МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АМС Моздокского района МБОУ ООШ п. Советского УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Абаева З.Т. 31 августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для обучающихся 5 – 6 класс Моздок-2 2024 1.Пояснительнаязаписка Программапопредметнойобласти«ОсновыдуховнонравственнойкультурынародовРоссии»(далее - ОДНКНР) для5— 6классовобразовательныхорганизацийсоставленавсоответствиис: требованиями - Федерального государственного образовательногостандартаосновногообщегообразования(ФГОСООО)(утверждѐнприказом МинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот31мая2021г. №287); - требованиями к результатам освоения программы основногообщегообразования(личностным,метапредметным,предметным); - основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. . Целями изучения учебного курса являются: - формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; - создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; - формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; - идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны. Цели курса определяют следующие задачи: - овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; - приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества; - развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; 2 - становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; - формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; - обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; - воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России; - содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; - формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом . Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов: -Федеральный государственный образовательныйстандартосновногообщегообразования(ФГОСООО)(утверждѐнприказомМ инистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот31мая2021г.№287); - Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016); - письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года N 08-761. Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовнонравственной культуры народов России" - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. (А.Я.Данилов, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), М.: Просвещение, 2010г., - 3 2. Планируемые результаты освоения программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Личностные результаты: готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками; достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками; формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; Универсальные учебные действия Познавательные: характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»; сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; различать культовые сооружения разных религий; формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов. Коммуникативные: рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России; кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.). Рефлексивные: 4 оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»; анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся: Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. Метапредметные результаты: владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров); овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме; 5 овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений); освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда. Предметные результаты: осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами; расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. 6 Приложение 2 3. Содержание учебного предмета 5 класс – 34 часа Тематический блок 1.«Россия – наш общий дом»» Тема1.Зачемизучатькурс«Основыдуховно-нравственнойкультурынародовРоссии»? Формирование и закрепление гражданского единства.РодинаиОтечество.Традиционныеценностииролевыемодели.Традиционнаясемья. Всеобщийхарактерморалиинравственности.Русскийязыкиединоекультурноепространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народовРоссии. Тема2.Нашдом—Россия. Россия— многонациональнаястрана.МногонациональныйнародРоссийскойФедерации.Россиякакобщ ийдом.Дружбанародов. Тема3.Языкиистория. Чтотакоеязык?Каквязыкенародаотражаетсяегоистория?Языккакинструменткультуры.В ажностькоммуникациимеждулюдьми.Языкинародовмира,ихвзаимосвязь. Тема4.Русскийязык—языкобщенияиязыквозможностей. Русскийязык—основароссийскойкультуры. Как складывалсярусскийязык:вкладнародовРоссиивегоразвитие.Русскийязыккаккультурообраз ующийпроектиязыкмежнациональногообщения.Важностьобщегоязыкадлявсехнародов России.Возможности,которыедаѐтрусскийязык. Тема5.Истокироднойкультуры. Чтотакоекультура.Культураиприрода.Ролькультурывжизни общества. Многообразие культур и его причины. ЕдинствокультурногопространстваРоссии Тема6.МатериальнаякультураМатериальнаякультура:архитектура,одежда,пища,транспор т,техника.Связьмеждуматериальнойкультуройидуховнонравственнымиценностямиобщества. Тема7.Духовнаякультура. Духовно-нравственнаякультура.Искусство,наука, духовность.Мораль,нравственность,ценности.Художественноеосмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализацияценностей. Тема 8. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, еѐ роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России. 7 Тема 9. Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний . Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека. Тема 10. Многообразие культур России. Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России. Тематический блок 2«Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека. Тема 12. Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки,поговорки и т.д.) о семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях разных видов искусства. Тема 15. Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда.Роль нравственных норм в благополучии семьи. Тема 16. Семья в современном мире(практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг,писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества . Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей. Тема18. Духовныймирчеловека. Человек— творец культуры.Культуракакдуховныймир человека. Мораль. Нравственность.Патриотизм.Реализацияценностейвкультуре.Творчество:чтоэтотакое?Гран 8 ицытворчества.Традициииновациивкультуре.Границыкультур.Созидательныйтруд.Важнос тьтрудакактворческойдеятельности,какреализации. Тема19.Личность и духовно-нравственные ценности . Моральинравственностьвжизничеловек.Взаимопомощь,сострадание,милосердие,любов ь,дружба,коллективизм,п а т р и о т и з м , любовькблизким. Тематический блок 4. Культурное единство России Тема20.Историческаяпамятькакдуховно-нравственнаяценность. Чтотакоеисторияипочемуонаважна? История семьи частьисториинарода,государства,человечества.Важностьисторической — памяти, недопустимость еѐфальсификации. Преемственностьпоколений. Тема21.Литературакакязыккультуры. Литературакакхудожественноеосмыслениедействительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения?Внутренниймирчеловекаиегодуховность. Тема22.Взаимовлияниекультур. Взаимодействиекультур.Межпоколеннаяимежкультурнаятрансляция.Обменценностнымиу становкамииидеями.Примеры межкультурной коммуникации как способ формированияобщихдуховно-нравственныхценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь,достоинство,праваисвободычеловека,патриотизм,гражданственность,служениеОтеч ествуиответственностьзаегосудьбу,высокиенравственныеидеалы,крепкаясемья,созидательн ыйтруд,приоритетдуховногонадматериальным,гуманизм,милосердие,справедливость,колле ктивизм,взаимопомощь,историческаяпамятьипреемственностьпоколений,единствонародов России. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Историческиеисоциальныепричиныкультурногоразнообразия.Каждыйрегионуникален.Мал аяРодина—частьобщегоОтечества. Тема25.ПраздникивкультуренародовРоссии. Чтотакоепраздник?Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры,каквоплощениедуховно-нравственныхидеалов. Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России. Тема 27. Музыкальная культура народов России. 9 Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми . Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах. Тема 28. Изобразительное искусство народов России . Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России . Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе . Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников . Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России. 6 класс (34 ч) Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1. Мир культуры: его структура Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества. Тема2.КультураРоссии:многообразиерегионов. ТерриторияРоссии.Народы,живущиевней.Проблемыкультурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уваженияковсемкультурамнародовРоссии. Тема3.Историябытакакисториякультуры. Домашнеехозяйствоиеготипы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. МногообразиекультурныхукладовкакрезультатисторическогоразвитиянародовРоссии. Тема 4. Прогресс: технический и социальный. 10 Производительностьтруда.Разделениетруда.Обслуживающий и производящий труд Домашний труд и его механизация.Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценностиобщества? Тема 5. Образование в культуре народов России. Представлениеобосновныхэтапахвисторииобразования. Ценностьзнания.Социальная обусловленность различныхвидовобразования.Важностьобразованиядлясовременногомира.Образованиекак трансляциякультурныхсмыслов,какспособпередачиценностей. Тема6.Праваиобязанностичеловека. Права и обязанности человека в культурной традиции народовРоссии.Праваисвободычеловекаигражданина,обозначенныевКонституцииРоссийс койФедерации. Тема7.Обществоирелигия:духовно-нравственноевзаимодействие. Миррелигийвистории.РелигиинародовРоссиисегодня.Государствообразующие и традиционные религии как источникдуховно-нравственныхценностей. Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие). Современное общество: его портрет. Проект: описание самыхважных черт современного общества с точки зрения материальнойидуховнойкультурынародовРоссии. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственныйобликиидеалчеловека. Мораль,нравственность,этика,этикетвкультурахнародовРоссии.Правоиравенствов правах. Свобода как ценность.Долгкакеѐограничение.Обществокакрегуляторсвободы.Свойстваикачествачелов ека,егообразвкультуренародовРоссии,единствочеловеческихкачеств.Единстводуховнойжи зни. Тема 10. Взросление человека в культуре народов Росси. Социальноеизмерениечеловека.Детство,взросление,зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимостьразвития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельностькакценность. Тема11.Религиякакисточникнравственности. Религиякакисточникнравственностиигуманистическогомышления.Нравственныйидеалчело векавтрадиционныхрелигиях.Современноеобществоирелигиозныйидеалчеловека. Тема12.Наукакакисточникзнанияочеловекеичеловеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура самопознание.Этика.Эстетика.Правовконтекстедуховно-нравственныхценностей. 11 как Тема13.Этикаинравственностькаккатегориидуховнойкультуры. Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни.Чтозначитбытьнравственным.Почемунравственностьважна? Тема 14. Самопознание(практическое занятие). Автобиографияиавтопортрет:ктояичтоялюблю.Какустроенамояжизнь.Выполнениепроекта . Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема15.Трудделаетчеловекачеловеком. Чтотакоетруд.Важностьтрудаиегоэкономическаястоимость.Безделье,лень,тунеядство.Труд олюбие,подвигтруда,ответственность.Общественнаяоценкатруда. Тема16.Подвиг:какузнатьгероя? Чтотакоеподвиг.Героизмкаксамопожертвование.Героизмнавойне.Подвигвмирноевремя.Ми лосердие,взаимопомощь. Тема17.Людивобществе:духовно-нравственноевзаимовлияние. Человеквсоциальномизмерении.Дружба,предательство.Коллектив.ЛичныеграницыЭтикапр едпринимательства.Социальнаяпомощь. Тема18.Проблемысовременного общества как отражениеегодуховно- нравственногосамосознания. Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство.Отражениеэтихявленийвкультуреобщества. Тема19.Духовно-нравственныеориентирысоциальныхотношений. Милосердие.Взаимопомощь.Социальноеслужение.Благотворительность.Волонтѐрство.Обществ енныеблага. Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственнойкультурынародовРоссии. Гуманизм.Истокигуманистическогомышления.Философиягуманизма.Проявлениягуманизм ависторико-культурномнаследиинародовРоссии. Тема21.Социальныепрофессии;ихважность для сохранениядуховно- нравственногообликаобщества. Социальныепрофессии:врач,учитель,пожарный,полицейский,социальныйработник.Духовн о-нравственныекачества,необходимыепредставителямэтихпрофессии. Тема22.Выдающиесяблаготворителивистории.Благотворительностькакнравственны йдолг. Меценаты,философы,религиозныелидеры,врачи,учѐные,педагоги.Важностьмеценатствадля духовно-нравственногоразвитияличностисамогомеценатаиобществавцелом. 12 Тема23.ВыдающиесяучѐныеРоссии.Наукакакисточниксоциальногоидуховногопрогре ссаобщества. УчѐныеРоссии.Почему важно помнить историю науки .Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и нравственностивнауке,вдеятельностиучѐных. Тема 24. Моя профессия (практическоезанятие). Трудкак самореализация, как вклад в общество. Рассказосвоейбудущейпрофессии. Тематический блок 3. «Родина и патриотизм» Тема25.Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человекагражданином.Нравственныекачествагражданина Тема26.Патриотизм. Патриотизм.Толерантность.Уважение к другим народам иихистории.Важностьпатриотизма. Тема27.ЗащитаРодины:подвигилидолг? Войнаимир. РользнаниявзащитеРодины.Долггражданинапередобществом.Военныеподвиги.Честь.Доблесть . Тема28.Государство.Россия—нашародина. Государствокакобъединяющееначало.Социальнаясторонаправаигосударства.Чтотакоезакон .ЧтотакоеРодина?Чтотакое государство? Необходимость быть гражданином. Российскаягражданскаяидентичность. Тема 29. Гражданская идентичность(практическое занятие). Какими качествами должен обладать человек как гражданин. Тема 30. Моя школа и мой класс(практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела. Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие). Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека. Тема Человек и культура(проект). Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» Приложение 3 4. Календарно-тематическое планирование Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 – 6 классы 5 класс (34 час.) 13 № Тема урока урока к-во дата по дата по час. плану факту Тематическийблок1.«Россия—нашобщийдом» - 10ч. 1 Зачем изучать курс «Основыдуховно- 1 06.09 нравственнойкультурынародовРоссии»? 2 Нашдом— Россия 1 13.09 3 Языкиистория 1 20.09 4 Русскийязык— 1 27.09 языкобщенияиязыквозможностей 5 Истокироднойкультуры 1 04.10 6 Материальнаякультура 1 11.10 7 Духовнаякультура 1 18.10 8 Культураирелигия 1 25.10 9 Культураиобразование 1 08.11 10 МногообразиекультурРоссии(практическое 1 15.11 занятие) Тематическийблок2.«Семьяидуховно-нравственныеценности» - 6 ч. 11 Семья — хранитель духовных ценностей 1 22.11 12 Родинаначинаетсяссемьи 1 29.11 13 ТрадициисемейноговоспитаниявРоссии 1 06.12 14 Образ семьи в культуре народов России 1 13.12 15 Трудвисториисемьи 1 20.12 16 Семьяв современном мире 1 27.12 (практическоезанятие) Тематическийблок3.«Духовно-нравственноебогатстволичности» - 3 ч. 14 17 Личность — общество — культура 1 10.01 18 Духовныймир человека.Человек— 1 17.01 1 24.01 творецкультуры 19 Личностьидуховно-нравственныеценности Тематическийблок4.«КультурноеединствоРоссии» - 16ч 20 Историческаяпамятькакдуховно- 1 31.01 нравственная ценность 21 Литературакакязыккультуры 1 07.02 22 Взаимовлияниекультур 1 14.02 23 Духовно- 1 21.02 нравственныеценностироссийскогонарода 24 РегионыРоссии:культурноемногообразие 1 28.02 25 ПраздникивкультуренародовРоссии 1 06.03 26 Памятники в культуре народовРоссии 1 13.03 27 МузыкальнаякультуранародовРоссии 1 20.03 28 Изобразительное 1 03.04 29 ФольклорилитературанародовРоссии 1 10.04 30 Бытовые традиции народовРоссии: пища, 1 17.04 1 24.04 искусствонародовРоссии одежда, дом(практическоезанятие) 31 Культурная карта России (практическоезанятие) 32 Единствостраны—залогбудущегоРоссии 1 08.05 33 Урок повторения и обобщения 1 15.05 34 Промежуточная аттестация 1 22.05 15 6 класс (34ч.) № Тема урока урока кол. Датапо дата час. плану факт. Тематический блок 1. «Культура как социальность» - 8 ч. 1 Миркультуры:егоструктура 1 07.09 2 КультураРоссии:многообразиерегионов 1 14.09 3 Историябытакакисториякультуры 1 21.09 4 Прогресс:техническийисоциальный 1 28.09 5 ОбразованиевкультуренародовРоссии 1 05.10 6 Праваиобязанностичеловека 1 12.10 7 Обществоирелигия:духовно- 1 19.10 1 26.10 нравственноевзаимодействие 8 Современныймир:самоеважное (практическое занятие) Тематическийблок2.«Человекиегоотражениевкультуре» - 6 ч. Духовно- 1 09.11 10 ВзрослениечеловекавкультуренародовРоссии 1 16.11 11 Религиякакисточникнравственности 1 23.11 12 Наукакак источник 1 30.11 1 07.12 1 14.12 9 Какимдолженбытьчеловек? нравственныйобликиидеалчеловека знанияочеловекеичеловеческом 13 Этика и нравственность каккатегории духовной культуры 14 Самопознание (практическоезанятие) Тематический блок 3. «Человек как член общества» - 10 ч. 16 1 чет. 15 Трудделаетчеловекачеловеком 1 21.12 16 Подвиг:какузнатьгероя? 1 28.12 17 Люди духовно-нравственное 1 11.01 в обществе: взаимовлияние 18 Проблемысовременногообществакакотражен 1 18.01 1 25.01 1 01.02 1 08.02 1 15.02 1 29.02 иеегодуховно-нравственного самосознания 19 Духовно-нравственныеориентиры социальных отношений 20 Гуманизмкаксущностнаяхарактеристикаду ховно-нравственной культуры народовРоссии 21 Социальныепрофессии;ихважностьдлясохран ениядуховно-нравственногообликаобщества 22 Выдающиесяблаготворите-ливистории .Благотворительность как нравственныйдолг 23 ВыдающиесяучѐныеРоссии. Наука как источник социального и духовного прогрессаобщества 24 Мояпрофессия(практическоезанятие) 07.03 Тематическийблок4.«Родинаипатриотизм» - 10 ч. 25 Гражданин 1 14.03 26 Патриотизм 1 21.03 27 ЗащитаРодины:подвигилидолг? 1 04.04 28 Государство. 1 11.04 1 18.04 Россия—нашаРодина 29 Гражданская идентичность (практическоезанятие) 17 30 Моя школа и мой класс 1 25.04 (практическоезанятие) 31 Человек:какойон?(практическоезанятие) 1 02.05 32 Человекикультура(практическоезанятие) 1 16.05 33 Повторение и обобщение 1 23.05 34 Промежуточная аттестация 1 24.05 Приложение 4 Лист коррекции к рабочей программе Предмет______________________________ Класс________________ Учитель_____________________________________ 202___- 202___ учебный год № урока 18 Тема Количество часов Причина Способ по плану дано корректировки корректировки 5. Список литературы Учебная программа Учебники, учебные пособия Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовнонравственной культуры народов России. 5-6 класс. Москва. Просвещение Методические материалы 19 Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5-6 класс. Методические рекомендации. Наталья Виноградова. Просвещение. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5-6 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС. Наталья Виноградова. Москва. Просвещение Дидактические Разработки учителя материалы Материалы для контроля 20 Разработки учителя