся, родителей (иных законных
представителей), педагогов;
- принимает участие в разработке и составлении индивидуальной программы
социально-педагогической помощи и поддержки, психологического сопровождения учащегося,
находящегося в социально опасном положении;
разрабатывает
психолого-педагогические
рекомендации
по
взаимодействию
педагогического коллектива с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально
опасном положении.
7. Ответственность за ведение внутришкольного учета учащихся
7.1. Ответственность за организацию ведения внутришкольного учета, оформление
соответствующей документации, индивидуальную профилактическую деятельность в отношении
каждого учащегося, поставленного на внутришкольный учет, а также за взаимодействие с другими
органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних возлагается приказом руководителя образовательной организации на
заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, педагога-психолога и
классного руководителя.
7.2. Контроль за качеством исполнения работы по учету обучающихся, находящихся в
социально-опасном положении и нуждающихся в индивидуальной профилактической работе,
возлагается на заместителя директора школы по воспитательной работе.
10.10.2025
Система ГАРАНТ
5/5