МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯАЛАНИЯ
АМС Моздокского района
МБОУ ООШ п. Советского
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Абаева З.Т.
31 августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Осетинский язык (как второй)»
для 3 класса начального общего образования
Моздок-2,2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ВТОРОЙ)»
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ОСЕТИНСКИЙ
ЯЗЫК
(КАК
Специфика предмета «Осетинский язык (как второй)» деятельностный характер и
коммуникативная направленность процесса обучения, взаимосвязь с другими предметными областями –
открывает большие возможности для развития языковой личности младшего школьника, способного к
общению на двух государственных языках республики: русском и осетинском. Изучение русского и
осетинского языков, а также иностранного в начальной школе способствует осознанию учащимися
своей принадлежности к определенному лингвоэтносу, к гражданскому обществу России и к
международному сообществу. Школьники учатся общаться в условиях диалога и полилога культур,
толерантно воспринимать проявления различных культур. Обучение осетинскому языку закладывает
основу для формирования универсальных учебных действий. Младшие школьники осознают смысл и
ценность учебной деятельности, учатся овладевать знаниями, самостоятельно работать над языком, что
служит основой для последующего саморазвития и самосовершенствования.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области
«Осетинский язык (как второй)». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса
осетинского языка, входящего в предметную область «Родной язык и литературное чтение».
Содержание предмета «Осетинский язык (как второй)» направлено на удовлетворение потребности
обучающихся в изучении осетинского языка как инструмента познания национальной культуры и
самореализации в ней.
В курсе осетинского языка выделяются следующие содержательные линии: коммуникативные умения
в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме; языковые навыки
(фонетические, лексические, грамматические); социокультурная осведомленность; универсальные
учебные действия.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ (КАК ВТОРОЙ)»
Общей целью обучения осетинскому языку в начальных классах является формирование
элементарной коммуникативной компетенции младших школьников на доступном для них уровне в
четырех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Изучение осетинского языка младшими школьниками направлено на достижение следующих целей:
• учебная: формирование умения общаться на осетинском языке на элементарном уровне с учѐтом
речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и
письменной (чтение и письмо) формах;
• образовательная: приобщение детей к новому социальному опыту с использованием русского и
осетинского языков: знакомство младших школьников с доступными образцами художественной
литературы на осетинском языке, воспитание дружелюбного отношения к представителям различных
национальностей;
• развивающие: развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших
школьников, а также универсальных учебных умений; укрепление учебной мотивации в изучении
осетинского языка;
• воспитательные: воспитание нравственных качеств личности обучающихся, чувства патриотизма, и
разностороннее развитие младшего школьника средствами осетинского языка).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Осетинский язык (как второй)» входит в предметную область «Родной
язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Осетинский язык (как второй)» в 3 классе рассчитано на общую
˖учебную нагрузку в объѐме 102 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В 3 КЛАССЕ ˖
˖ Таму æмæ Алинæ.
Рассказ о себе. Вопросительные слова цы? чи? Прилагательные, обозначающие названия
красок и цветов
˖ Зæрин фæззæг.
Золотая осень. Родительный падеж имен существительных (ответ на вопрос «Кæй?»)
˖Боныхъæд фæззæджы.
Родительный падеж имен существительных (ответ на вопрос «Кæм?»)
˖Анымайæм-ма иумæ!
Посчитаем-ка вместе! Счет до двадцати. Дательный падеж имен существительных.
˖ Радзур, алы бон дæр цы куыстытæ фæкæныс.
Ежедневные занятия. Значение глаголов с приставкой фæ- (кратность и повторяемость
действия).
Отложительный падеж имен существительных.
˖ Чи цы ми кæны?
Кто что делает? Систематизация: спряжение глаголов в единственном числе настоящего
времени.
˖ Тамуйы боны фæтк райсомæй сихормæ.
Режим дня. Местный внешний падеж.
˖ Тамуйы боны фæтк сихорæй изæрмæ.
Режим дня. Союзный падеж.
˖ Абон къуырийы бонтæй кæцы у?
Дни недели. Уподобительный падеж.
˖ Фыстæг Интернетæй. Письмо из Интернета.
˖ Иумæ фыссæм фыстæг?
Подготовка к написанию письма. Образование отглагольных существительных (имя деятеля).
˖ Нæ фыстæг Андреймæ.
Написание письма. Типы предложений по цели высказывания. Знаки препинания в
предложении.
˖ Цæмæн цин кæнынц сывæллæттæ зымæгыл?
Погода зимой. Зимние забавы детей. Структура диалога.
˖Ног азы хорзæх уæ уæд!
Поздравление с Новым годом, адресованное одному человеку и нескольким людям.
˖ Æмбæлтты фембæлд.
Встреча друзей на вокзале. употреблении глаголов в повелительном наклонении.
˖ Нæ уарзон Дзæуджыхъæу
Город Владикавказ. Достопримечатель- ности города. Театры в городе Владикавказе.
˖ Тамуйы бинонтæ.
Члены семьи, их профессии. Описание внешности. Превосходная степень некоторых
прилагательных и наречий: æппæты хистæр, æппæты фылдæр. Родительный падеж имен
существительных.
˖ Мах цæрæм ам.
Мы здесь живем. Наш двор. Систематизация: вопросительные местоимения.
˖ Нæ хæдзæры.
Обстоятельства места, выраженные именем существительным в родительном падеже.
˖Боныхъæд уалдзæджы.˖
Весна. Погода весной. Порядковые числительные.
˖ Уалдзыгон бæрæгбон.
Весенний праздник 8 Марта. Поздравления. Подарки. Дательный падеж имен
существительных.
˖ Нæхи цæттæ кæнæм бæрæгбонмæ.
Готовимся к празднику. Покупки. Продукты. Диалог- волеизъявление.
˖ Хæринаг скæнæм æмæ фынг æрæвæрæм!
Подготовка к празднику. Блюда и напитки осетинской кухни. Существительные в
отложительном падеже.
˖ Мидæмæ рацæут, уазджытæ!
Прием гостей. Повелительное наклонение глаголов (единственное и множественное число).
˖ Таму æвдисы Андрейæн се скъола.
Школа. Класс. Систематизация грамматических навыков учащихся: спряжение глаголов в
настоящем времени.
˖ Таму зонгæ кæны Андрейы йе ’мкъласонтимæ.
Представление друга, друзей. Рассказ о друге, друзьях.
Систематизация грамматических навыков учащихся: спряжение глаголов в прошедшем
времени (непереходные глаголы). Счет до ста.
˖ Куырттаты коммæ фæндагыл.
По дороге в Куртатинское ущелье. Лесные животные и птицы. Систематизация
грамматических навыков учащихся: спряжение глаголов в прошедшем времени
(переходные глаголы).
˖ Хъæууон цард.
Сельская жизнь. Систематизация грамматических навыков учащихся: спряжение глаголов в
будущем времени.
˖ Тагъд ралæудзæнис сæрд.
Скоро наступит лето. Погода летом.
˖ Цы ми кæндзыстæм сæрды?
Занятия детей летом. Систематизация временных форм глагола.
˖ Будзи æмæ Муртуз.
Будзи и Муртуз. Систематизация употребления прилагательных: слово – словосочетание –
предложение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов.
В соответствии с требования ФГОС в структуре планируемых результатов отдельными разделами
представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается
всей совокупностью учебных предметов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Осетинский язык (как второй)» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных направлений
воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
осетинского языка, отражающего историю и культуру страны;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину и
родной край – Осетию, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование
ценностей многонационального российского общества; формирование уважительного отношения к
истории и культуре других народов;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении
и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных
отношений, в том числе отражѐнных в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве
слова; осознание важности осетинского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового
образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых
способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения на
осетинском языке;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о
научной
картине
мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании, в том числе познавательный интерес к изучению осетинского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметными результатами изучения осетинского языка в начальной школе являются:
• развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых
потребностей и возможностей младшего школьника;
• развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и
речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
• расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
• развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование
мотивации к изучению осетинского языка;
• овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического
комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т. д.).
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей;
• освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, самооценки);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами обучения на доступном для младшего школьника уровне;
- умение работать в группе и определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами изучения осетинского языка как второго в начальной школе является
развитие коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности, формирование языковых
навыков, развитие социокультурной осведомленности.
Виды речевой деятельности
Говорение: вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос (односторонний и
двусторонний), диалог-обмен мнениями, суждениями), диалог-побуждение к действию (объем
диалогического высказывания – 3-4 реплики с каждой стороны); • кратко описывать и характеризовать
предмет, картинку, персонаж; • рассказывать о себе, своей семье, друге, школе, родном крае, стране и
т.п. в пределах тематики начальной школы (объем монологического высказывания – 6-7 фраз).
Аудирование: понимать на слух: речь учителя по ведению урока, связные высказывания учителя,
построенные на знакомом материале или содержащие некоторые незнакомые слова; выказывания
одноклассников; небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале как при
непосредствен ном общении, так и при восприятии аудиозаписи; содержание текста на уровне значения
(уметь отвечать на вопросы по содержанию текста); • понимать основную информацию услышанного
текста; • извлекать конкретную информацию из услышанного текста; • понимать детали текста;•
вербально или невербально реагировать на услышанное.
Чтение: владеть техникой чтения, т.е. научиться читать: • соотносить графический образ
осетинского слова с его звуковым образом; • с помощью (изученных) правил чтения и с правильным
словесным ударением;• написанные цифрами слова, обозначающие время, количественные и
порядковые числительные и даты;• с правильным логическим и фразовым ударением простые
нераспространенные предложения; основные коммуникативные типы предложений (повествовательные,
вопросительные, побудительные, восклицательные);• с определенной скоростью, обеспечивающей
понимание читаемого.
владеть умением читать, т.е. научиться: • читать небольшие различных типов тексты с разными
стратегиями, обеспечивающими понимание основной идеи текста, полное понимание текста и
понимание необходимой (запрашиваемой) информации;• читать и понимать содержание текста на
уровне значения, т.е. суметь на основе понимания взаимоотношений между членами простых
предложений ответить на вопросы по содержанию текста;
Письмо: правильно списывать; выполнять лексико-грамматические упражнения; делать подписи к
рисункам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и Количество часов
Дата
тем программы
изучения
всего контроль практиче
ные
ские
работы
работы
Виды деятельности
Виды, формы Электронные
контроля
(цифровые)
Образовательные
ресурсы
Раздел 1.
1.1.
Таму æмæ Алинæ.
3
3
Укажите
период
Воспринимать на слух тексты монологического
характера.
Выполнять тестовые задания к аудиотекстам.
Составлять рассказ о Таму и Алине на основе
правильных ответовна тестовые задания.
Устный опрос
http://nslib.tmweb.ru/
http://ossetians.com/rus/
1. "Осетинский язык" - у
https://ironau.ru/skola.htm
2. Цифровая образовате
https://iron-do.ru/
1.2.
Зæрин фæззæг.
3
3
Укажите
период
Воспринимать на слух текст стихотворения
«Къæвда уары». Описывать рисунок с опорой на
вопросы учителя. Познакомиться с прошедшим
временем некоторых глаголов,тренироваться в
употреблении их в речи.
Устный опрос
iratta.com https://ironau.ru
1.3.
Боныхъæд фæззæджы.
3
3
Укажите
период
Читать с полным пониманием текст
описательного характера.Выполнять тестовые
задания к тексту (устно и письменно)
Пересказывать текст с использованием опор и
без опор.
Практическая
работа
https://ironau.ru/skola.htm
1.4.
Анымайæм-ма иумæ!
1
1
Укажите
период
Рассказывать о содержимом портфеля,
употребляя речевыеобразцы: «Мæнмæ
ис», «Мæ хызыны ис… Выражать
адресованность действия (вопрос
Кæмæн?) и предметную направленность
(вопрос: Цæмæн?), пользуясьречевым
образцом с дополнением в дательном
Устный опрос
https://ironau.ru/skola.htm
падеже.
1.5.
1.6
1.7.
1.8.
Радзур, алы бон дæр цы 3
куыстытæ фæкæныс.
3
Чи цы ми кæны?
3
3
Тамуйы
боны
фæтк 3
райсомæй сихормæ.
3
Фæлхат кæнæм.
2
2
Укажите
период
Укажите
период
Укажите
период
Укажите
период
Рассказывать о повторяющихся действиях,
используя глаголы сприставкой фæ-.
Воспринимать на слух диалог-обмен
мнениями, отвечать на вопросы по его
содержанию и выполнять тестовые
задания кнему.
Беседовать о ежедневных делах, используя
содержательные ивербальные опоры.
Отвечать на вопросы Кæмæй? Цæмæй? Кæцæй?
Запрашивать информацию о занятиях
людей и отвечать наподобные вопросы.
Беседовать о профессиональной
принадлежности членов семьи, используя
вопрос: «Цавæр дæсныйад ис дæ мадæн?»
Выражать просьбу, побуждение,
используя повелительнуюформу
глагола в единственном числе.
Рассказывать о режиме дня.
Воспринимать монологический текст на
слух, использоватьуслышанную
информацию в речи.
Читать текст, осуществлять поиск
информации в тексте привыполнении
тестовых заданий, пересказывать текст.
Задавать вопрос «Цал сахатыл…?»
и отвечать на него.Рассказывать о
своем режиме дня.
Отвечать на вопросы: Кæуыл? Цæуыл?
Устный опрос
iratta.com
https://ironau.ru/skola.htm
Практическая
работа
iratta.com
https://ironau.ru/skola.htm
Устный опрос
iratta.com
https://ironau.ru/skola.htm
Устный опрос
iratta.com
https://ironau.ru/skola.htm
1.9.
. Цы зонæм, уый бæрæг 1
кæнæм.
1
Укажите
период
Письменная
работа
1.10. Тамуйы
боны
сихорæй изæрмæ.
фæтк 3
1.11. Абон къуырийы бонтæй 3
3
3
кæцы у?
1.12.
Фыстæг Интернетæй.
1.13. Иумæ фыссæм фыстæг?
1.14. Нæ фыстæг Андреймæ.
3
3
3
3
3
3
Укажите
период
Укажите
период
Укажите
период
Укажите
период
Укажите
период
Определять значение слова с
помощью анализа по
словообразовательным
элементам
Описывать рисунки по теме.
Составлять монолог на основе рисунков.
Воспринимать текст на слух, использовать
услышаннуюинформацию в речи.
Устный опрос
Называть дни недели.
Употреблять слова-названия дней
недели в речи. Высказывать свое
мнение о чем-либо и обосновывать его.
Рассказывать о своих занятиях после
уроков.
Беседовать друг с другом о занятиях после
уроков.Отвечать на вопросы: Кæйау? Цæйау?
Устный опрос
Воспринимать на слух связное
монологическое высказывание(Моя семья).
Читать текст и выполнять различные
задания по контролюпонимания его
содержания.
Рассказывать о семье Андрея.
Писать ответы на вопросы о семье Андрея.
Расспрашивать друг друга о профессиях.
Рассказывать о своих желаниях,
употребляя выражения «Мæнфæнды…».
Отвечать
на
вопрос:
«Фæнды
дæ…?»
положительно (О, мæн фæнды…) и отрицательно
(Нæ, нæ мæ фæнды…) Составлять и записывать
предложения, используя в качестве опоры его
начало и концовку.
Воспринимать на слух связное
монологическое высказывание. Читать текст
и выполнять различные задания по
контролю понимания его содержания.
Рассказывать о жизни третьеклассников.
iratta.com
https://ironau.ru/skola.htm
iratta.com
https://ironau.ru/skola.htm
https://sogpi.org/ru/%D0%
D0%B0-%D0%AE%D0%
Практическая
работа
iratta.com
https://ironau.ru/skola.htm
Устный опрос
iratta.com
https://ironau.ru/skola.htm
Устный опрос
iratta.com
https://ironau.ru/skola.htm
1.15. Цæмæн
цин кæнынц 3
сывæллæттæ зымæгыл?
1.16. Ног азы хорзæх уæ уæд!
1.17. Фæлхат кæнæм.
3
3
3
2
2
Укажите
период
Укажите
период
Воспринимать на слух и читать текст
описательного характера,
выполнять тестовые задания к нему.
Пересказывать текст о погоде зимой с опорами и
без опор.
Практическая
работа
Слушать и читать текст о зиме и зимних
забавах детей, выполнятьтестовые задания к
нему.
Беседовать о зимних забавах детей (диалогобмен мнениями).
Устный опрос
Укажите
период
iratta.com
https://ironau.ru/skola.htm
iratta.com
https://ironau.ru/skola.htm
Устный опрос
iratta.com
https://ironau.ru/skola.htm
1.18. Цы зонæм, уый бæрæг 1
Укажите
период
1
кæнæм.
1.19. Æмбæлтты фембæлд.
3
1.20. Нæ уарзон Дзæуджыхъæу 3
1.21. Тамуйы бинонтæ.
3
3
3
3
Укажите
период
Укажите
период
Укажите
период
Письменная
работа
Воспринимать на слух текст и придумывать
к нему заголовок.Читать текст и делить его
на части по смыслу.
Пересказывать текст,
используя план.
Выписывать из текста
ответы на вопросы.
Устный опрос
Воспринимать на слух текст о Владикавказе.
Читать текст «Дзæуджыхъæу», выполнять
тестовые задания ктексту.
Называть национальность жителей
Владикавказа. Рассказывать о
Владикавказе, используя план
города ифотографии.
Практическая
работа
Представлять членов семьи.
Рассказывать о своей семье (опора:
начало предложений).Воспринимать на
слух текст песенки «Бинонты мæсыг».
Устный опрос
iratta.com
https://ironau.ru/skola.htm
iratta.com
https://ironau.ru/skola.htm
iratta.com
https://ironau.ru/skola.htm
Петь песню «Бинонты мæсыг».
1.22. Мах цæрæм ам.
3
1.23. Нæ хæдзæры.
3
цæттæ
бæрæгбонмæ.
Укажите
период
Воспринимать на слух текстописание «Нæ кæрты». Делить
текст на части и озаглавливать
каждую часть. Воспринимать на
слух текст песенки «Рауай,
Гино!»Петь песенку «Рауай,
Гино!»
Устный опрос
Выразительно читать тексты
диалогического характера.
Беседовать о своей квартире, своем
доме.
Воспринимать на слух текст песенки
«Куыстуарзаг бинонтæ».Петь песенку
«Куыстуарзаг бинонтæ».
Устный опрос
iratta.com
https://ironau.ru/skola.htm
iratta.com
https://ironau.ru/skola.htm
3
Укажите
период
Воспринимать на слух текст песенки
«Уадзыгон зарæг».Читать текст по
ролям.
Выполнять тестовые задания по
содержанию текста. Подбирать к рисункам
соответствующие предложения.
Практическая
работа
https://sogpi.org/ru/%D0%
D0%B0-%D0%AE%D0%
3
3
Укажите
период
Воспринимать на слух
диалогический текст.
Читать диалогический
текст по ролям.
Вести двусторонний диалог-расспрос о
весеннем празднике 8 Марта.
Поздравлять с
праздником 8 Марта
устно.Писать
поздравительную
открытку.
Устный опрос
https://sogpi.org/ru/%D0%
D0%B0-%D0%AE%D0%
кæнæм 3
3
Укажите
период
Устный опрос
https://sogpi.org/ru/%D0%
D0%B0-%D0%AE%D0%
Уалдзыгон бæрæгбон.
1.26. Нæхи
3
Укажите
период
3
1.24. Боныхъæд уалдзæджы.
1.25
3
Вести двусторонний диалог–расспрос «В
магазине», разыгрываяроли покупателя и
продавца.
Работать в группе, разыгрывая сценки «В
магазине».
1.27. Хæринаг
скæнæм æмæ 3
фынг æрæвæрæм!
1.28. Фæлхат кæнæм.
2
1.29. . Цы зонæм, уый бæрæг 1
3
Укажите
период
2
1
кæнæм.
Практическая
работа
https://sogpi.org/ru/%D0%
D0%B0-%D0%AE%D0%
Укажите
период
Устный опрос
https://sogpi.org/ru/%D0%
D0%B0-%D0%AE%D0%
Укажите
период
Тест
Воспринимать на слух
тексты диалогического и
монологического характера
Спрашивать друг друга, кто что любит
(двусторонний диалог-обмен мнениями).
рацæут, 3
1
Укажите
период
Воспринимать на слух текст
монологического характера Читать
текст и в качестве контроля понимания
дополнятьпредложения по
содержанию текста.
Рассматривать рисунки и находить в тексте
соответствующиепредложения (прием –
цитирование по тексту).
Устный опрос
https://disk.yandex.ru/d/T2
1.31. Таму æвдисы Андрейæн 3
3
Укажите
период
Воспринимать на слух тексты
монологического характера –описание
школы и двора
Подбирать рисунки к содержанию
текстов. Описывать школу,
школьный двор, классную комнату.
Устный опрос
https://sogpi.org/ru/%D0%
D0%B0-%D0%AE%D0%
3
3
Укажите
период
Воспринимать на слух текст
диалогического характера.
Рассказывать о себе, своей семье,
своих друзьях.
Читать текст диалогического характера и
отыскивать нужнуюинформацию в тексте
(поисковое чтение).
Работать в парах, в рамках ролевой игры
представлять кого-либокому-либо.
Практическая
работа
https://disk.yandex.ru/d/T2
коммæ 3
3
Укажите
период
Читать текст монологического
характера, подбирать к немузаголовок.
Выполнять тестовые задания по содержанию
текста.
Находить к предложенным фразам на
Устный опрос
https://sogpi.org/ru/%D0%
D0%B0-%D0%AE%D0%
1.30. Мидæмæ
уазджытæ!
се скъола.
1.32.
Таму зонгæ кæны
Андрейы
йе ’мкъласонтимæ.
1.33. Куырттаты
фæндагыл.
русском языке эквивалентна осетинском
языке в тексте (цитирование по тексту).
Правильно произносить названия осетинских
сел.Рассказывать о Куртатинском ущелье.
1.34. Хъæууон цард.
1.35. Тагъд
3
3
Укажите
период
Воспринимать на слух текст
песенки «Хъæууон изæр»
Разыгрывать сценку «Прощание».
Читать тексты диалогического характера и
выполнять тестовыезадания.
Практическая
работа
https://sogpi.org/ru/%D0%
D0%B0-%D0%AE%D0%
ралæудзæнис 3
3
Укажите
период
Совершенствовать навыки и умения чтения
текста с формойконтроля: цитирование по
тексту
Рассказывать о погоде и природе летом.
Устный опрос
https://sogpi.org/ru/%D0%
D0%B0-%D0%AE%D0%
кæндзыстæм 3
3
Укажите
период
Читать текст и дополнять предложения по
содержанию текста.Описывать рисунки в
соответствии с содержанием текста.
Воспринимать на слух текст стихотворения
«Чызг у Бæппу æвилæппу?»
Устный опрос
https://sogpi.org/ru/%D0%
D0%B0-%D0%AE%D0%
1
1
Укажите
период
Практическая
работа
https://disk.yandex.ru/d/T2
1
1
Укажите
период
Устный опрос
https://sogpi.org/ru/%D0%
D0%B0-%D0%AE%D0%
Укажите
период
Письменная
работа
сæрд.
1.36.
Цы ми
сæрды?
1.37. Будзи æмæ Муртуз.
1.38
Фæлхат кæнæм.
1.39. Цы зонæм, уый бæрæг 1
кæнæм.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО 102
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
Читать текст, переводить его,
пересказывать содержание.Читать
подписи под рисунками.
Тренироваться в употреблении в речи
прилагательных (уровень слова – словосочетания
– предложения).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Къорнаты З., Джыбылаты И.Дзурæм æмæ кæсæм иронау: ахуыргæнæн чиныг 3-æм
къласæн (ирон æвзаг дыккаг кæмæн у, уыцы ахуыргæнинæгтæн). 3-аг рауагъдад.Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019 – 130 ф.
2. Къорнаты З., Джыбылаты И.Фыссæм иронау: къухфыст ахуыргæнæн чиныгмæ 3-аг
къласæн (ирон æвзаг дыккаг кæмæн у, уыцы ахуыргæнинæгтæн). 3-аг рауагъдад.Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019 – 37 ф.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Цгъойты Белла. Ирон-уырыссаг нывджын дзырдуат. – Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019 – 210
ф.
2. Къорнаты З., Саламаты Л. Дзурæм иронау: Базовый курс осетинского языка МедиаПолис, 2012.- 336 с.
3. Словари на IRISTON.COM http://slovar.iriston.com/
4. Осетинско-русский словарь https://osetinsko-russkij-slovar.slovaronline.com/
5. Сидахъаты А.А. Зæрдылдаринæгтæ райдайæн кълæсты ахуыргæнинæгтæн æххуысæн.
СОРИПКРО. Дзæуджыхъæу.- 2020.- 50 с.
6. Майрæмыхъуаты Ф.А. Грамматикон аргъæуттæ – Дзæуджыхъæу: Олимп.- 2006.- 16 с.
7. Майрæмыхъуаты Ф.А. Нывмæ гæсгæ куыст ирон æвзаджы урокты. Дзæуджыхъæу.
СОРИПКРО. - 2021.- 87 с.
8. Майрамукаева Ф.А. Игровые технологии на уроках в обучении осетинскому языку.Владикавказ: СОРИПКРО, 2021.- 87 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Бæрзæфцæг
https://vk.com/barzafcag http://vk.com/wall-33833481_2464
2. http://nslib.tmweb.ru/ Национальная научная библиотека РСО-Алания
3. www.iriston.ru Новости об Осетии, музыка, литература, форум
4. iratta.com Осетинская история, сказки, музыка, фотографии, новости, форум
5. iriston.com История и культура Осетии
6. ossetians.com Сайт об осетинах
7. historyalans.narod.ru Англоязычный сайт: аланы, скифы, фотогалерея
8. baragbonta.ru Барагбонта. НА ОСЕТИНСКОМ ЯЗЫКЕ!
9. http://aors.narod.ru/ История и культура Осетии
10. http://iratta.com
11.https://ironau.ru/skola.html
12.https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%9E
13. https://disk.yandex.ru/d/T2OCkw5Dah9TdQ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, мультимедийное оборудование; выход в сеть Internet, позволяющие
зонировать образовательное пространство для организации индивидуальной и/или
групповой работы.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ
РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Укажите оборудование для проведения презентаций, демонстраций