МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНА МУЖЕСТВА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА КОМЗАРАКОВА П. СОВЕТСКОГО МОЗДОКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководителем ШМО ЗД по УВР Директором ________________________ ________________________ ________________________ Басиев Ф.Ж Приказ № от « » 2023 г. Ткаченко О.П. Приказ № от « » 2023 г. Абаевой З.Т. Приказ № от « » 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1723544) учебного предмета «Музыка» для 2 класса начального общего образования на 2023-2024 учебный год Составитель: Басиева Фатима Житарбековна учитель начальных классов г. Моздок - 2 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации . Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества . Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др ) При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т . п . ) . Однако этот уровень содержания обучения не является главным . Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б . В . Асафьев) . Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В . В . Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём . Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся . Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов Рабочая программа разработана с целью оказания методической помощи учителю музыки в создании рабочей программы по учебному предмету «Музыка». Она позволит учителю: 1) реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования; 2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО (утв . приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г . № 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г . , 31 декабря 2015 г. , 11 декабря 2020 г . ); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20); 3) разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательной организации, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовнонравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания) В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: 1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы; 2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию Важнейшими задачами в начальной школе являются: 1 . Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве 2 . Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования . 3 . Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания 4 . Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями . Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения 5 . Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования . Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: а) Слушание (воспитание грамотного слушателя); б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах); в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др ); д) Исследовательские и творческие проекты 6 . Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка 7 . Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры 8 . Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов . МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно . Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»; модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»; модуль № 8 «Музыка в жизни человека». Предлагаемые варианты тематического планирования могут служить примерным образцом при составлении рабочих программ по предмету . Образовательная организация может выбрать один из них либо самостоятельно разработать и утвердить иной вариант тематического планирования, в том числе с учётом возможностей внеурочной и внеклассной деятельности, эстетического компонента Программы воспитания образовательной организации При этом необходимо руководствоваться принципом регулярности занятий и равномерности учебной нагрузки, которая должна составлять не менее 1 академического часа в неделю . Общее количество — не менее 135 часов (33 часа в 1 классе и по 34 часа в год во 2—4 классах) . При разработке рабочей программы по предмету «Музыка» образовательная организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы) Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Ценности научного познания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»: Овладение универсальными познавательными действиями Базовые логические действия: —сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку; —определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.); —находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма; —выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; —устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы. Базовые исследовательские действия: —на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков; —с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования; —сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); —проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие); —формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования); —прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях. Работа с информацией: —выбирать источник получения информации; —согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; —распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; —соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; —анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; —анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму; —самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация: —воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; —выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе); —передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; —осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении. Вербальная коммуникация: —воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; —проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; —признавать возможность существования разных точек зрения; —корректно и аргументированно высказывать своё мнение; —строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; —создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); —готовить небольшие публичные выступления; —подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность (сотрудничество): —стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки; —переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; —формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; —принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; —ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; —выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: —планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; —выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: —устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; —корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»: —с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; —сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; —осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; —имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства; —с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; —стремятся к расширению своего музыкального кругозора. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений: Модуль № 1 «Музыкальная грамота»: —классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие; —различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов; —различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; —различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; —понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации; —ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; —исполнять и создавать различные ритмические рисунки; —исполнять песни с простым мелодическим рисунком. Модуль № 2 «Народная музыка России»: —определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России; —определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; —группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные; —определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; —различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических; —создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; —исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; —участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров. Модуль № 3 «Музыка народов мира»: —различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; —определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; —различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров); —различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки. Модуль № 4 «Духовная музыка»: —определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение; —исполнять доступные образцы духовной музыки; —уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции). Модуль № 5 «Классическая музыка»: —различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав; —различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков; —различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры; —исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; —воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; —характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; —соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств. Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»: —иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора; —различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.); —анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкальновыразительными средствами при исполнении; —исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука. Модуль № 7 «Музыка театра и кино»: —определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл); —различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов; —различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух; отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др. Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»: —исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения; —воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом); —осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей. Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, с указанием примерного количества учебного времени. Для удобства вариативного распределения в рамках календарно-тематического планирования они имеют буквенную маркировку (А, Б, В, Г). Модульный принцип допускает перестановку блоков (например: А, В, Б, Г); перераспределение количества учебных часов между блоками. Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий — посещений театров, музеев, концертных залов; работы над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации (п. 23 ФГОС НОО). Виды деятельности, которые может использовать в том числе (но не исключительно) учитель для планирования внеурочной, внеклассной работы, обозначены в подразделе «На выбор или факультативно». Содержание учебного предмета Модуль № 1 «Музыкальная грамота» Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других модулей Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя Распределение ключевых тем модуля в рамках календарно-тематического планирования возможно по арочному принципу либо на регулярной основе по 5—10 минут на каждом уроке Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а используют- ся в качестве актуального знания, практического багажа при организации работы над следующим музыкальным материалом Модуль № 2 «Народная музыка России» Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в музыку от родного порога» предполагают, что отправной точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны. Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ традиционного фольклора, отталкиваясь в первую очередь от материнского и детского фольклора, календарных обрядов и праздников. Особое внимание необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию народной музыки, научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоу-программ, эксплуатирующих фольклорный колорит. Модуль № 3 «Музыка народов мира» Данный модуль является продолжением и дополнением модуля «Народная музыка России». «Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ» — тезис, выдвинутый Д. Б. Кабалевским во второй половине ХХ века, остаётся попрежнему актуальным. Интонационная и жанровая близость русского, украинского и белорусского фольклора, межнациональные семьи с кавказскими, среднеазиатскими корнями — это реальная картина культурного разнообразия, сохраняющегося в современной России. Не менее важным фактором является принципиальная многомерность современной культуры, вбирающей в себя национальные традиции и стили народов всего мира. Изучение данного модуля в начальной школе соответствует не только современному облику музыкального искусства, но и принципиальным установкам концепции базовых национальных ценностей. Понимание и принятие через освоение произведений искусства — наиболее эффективный способ предупреждения этнических и расовых предрассудков, воспитания уважения к представителям других народов и религий. Модуль № 4 «Духовная музыка» Музыкальная культура Европы и России на протяжении нескольких столетий была представлена тремя главными направлениями — музыкой народной, духовной и светской. В рамках религиозной культуры были созданы подлинные шедевры музыкального искусства. Изучение данного модуля поддерживает баланс, позволяет в рамках календарнотематического планирования представить обучающимся максимально широкую сферу бытования музыкального искусства. Однако знакомство с отдельными произведениями, шедеврами духовной музыки возможно и в рамках изучения других модулей. Модуль № 5 «Классическая музыка» Данный модуль является одним из важнейших. Шедевры мировой музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры. Проверенные временем образцы камерных и симфонических сочинений позволяют раскрыть перед обучающимися богатую палитру мыслей и чувств, воплощённую в звуках музыкальным гением великих композиторов, воспитывать их музыкальный вкус на подлинно художественных произведениях. Модуль № 6 «Современная музыкальная культура» Наряду с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка народная, духовная и светская), сформировавшимися в прошлые столетия, правомерно выделить в отдельный пласт современную музыку. Объективной сложностью в данном случае является вычленение явлений, персоналий и произведений, действительно достойных внимания, тех, которые не забудутся через несколько лет как случайное веяние моды. В понятие «современная музыка» входит широкий круг явлений (от академического авангарда до фри-джаза, от эмбиента до рэпа и т. д.), для восприятия которых требуется специфический и разнообразный музыкальный опыт. Поэтому в начальной школе необходимо заложить основы для последующего развития в данном направлении. Помимо указанных в модуле тематических блоков, существенным вкладом в такую подготовку является разучивание и исполнение песен современных композиторов, написанных современным музыкальным языком. При этом необходимо удерживать баланс между современностью песни и её доступностью детскому восприятию, соблюдать критерии отбора материала с учётом требований художественного вкуса, эстетичного вокальнохорового звучания. Модуль № 7 «Музыка театра и кино» Модуль «Музыка театра и кино» тесно переплетается с модулем «Классическая музыка», может стыковаться по ряду произведений с модулями «Современная музыка» (мюзикл), «Музыка в жизни человека» (музыкальные портреты, музыка о войне). Для данного модуля особенно актуально сочетание различных видов урочной и внеурочной деятельности, таких как театрализованные постановки силами обучающихся, посещение музыкальных театров, коллективный просмотр фильмов Модуль № 8 «Музыка в жизни человека» Главное содержание данного модуля сосредоточено вокруг рефлексивного исследования обучающимися психологической связи музыкального искусства и внутреннего мира человека. Основным результатом его освоения является развитие эмоционального интеллекта школьников, расширение спектра переживаемых чувств и их оттенков, осознание собственных душевных движений, способность к сопереживанию как при восприятии произведений искусства, так и в непосредственном общении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичный комплекс выразительных средств музыкальных жанров выступают как обобщённые жизненные ситуации, порождающие различные чувства и настроения. Сверхзадача модуля — воспитание чувства прекрасного, пробуждение и развитие эстетических потребностей. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Всего 1 Мелодия. 1 2 Здравствуй Родина моя! НРК. Музыкальные образы родного края. Гимн России. 1 1 5 Музыкальные инструменты (фортепиано). Природа и музыка. Прогулка. 6 Танцы, танцы, танцы… 1 7 Эти разные марши. Звучащие картины. 1 8 Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. 1 9 1 13 Обобщающий урок по теме: «Россия – Родина моя» Великий колокольный звон. Звучащие картины. Русские народные инструменты. НРК. Инструменты Ямала Святые земли русской. Князь Александр Невский. Жанр молитвы. 14 С Рождеством Христовым! 1 15 Музыка на новогоднем празднике. 1 16 Обобщающий урок по теме: «О России петь – что стремиться в храм» Разыграй песню. 1 Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны. Детский музыкальный театр: опера, балет. 1 3 4 10 11 12 17 18 19 20 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 21 Балет 1 22 Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. 1 23 Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. «Какое чудное мгновенье!» Увертюра. 1 Симфоническая сказка (С. Прокофьев «Петя и волк») Симфоническая сказка (обобщение). 1 1 28 «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. «Звучит нестареющий Моцарт». 29 Симфония № 40. Увертюра. 1 Волшебный цветик – семицветик. И все это – Бах! 31 Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. 32 Промежуточная аттестация. Итоговый тест Работа над ошибками. «Два лада». 33 Природа и музыка. Первый международный конкурс 34 П.И.Чайковского ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 24 25 26 27 30 1 1 1 1 1 1 1 34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6