УЧЕБНЫЙ ПЛАН МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ– ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНА МУЖЕСТВА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА КОМЗАРАКОВА П.СОВЕТСКОГО МОЗДОКСКОГО РАЙОНА РСО-АЛАНИЯ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану основного общего образования МБОУ ООШп.Советского на 2024-2025 учебный год Учебный план основного общего образования МБОУ ООШ п.Советского на 2024-2025 учебный год является частью образовательной программы. Он определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. При формировании учебного плана основного общего образования на 2024-2025 учебный год МБОУ ООШ п.Советского руководствовалась следующими нормативными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями). 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. №287 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 18.07.2022 N 568, от 08.11.2022 N 955) 3. Приказ Минпросвещения России от 22.01.2024 № 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования». 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 6. Приказ Минпросвещения России от 01.02.2024 № 67 «О внесении изменений в некоторые приказы Минпросвещения России, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ». 7. Приказ Минпросвещения России от 01.02.2024 №62 «О внесении изменений в некоторые приказы Минпросвещения России, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования». 8. Приказ Минпросвещения России от 19.02.2024 №110 «О внесении изменений в некоторые приказы Минпросвещения России и Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования». 9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»). 10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 11. Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 12. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников». 13. Приказ Минпросвещения России от 21.02.2024 №119 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к Приказу Минпросвещения России от 21.092022 № 858 Об утверждении ФПУ, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 14. Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 15. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность». 16. Письмо Минпросвещения России от 12.02.2024 №03-160 «Разъяснения по вопросам организации обучения по основным общеобразовательным и дополнительным общеразвивающим программам для детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях». 17. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении правил применения электронного обучения, ДОТ при реализации образовательного процесса». 18. Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в ОО (МР 2.4.0331-23 от 10.11.2023, разработанные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора и др.). 19. Приказ Минпросвещения России 04.10.2023 №738 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 20. Приказ Минпросвещения России от 31.08.2023 №650 «Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования». 21. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (МР 2.4.0330-23 утв. 29.08.2023 руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным санитарным врачом РФ А.Ю. Поповой). 22. Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 23. Приказ Минпросвещения России от 03.08.2023 № 581 «О внесении изменения в пункт 13 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом министерства просвещения российской федерации от 22 марта 2021 г. № 115» 24. Приказ Минпросвещения России от 21.06.23 №556 «О внесении изменений в приложения № 1, № 2 к приказу Минросвещения России от 21.09.2022 N858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников». 25. Универсальные кодификаторы распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы по уровням общего образования и элементов содержания по учебным предметам для использования в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования, подготовленные Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» и размещенные на сайте https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatoryoko. 26. Письма Министерства образования и науки РФ от 09 октября 2017 года № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»; 27. Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018 № 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях»; 28. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013 года № 61-РЗ «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания»; 29. Заявлений родителей (законных представителей) обучающихся по выбору языка образования, языку изучения из числа национальных языков Российской Федерации, иностранному языку. 30. Устава МБОУ ООШ п.Советского 31. Положение о преподавании родных языков приказ № ДО-94.29 от 28.09.2018 г. 32. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУООШ п.Советского 2.3.Организация учебного процесса в МБОУ ООШ п.Советского. Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным графиком, который является самостоятельным нормативным документом. Учебный план основного общего образования МБОУ ООШ п.Советского на 2024-2025 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28; санитарными правилами и нормами СанПин 12.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №28 и предусматривает: - пятилетний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов. Образовательная деятельность проводится во время учебного года. Учебный год начинается 2 сентября 2024 года. В 5-9 классах учебный год делится на четверти. Количество учебных недель определено в календарном учебном графике и составляет не менее 34 учебных недель. Промежуточная аттестация обучающихся 5-9 классов проводится общеобразовательной программы основного общего образования по четвертям. по итогам освоения Промежуточная аттестация проводится в следующих формах: итоговые контрольные работы, тесты, защита проекта, творческие работы, зачеты, комплексные диагностические работы. Государственная итоговая аттестация обучающихся 9-х классов, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Сроки проведения государственной итоговой аттестации ежегодно устанавливаются Министерством просвещения Российской Федерации. Продолжительность учебной недели: 6-дневная для 5-9 классов (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки). Начало занятий в 9 часов 00 минут. Обучение осуществляется в 1 смену. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, При этом объем максимально допустимой недельной нагрузки в течение дня составляет: - для обучающихся 5-6 классов – не более 6 уроков, 7-9 классов – не более 7 уроков. Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на его выполнение, не превышающие (в астрономических часах): в 5 классах – 2часа, в 6-8 классах – 2,5часа, в 9 классах до 3,5 часов. Продолжительность урока: в 5-9 классах составляет 40 минут. Проведение нулевых уроков запрещено. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, после 2 и 3 уроков устанавливаются две перемены по 20 минут каждая. МБОУ ООШ п.Советского для использования при реализации образовательных программ выбирает: учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г. №345); учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699). Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных программ; не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ. Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебному плану, рабочим программам учебных предметов и образовательной программе в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (с изменениями). 2.4.Особенности учебного плана Реализация основной образовательной программы основного общего образования в 2024-2025 учебном году осуществляется по Варианту №5 примерного учебного плана - см. ФОП ООО, одобренную решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, от 18.05.2023 г. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана 5-9-х классов определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования: – формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; – готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; – формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; – личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, учитывает интересы их родителей (законных представителей) и строится в соответствии с возможностями информационно-образовательной среды образовательной организации. Использование дополнительных часов учебного плана школы определяется: - готовностью педагогического коллектива к выполнению государственных образовательных стандартов по предметам; - наличием учебно-методической базы для преподавания предметов и перехода на новое содержание образования, что позволяет формировать: - духовно-нравственную культуру; - информационно-коммуникативную культуру; - мыслительную культуру; - языковую культуру. При реализации 5 варианта федерального учебного плана количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час реализуется образовательной организацией за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счёт посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, используется: Компонент Класс Предмет образовательног Обоснование о учреждения/ кол-во часов 5 Информатика 2 В связи с предпрофильным обучением IT- класс 6 ОБЗР(ОБЖ) 1 В связи с предпрофильным обучением –класс МЧС 7 Информатика 2 8 Геометрия 1 Русский язык 1 9 Алгебра электив 0,5 Русский электив 0,5 В связи с предпрофильным обучением кадетский класс Для совершенствования вычислительных навыков учащихся и с целью воспитания мотивации к изучению математики Для успешной сдачи собеседования Для совершенствования вычислительных навыков учащихся и с целью воспитания мотивации к изучению математики и сдачи ОГЭ Для совершенствования грамотности, навыков пунктуации при сдачи ОГЭ Региональная специфика учебного плана Региональной спецификой учебного плана является изучение учебных предметов: Предметная область «Родной язык и родная литература» в 5-9 классах представлена предметами «Родной осетинский язык» (3 ч. в неделю) в 5-9-м классах во исполнение государственных гарантий реализации прав граждан на изучение родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного, с целью формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма и в связи с запросами родителей (законных представителей) обучающихся. «География Осетии» в 8-9-х классах изучается интегрировано с учебным предметом «География». В обязательной части учебного плана ФГОС ООО (11.33.1) определены обязательные для изучения предметные области, учебные предметы (учебные модули): Предметные области Учебные предметы учебные модули Русский язык и литература Русский язык Литература Родной язык и родная литература Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации родная литература Родная литература Иностранные языки Иностранный язык Математика и информатика Математика Информатика Вероятность и статистика Общественно-научные предметы История Обществознание География Естественно-научные предметы Физика Химия Биология Основы духовно-нравственной народов России культуры Основы духовно-нравственной культуры народов России Искусство Изобразительное искусство Музыка Технология Труд (технология) Основы безопасности и защиты Родины Основы безопасности и защиты Родины Физическая культура Физическая культура Предметная область «Русский язык и литература»: учебные предметы «Русский язык» - 5 часов в неделю (5 класс), 6 часов в неделю (6 класс), 4 часа в неделю (7 класс), 3 часа в неделю (8 класс), 3 часа в неделю (9 класс) «Литература» - 3 часа в неделю (5,6 классы), 2 часа в неделю (7-8 класс), 3 часа в неделю (9 класс) Предметная область «Родной язык и родная литература» представлена учебными предметами «Родной (осетинский) язык», «Родной (русский) язык» - 3 часа в неделю в 5-9 классах. Указанные предметы определены на основании заявлений родителей (законных представителей) обучающихся и в соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. (с изменениями и дополнениями от 28.07.2018 года). Область «Иностранные языки» в 5-9 классах представлена предметом «Английский язык» 3 часов в неделю в 5-9-х классах. Предметная область «Математика и информатика» представлена предметом «Математика» в объеме 5 часов в неделю в 5-6 классах. В 7-9 классах изучается «Алгебра» – 3 часа в неделю, «Геометрия» – 2 часа в неделю. «Вероятность и статистика» - 1 час в неделю в 7-9 классах. На изучение предмета «Информатика» в 7-9 классах в учебном плане выделен 1 час, в 5-6 классе за счет части, формируемой участниками образовательных отношений, усилен курс предмета «Информатика» - 1 час в неделю. Предметная область «Общественно-научные предметы» включает в себя предметы: в 5-9 классах: «История» 2 часа в 5-9 классах, и «География» 1 час, в 5-6 классах и 2 часа в 8-9 классах: «Обществознание» 1 час в 6-9 классах Учебный предмет «География Осетии» изучается интегрировано с учебным предметом «География» в 8 и 9 классах. Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) 1 час в 5,6 и 9 классах, в 7-8 классах как модуль включением тем, содержащих вопросы духовнонравственного воспитания обучающихся, в рабочие программы учебных предметов других образовательных областей: общественно-научные предметы (история, обществознание, литература) и искусство (музыка, ИЗО); Предметная область «Естественнонаучные предметы» представлена следующими учебными предметами: «Биология» -1 ч в неделю (5-6 классы), в7, 8,9 классах – по 2 часа в неделю. В 7,8-х классах на изучение предмета «Физика» выделено 2 часа в неделю, 9 классах – 3 часа в неделю. На изучение предмета «Химия» в 8-9 х классах выделено 2 часа в неделю Предметная область «Искусство» в 5-7 классах реализуется через изучение предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» по 1 часу в неделю. В 8 классе изучается учебный предмет «Музыка» - 1 час в неделю. Предметная область «Труд (Технология)». Учебный предмет «Технология» изучается в 5-7 в объеме 2 часов в неделю, в 8-9-м 1 час в неделю. На изучение предмета «Физическая культура» отводится в 5-9 м классах 2 часа в неделю «Основы безопасности и защиты Родины» в 8 – 9 классах отводится 1 час в неделю 2.5 Формы промежуточной аттестации обучающихся Промежуточная аттестация - это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой. Промежуточная аттестация в 5-9 классах проводится в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом, Уставом школы, Положением системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО. Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью получения объективной оценки усвоения обучающимися образовательных программ каждого года обучения в общеобразовательной организации, за степень усвоения обучающимися Федерального государственного образовательного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного года и курса в целом. Сроки проведения годовой промежуточной аттестации устанавливаются календарным учебным графиком школы. На основании Положения «О формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» годовая промежуточная аттестация обучающихся 5-9-х классов проводится по каждому учебному предмету с учетом его специфики и представлена в таблице: Класс Предметы, по которым осуществляется Формы проведения промежуточная аттестация 2 и 3 четверть аттестации 5-9 классы Русский язык Контрольный диктант с грамматическим заданием ( 2 четверть) 5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й Литература Диагностическая работа 5-й, 6-й Математика (3 четверть) Контрольная работа (2 и 3 четверти) 7-й, 8-й Алгебра Диагностическая работа (2 и 3 четверти) 7-й, 8-й Геометрия Диагностическая работа (2 и 3 четверти) 5-й, 6-й История Диагностическая работа ( 2 четверть) 6-й Обществознание Диагностическая работа (3 четверть) Класс Предметы, по которым осуществляется промежуточная аттестация 4 четверть Формы аттестации 5-й, 6-й Русский язык ВПР 7-й, 8-й Русский язык Диагностическая работа 5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й Литература Диагностическая работа 5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й Иностранный язык Диагностическая работа 5-й, 6-й Математика ВПР 7-й, 8-й Алгебра Диагностическая работа 7-й, 8-й Геометрия Диагностическая работа 5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й Информатика Диагностическая работа 5-й, 6-й История ВПР 7-й, 8-й, 9-й История Диагностическая работа 5-й, 7-й, 8-й, 9-й Обществознание Диагностическая работа 6-й Обществознание ВПР 5-й, 7-й, 8-й, 9-й География Диагностическая работа 6-й География ВПР 5-й, 6-й Биология ВПР 7-й, 8-й, 9-й Биология Диагностическая работа 7-й, 8-й, 9-й Физика Диагностическая работа 8-й, 9-й Химия Диагностическая работа 5-й, 6-й, 7-й Музыка Творческие проекты 5-й, 6-й, 7-й, 8-й Изобразительное искусство Творческие проекты 5-й, 6-й, 7-й, 8-й Технология Творческие проекты 5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й Физическая культура Сдача нормативов проведения Итоги годовой промежуточной аттестации отражаются в электронном журнале в виде отметки по пятибалльной шкале в разделе тех учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по которым она проводилась. Отметки за промежуточную аттестацию выставляются в электронный журнал в отдельном столбце. Итоговая отметка по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) при проведении годовой промежуточной аттестации с аттестационными испытаниями выставляется учителем с учетом отметок за четверть, годовой отметки и отметки, полученной при прохождении годовой промежуточной аттестации. В 9-х классах проводится государственная итоговая аттестация обучающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации Особенности разработки учебных планов для обучающихся с ОВЗ Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации в соответствии с частью 61 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ приказами Минпросвещения России утверждены федеральные адаптированные основные общеобразовательные программы – образовательные программы, начального общего образования, основного общего образования и федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, разрабатывают адаптированную основную образовательную программу основного общего образования (АООП ООО) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и федеральной адаптированной образовательной программой основного общего образования (ФАОП ООО). При этом содержание и планируемые результаты разработанной образовательной организацией АООП ООО должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФАОП ООО. Адаптированная программа основного общего образования направлена на коррекцию нарушений развития обучающихся, реализацию их особых образовательных потребностей (ФГОС ООО, п.14). Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по 5дневной учебной неделе, в субботу возможна организация проведения внеурочной деятельности. Зачисление на обучение по АООП ООО осуществляется только с согласия (по заявлению) родителей (законных представителей) обучающегося и на основании рекомендаций ПМПК. ФАОП ООО включает дифференцированные варианты для разных групп, обучающихся с ОВЗ. По ФАОП ООО могут получать образование обучающиеся, успешно освоившие варианты 1.1 – 8.1 и 1.2 - 8.2 адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования или основную образовательную программу начального общего образования. В соответствии с ФГОС ООО и вариантами ФАОП ООО образовательная организация может разрабатывать один или несколько вариантов: АООП ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7); АООП ООО для обучающихся с РАС (варианты 8.1, 8.2) АООП пр.1599 в.1 образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),. При разработке разделов АООП ООО, отсутствующих в ФАОП ООО (рабочих программ учебных предметов, коррекционных курсов) образовательными организациями могут использоваться программнометодические материалы, размещенные по ссылке: https://fgosreestr.ru/, а также материалами федерального ресурсного центра ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»: https://ikp-rao.ru/frc-ovz/ . Учебные планы вариантов 1.1. – 8.1 АООП ООО соответствуют учебному плану федеральной образовательной программы основного общего образования. для всех обучающихся с ОВЗ исключение учебного предмета «Физическая культура» и включение учебного предмета «Адаптивная физическая культура», предметные результаты по которому определяются с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных потребностей, в соответствии с федеральной адаптированной программой основного общего образования. Обучающиеся с ОВЗ, завершившие обучение по АООП ООО, при переходе на уровень среднего общего образования могут продолжить обучение как по основной образовательной программе среднего общего образования (ООП СОО), так и по адаптированной основной образовательной программе среднего общего образования (АООП СОО). НЕДЕЛЬНЫЙ (ГОДОВОЙ) УЧЕБНЫЙ ПЛАН основного общего образования для учащихся 5-9 классов, реализующего образовательную программу основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы п. Советского Моздокского района Республики Северная Осетия - Аланияна 2024-2025 учебный год (34 учебные недели) Федеральный недельный учебный план основного общего образования для 6-дневной учебной недели (изучение родного и (или) государственного языка наряду с преподаванием на русском языке) Предметные области Учебные предметы классы Количество часов в неделю V VI VII VIII IX Всего Русский язык и литература Русский язык 5 6 4 3 3 21 Литература 3 3 2 2 3 13 Родной язык и родная литература Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации 2 2 2 2 2 10 Родная литература 1 1 1 1 1 5 Иностранные языки Иностранный язык 3 3 3 3 3 15 Математика и информатика Математика 5 5 Обязательная часть Общественнонаучные предметы Алгебра 3 3 3 9 Геометрия 2 2 2 6 Вероятность и статистика 1 1 1 3 Информатика 1 1 1 3 2 2 2 2 10 1 1 1 1 4 1 2 2 2 8 2 2 3 7 2 2 4 История 2 Обществознание География Естественнонаучные предметы 10 Физика Химия 1 Биология 1 1 Основы духовнонравственной культуры народов России Основы духовнонравственной культуры народов России 1 1 Искусство Изобразительное искусство 1 1 1 Музыка 1 1 1 1 Технология Труд (Технология) 2 2 2 1 1 8 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура 2 2 2 2 2 10 1 1 2 34 35 164 1 2 30 32 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 2 Информатика 2 7 2 3 Основы безопасности изащитыРодины Итого 2 33 1 4 2 2 1 8 2 Геометрия 1 Русский язык 1 ОБЖ 1 Элективный курс по математике 0,5 Элективный курс по русский язык 0,5 Учебные недели 34 34 34 34 34 34 Всего часов 1188 1122 119 1224 1224 5848 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 6-дневной неделе) в соответствии с действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами 32 33 35 36 36 172 Характеристика основных направлений внеурочной деятельности При планировании внеурочной деятельности на уровне основного общего образования МБОУ ООШ п.Советского руководствовалась рекомендациями, содержащимися в федеральной образовательной программе (организационный раздел, план внеурочной деятельности), а также использовать Методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации (Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 ТВ – 1290/03), которые особо подчеркивают, что план внеурочной деятельности – часть ООП, и обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность. План внеурочной деятельности МБОУ ООШ п.Советского обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования. В рамках реализации ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО) осуществляется внеурочная деятельность в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. В соответствии с решением педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей МБОУ ООШ п.Советского внеурочная деятельность осуществляется через модель плана внеурочной деятельности с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности. Особое внимание уделяется финансовой и функциональной грамотности обучающихся, а также профориентации как важным элементом дальнейшего развития каждого школьника. При составлении плана внеурочной деятельности основного общего образования на 2024-2025 учебный год МБОУ ООШ п.Советского руководствовалась следующими нормативными документами: 1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». (с изменениями). 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” 3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». (до 2023 года) 4. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 года №ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций». 5. Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций». 6. Письмо Министерства просвещения от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий». 7. Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28; 8. Санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2; 9. Письмо Минпросвещения России от 07 мая 2020 г. № ВБ 976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий» В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. Разновозрастный характер групп, в которых проходят внеурочные занятия школьников, имеет свои достоинства, связанные прежде всего с получаемым ребенком важным социальным опытом взаимодействия со старшими и младшими 2 школьниками, возможностью учиться у старших, помогать и заботься о младших. В целях реализации плана внеурочной деятельности МБОУ ООШ п.Советского предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурноспортивные и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами. В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования образовательная школа должна обеспечить обучающимся до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельностью (до 1320 часов на уровне начального общего образования, до 1750 часов на уровне основного общего образования). Содержательное наполнение внеурочной деятельности. В зависимости от интересов, способностей и запросов обучающихся и их семей, а также возможностей образовательных организаций часы используются на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое развитие школьников, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания школы. Таким образом, часы внеурочной деятельности выделяются: - на занятия школьников в социально ориентированных объединениях: экологических, волонтерских, трудовых и т.п.; - на занятия школьников с педагогами, сопровождающими деятельность детских общественных объединений и органов ученического самоуправления; - на занятия школьников с педагогами, сопровождающими их проектно-исследовательскую деятельность; - на занятия школьников в рамках циклов специально организованных внеурочных занятий, посвященных актуальным социальным, нравственным проблемам современного мира; - на профориентационные занятия школьников; - на занятия школьников в творческих объединениях: музыкальных, хоровых, театральных, художественных, журналистских и т.п.; - на занятия школьников по углубленному изучению отдельных учебных предметов: физики, химии, биологии, информатики, математики, второго иностранного языка и т.п.; - занятия школьников по формированию их функциональной грамотности; - на дополнительные занятия школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы; - на дополнительные занятия школьников, испытывающих трудности в освоении языка преподавания; - на специальные занятия школьников, испытывающих затруднения в социальной коммуникации как в среде сверстников, так и в обществе в целом; - на специальные занятия школьников с ограниченными возможностями здоровья; - на занятия школьников в спортивных и туристских секциях и клубах, организацию турниров, соревнований, походов, экскурсий, слетов, оздоровительных мероприятий и т.п. Распределение часов на внеурочную деятельность. Реализуя принцип единства образовательного пространства в сфере общего образования, Институт стратегии развития образования РАО предлагает следующий подход к эффективному использованию часов, отведенных на внеурочную деятельность. 1 час в неделю из возможных 10 часов внеурочной деятельности будут отводиться на занятие «Разговор о важном». Главной целью таких занятий должно стать развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Занятия направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы занятий будут связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это может стать предметом бесед классных руководителей со своими классами. Методические материалы для организации цикла еженедельных занятий, включающие сценарий занятия, методические рекомендации по его 4 проведению, интерактивный визуальный контент, разрабатываются на федеральном уровне для обучающихся 5-7, 8-9, классов и будут размещены на портале «Единое содержание общего образования» (www.edsoo.ru) в разделе «Внеурочная деятельность». 3 часа в неделю будут отводиться на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся. Это будут занятия по дополнительному или углубленному изучению школьниками учебных предметов или модулей; занятия в рамках их исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с освоением регионального 14 компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка преподавания; специальные занятия для школьников с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации и т.п. Главной целью этих внеурочных занятий должно стать интеллектуальное и общекультурное развитие школьников, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Эти занятия будут направлены на формирование ценностного отношения школьников к знаниям как залогу их собственного будущего и к культуре в целом как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. В проведении таких занятий педагогу особенно важно помнить о том, что они не должны повторять традиционные для урока формы. Несмотря на то что данные занятия носят преимущественно познавательных характер, они должны реализовываться в формах, где ребенок не превращался бы только в слушателя и пассивного потребителя информации. 1 час в неделю отводим занятиям по формированию функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной в том числе и на развитие их предпринимательского мышления. Для этого в школе будут организованы специальные интегрированные курсы, метапредметные кружки или факультативы. Главной целью этих внеурочных занятий должно стать развитие у школьников способности применять приобретённые на обычных уроках знания, умения и навыки для решения жизненных задач, умений синтезировать их для решения конкретной учебной проблемы. Эти внеурочные занятия реализуют один из самых важных педагогических принципов – связь образования с жизнью. 1 час в неделю отводим занятиям, направленным на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся в 6-9 классах «Россия – мои горизонты». Главной их целью должно стать формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и своей будущей профессии, осознание ими важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности, развитие их ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в завтрашнем дне. В рамках профориентационных занятий рекомендуется не только знакомить школьников с миром профессий и способами получения профессионального образования, но и помогать им осваивать важные надпрофессиональные навыки - общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п. Владение ими позволит ребенку в будущем реализовать себя как в профессиональной сфере, так и в личной жизни. Важной составляющей занятий должна стать и работа, направленная на познание ребенком самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей. Это поможет ему стать увереннее в себе, адекватнее оценивать свои силы и возможности. Профориентационные беседы, деловые игры и квесты, решение кейсов, совместное изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков – эти и другие формы работы помогут школьнику подготовиться к выбору своей будущей профессии. 2 часа в неделю отводим занятиям, направленным на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в их самореализации, раскрытии и развитии их способностей и талантов. Это будут занятия школьников в различных творческих объединениях – музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и т.п. Главная их цель - раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре. Это будут занятия школьников в спортивных объединениях - секциях и клубах, организация спортивных турниров и соревнований. Их целью является физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Это будут занятия школьников в объединениях туристскокраеведческой направленности. Главная их цель – оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. 2 часа в неделю будут отводиться занятиям, направленным на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию вместе с детьми комплекса совместных дел воспитательной направленности. Это будет педагогическое сопровождение деятельности волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы; выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией; Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой 15 для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов); творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций; созданной из наиболее авторитетных старшеклассников группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе и т.п. Целью таких занятий является развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений – заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать в расчёт другие точки зрения. Такие внеурочные занятия направлены на обеспечение благополучия детей в образовательном пространстве школы, помогают ребенку почувствовать свою ответственность за происходящее в школе, понимать, на что именно они могут повлиять в школьной жизни и знать, как это можно сделать. Принципы организации внеурочной деятельности. Организуя внеурочную деятельность школьников, МБОУ ООШ п.Советского придерживается следующих принципов. Интерес. Важно, чтобы педагог помог ребенку найти в школе «свою» внеурочную деятельность, привлекательную именно для него. Это поможет укрепить контакты педагогов с детьми, будет способствовать формированию в глазах детей позитивного восприятия школы, уменьшит риск их вовлечения в нежелательные, антисоциальные виды деятельности. Сотрудничество. Важно, чтобы педагог организовывал внеурочную деятельность не столько для детей, сколько вместе с детьми. То есть давал им возможность взять на себя ответственность за отдельные фрагменты организации этих видов деятельности - сначала за фрагменты попроще, затем посложнее. Это помогает детям взрослеть, преодолевая свою инфантильность и развивая самостоятельность и ответственность. Доверие. Во внеурочной деятельности педагогу особенно важно стремиться к установлению доверительных и доброжелательных отношений со школьниками. Это поможет ему сплотить вокруг себя детей и стать для них значимым взрослым, к которому дети больше прислушиваются, чьи требования и просьбы воспринимаются позитивнее, чье поведение и жизненные принципы охотнее воспринимаются ими в качестве образцов для подражания. Неназидательность. Содержание внеурочных занятий не должно преподноситься ребенку в форме назиданий. Ребенок не должен становиться пассивным потребителем информации. Важно дать ему самому делать выводы из увиденного и услышанного на занятиях: спорить, доказывать свою точку зрения, слышать мнения других. Только тогда будет формироваться его мировоззрение, его собственная жизненная позиция. МБОУ ООШ п.Советского предоставляет обучающимся 5-9 классов возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Внеурочная деятельность формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) во внеурочное время во второй половине дня и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, круглые столы, краеведческая работа, научно-практические конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование, военнопатриотические объединения и т. д. Продолжительность занятий – 40 минут. Количество используемых часов не более 10 на каждый класс. Таким образом, занятия по предметам школьного цикла имеют свое естественное продолжение в разнообразных видах внеклассной и внешкольной деятельности обучающихся. Внеклассные и внешкольные занятия обучающихся организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире и становится основанием для осознания своего собственного выбора, своего интереса. Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни. В дальнейшем этот индивидуальный интерес проявится в устойчивом познавательном интересе в выборе тем проектов и исследований и т.п. При организации внеурочной деятельности обучающихся МБОУООШ п.Советского использует возможности собственного учебного учреждения. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 5-9 – х классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов 16 человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Направления Названия Формы Количество часов внеурочной организации и деятельности внеурочной 5 6 7 8 9 деятельности и Разговор о важном Час общения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Духовнонравственное Социальное Профминимум «Россия- Час общения мои горизонты» Функциональная Общеинтеллект грамотность уальное Подготовка к ОГЭ Работа с одаренными Работа со слабыми Финансовая грамотность «История- моя Общекультурно Осетия» е клуб 1 Элективные курсы, практкумы 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 6 7 7 10 кружок элективный курс Волейбол Спортивнооздоровительно е направление Итого Перечисленные направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ. Направления и виды внеурочной деятельности не являются жестко привязанными друг к другу и единственно возможными составляющими. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любой из предлагаемых видов деятельности в отдельности и комплексно. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью в рамках основной образовательной программы основного общего образования, участие в которой является обязательным для каждого обучающегося. Режим внеурочной деятельности устанавливается в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 и Уставом ОУ, учебным календарным графиком и обеспечивает реализацию плана внеурочной деятельности по утвержденным в установленном порядке рабочим программам курсов. В соответствии с учебным планом устанавливается следующая продолжительность учебного года не менее 34 учебных недель; Продолжительность внеурочной деятельности учебной недели - максимальная учебная нагрузка учащихся, предусмотренная учебными планами, соответствует требованиям СанПин 2.4.2. 2821-10 и осуществляется в соответствии с учебным планом и расписанием занятий. Ежедневно проводится от 1 до 2х занятий, в соответствии с расписанием и с учётом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а так же с учётом необходимости разгрузки последующих учебных дней. Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится. 17 Учет занятий внеурочной деятельностью осуществляется педагогическими работниками. Ведущими занятия и оформляются в журнале учета занятий внеурочной деятельностью, в которые вносятся списки обучающихся, ФИО педагогических работников. Даты и темы проведенных занятий носятся в журналы в соответствии с рабочими программами курсов внеурочно деятельности. 18