Рабочая программа 2 класс ИЗО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНА МУЖЕСТВА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА КОМЗАРАКОВА П. СОВЕТСКОГО МОЗДОКСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководителем ШМО

ЗД по УВР

Директором

________________________

________________________

________________________

Басиев Ф.Ж
Приказ №
от «
»
2023 г.

Ткаченко О.П.
Приказ №
от «
»
2023 г.

Абаевой З.Т.
Приказ №
от « »
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1720643)

учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для 1 класса начального общего образования
на 202,-2024 учебный год
Составитель: Басиева Фатима Житарбековна
учитель начальных классов
г. Моздок - 2 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1-4 классов на
уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам
освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к
результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании
художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и
эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных
основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала
учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся,
формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности
и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной
деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных
искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и
скульптуры, декоративно- прикладные и народные виды искусства, архитектуру и
дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы,
восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков,
художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной
школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества,
умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них
содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи,
поставленной учителем.
Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к
истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном
искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды,
в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные
уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической
творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений
искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной
деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов.
Практическая художественно- творческая деятельность занимает приоритетное
пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства
художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в
собственной художественной деятельности, в процессе практического решения
художественно-творческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—
8 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом
индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся
способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и
в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в
художественной деятельности.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в
предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание
предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических
модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего
образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на
его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана,
определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не
увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую
художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более
высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов
обучения.
На изучение изобразительного искусства в 1-4 классе отводится по 1 час в неделю, всего 1
класс 25 часов, 2-4 класс по 34 часа
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального
формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного
рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения
соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка
видения целостности. Цельная форма и её части.
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки
работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом.
Навыки смешения красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в
изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие
навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён
года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.).
Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных
художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору
учителя с учётом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами над- резания, закручивания,
складывания. Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе
фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности.

Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного
искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты
геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение
работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии
при составлении узора крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных
художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору
учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и
аппликации.
Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по
фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых
геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания
деталей; использование приёма симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из
бумаги, картона или пластилина.
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и
эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни
человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи
наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок
учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с
картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А.
Врубеля и другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и
творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта
учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных
впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий,
соответствующих изучаемой теме.
2
класс
ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества:
художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его
условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических
искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе,
человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство
и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в
искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на
примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного
искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ,
Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка
шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных
(пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его
материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель,
мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в
искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц,
животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в
соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для
создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объѐма,
вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры.
Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного
образа (пластилин —раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон
— сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков
художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и
его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры
(украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы;
былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления
народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках,
песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве
(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.
д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с
учѐтом местных условий).
АЗБУКА ИСКУССТВА
Мир изобразительных (пластических) искусств
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве.
Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и
перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше,
загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое,
тонкое и толстое, тѐмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный
центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции.
Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль
белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.
Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.
Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые,
закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и
художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы,
человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в
пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные
формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его
характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма.
Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм
линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и
рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль
ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России, в
том числе с Государственной Третьяковской галереей.
Художественный язык изобразительного искусства
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение
их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное
время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических
широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания
выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи,
панцирь черепахи, домик улитки. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И.
Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).Знакомство с
несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и
эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль
природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ
человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного
искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной
культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в
украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного
искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в
традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной),
отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах
мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.
Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих
лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу,
героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение,
презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование
различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых,
удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации
его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных,
географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере
изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр
натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков,
транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и
мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических)
искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и
художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и
воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом,
линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение
элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла
в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной
анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики,
гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина,
глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Расширение кругозора: экскурсии в краеведческий музей, музей народного быта и т.
д. (с учетом местных условий).
3
класс
Мир изобразительных (пластических) искусств
Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных
(пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и
обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура,
архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (об-щее представление), их связь
с жизнью. Жанры изобразительных ис-кусств: портрет (на примере произведений
Леонардо да Винчи); пейзаж (на примере произведений И. А. Шишкина, И. К.
Айвазовского); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и
зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности
(изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного
искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры,
живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры
и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на
примере произведений А. А. Дейнеки и др.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России:
Русским музеем, Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, объем, композиция,
пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение
черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные
цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры
(объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и
дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и
зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и
мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических)
искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в
процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой
деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика,

скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий)
и художественно-конструктивной (бумагопластика) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт,
пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной
деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж,
граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки,
тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративноприкладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии,
штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ
русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и
применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке,
аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального
окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий,
планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели,
посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России
(основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа.
Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по
мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение разными техниками бумажной мозаики. Изготовление атрибутов
новогоднего праздника (маска и т. д.).
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города,
на игрушечную, посудную, текстильную фабрики или комбинат, в краеведческий музей,
музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).
4 класс
Восхитись вечно живым миром красоты
Целый мир от красоты (пейзаж). Древо жизни- символ мировоззрения. Мой край
родной. Моя земля (пейзаж). Птица – символ света, счастья и добра (декоративная
композиция). Конь-символ солнца, плодородия и добра (декоративная композиция).
Связь поколений в традициях Городца (декоративная композиция). Знатна Русская земля
мастерами и талантами (портрет). Вольный ветер-дыхание земли (пейзаж). Движениежизни течение. Осенние метаморфозы (пейзаж).
Родословное дерево- древо жизни, историческая память, связь поколений
(групповой портрет). Двенадцать братьев друг за другом бродят. Новогоднее настроение.
Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки. Зимние фантазии. Зимние
картины. Ожившие вещи. Выразительность форм предметов. Русское поле- Бородино
(портрет), батальный жанр. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…». Образ
мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Народная расписная
картина- лубок.
Восхитись созидательными силами природы и человека
Вода - живительная стихия. Повернись к мировоззрению. Русский мотив (пейзаж).
Всенародный праздник – День Победы. «Медаль за бой, за труд из одного металла льют».
Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС

начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их
к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных
результатов: уважения и ценностного отношения к своей Родине —
России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные
позиции и социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в
социально- значимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах
нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным
традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками
содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре,
народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства
воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и
освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и
мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности
к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к
ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует
пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных
эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных
форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого
человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития
обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе
духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие
внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной,
чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально
значимые знания. Развитие творческих способностей способствует
росту
самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально
значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и
безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует
формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим
людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду,
искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально
окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития
навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественнотворческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при
выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического
наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование
эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред
окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой
работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания

реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат,
упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны
также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять
коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по
программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном
образе; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным
основаниям; находить ассоциативные связи между визуальными образами
разных форм и предметов; сопоставлять части и целое в видимом образе,
предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между
собой; обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении
(визуальном образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и
плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие
цветовых отношений в пространственной
среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения
выразительных свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного
выполнения художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых
учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства,
архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и
состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и
предметно- пространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим
учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и
декоративных композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по
назначению в жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве
инструмента анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета,
цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские
книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,

представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и
представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в
отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на
основе установок и квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор —
зритель), между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к
оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и
корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта
интересов в процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их
содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать,
понимать намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель
совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться,
выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по
достижению общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные
учителем; соблюдать последовательность учебных действий при
выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя
порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного
построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному
государственному образовательному стандарту начального общего образования,
утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации.
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в
самостоятельной
творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства
со средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и
геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться
анализировать соотношения пропорций, визуально
сравнивать
пространственные величины.

Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения
на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения
соответствующих задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей
практической художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с
позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в
рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного
материала).
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления,
которые рождает каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с
опорой на опыт жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и
получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления,
организованные педагогом.
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных
объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о
целостной форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из
бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др.
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в
природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и
искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные,
геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной
деятельности. Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной
композиции (стилизованной:
декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных
художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору
учителя с учётом местных
промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки
выбранного промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего
праздника.
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по
фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и
составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых
геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме
коллективной игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и
первичные навыки анализа его строения.

Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их
содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также
соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных
впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в
зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения
архитектурных построек.
Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной,
понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт
восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других
художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным
эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и
отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного
наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан
снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.
Требования к уровню подготовки оканчивающих 2 класс

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать:
особенности материалов, используемых в художественно-трудовой деятельности
(краски и кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел; бумага, текстильные, природные
материалы);
цвета солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный,
оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарные правила
смешения красок для получения составных цветов;
особенности орнаментальных мотивов древнегреческой, балхарской, гжельской
керамики, филимоновской, полхов-майданской игрушки;
способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин,
ткань и др.);
отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
разнообразные средства выразительности, используемые в создании
художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция);
о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи;
о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций;
правила безопасности при работе ручными инструментами;
значение слова «береста», понятия «вышитый и тканый орнамент»; названия ниток,
тканей, их назначение;
условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии
отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
основы традиционной технологии художественной обработки природных
материалов (глины, соломы, бересты), ткани (ткачество на рамке, вышивка, лоскутное
шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание,
конструирование);
правила техники безопасности при работе с режущими и колющими
инструментами: ножницами, иглой, шилом;

уметь:
организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой,
ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения
разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее
строение и цвет предметов;
правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от
формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних
и дальних предметов (ближе – крупнее и ниже, дальше – мельче и выше);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и
живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетнотематических и декоративных композициях с учетом замысла;
рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов:
геометрические (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и
растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с
тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий;
пользоваться различными приемами обработки бумаги (сгибание, скручивание,
гофрирование, сминание и т. п.); выполнять работы в технике оригами, вырезанки,
аппликации, папье-маше;
использовать различные приемы работы с тканью (шитье, вышивка, ткачество на
рамке); выполнять швы, петельный и стебельчатый; конструировать народный костюм
(аппликация на силуэте фигурки человека);
лепить по заранее подготовленным эскизам и по собственному замыслу; лепить на
основе традиционных приемов филимоновской игрушки, муравленого изразца; передавать
в лепке выразительные формы; сочетать орнамент с формой предмета;
решать художественно-трудовые задачи при моделировании и конструировании (на
основе имитации) изделий из бумаги, ткани, природных материалов по мотивам
народного творчества; пользоваться технологической картой, техническим рисунком,
эскизом;
в процессе художественно-трудовой деятельности проявлять:
эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного
декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при
посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного
искусства;
нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам
Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других
людей; стремление к преобразованию предметной среды в школе и дома.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
Знать / понимать:
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей,
бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;
• понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное
декоративно-прикладное искусство;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных
оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый
и холодный), приемы плавного и ступенчатого «растяжения» цвета;

• основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы
композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
• основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта,
пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции:
зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
• названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и
личной гигиены при обработке различных материалов;
•
разнообразные средства выразительности, используемые в создании
художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция,
пропорции, материал, фактура, декор);
• основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из
природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке,
вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание,
складывание, конструирование), глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы
лепного декора);
уметь:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой,
ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и
комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения
разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
• выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и
размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних
планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и
живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетнотематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента,
придерживаться последовательности исполнения росписи;
• решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь
технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом, с учетом
простейших приемов технологии в народном творчестве;
• выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному
замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям
изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
• выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;
• лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина,
конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских
мастеров;
• конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных
работ богородских народных мастеров;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
•
выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям
изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему
миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме
предметов;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях
искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративноприкладного искусства;

•
проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине,
защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего
края, своей страны и других народов мира;
• проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и
других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.
Требования к уровню подготовки оканчивающих 4 класс
Обучающиеся должны
знать/понимать:
 доступные сведения о памятниках культуры и искусства;
 отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
 средства художественной выразительности (цвет, линия, объём, ритм, форма,
пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике,
живописи, декоративно – прикладных работах;
 схему построения городецкой росписи;
 анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности
конструкции, формы, декора;
уметь:
 применять приёмы акварельной живописи (по сырому, а – ля – прима и др.),
приёмы получения цветовых пятен, сочетаний;
 пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами
выразительности в создании художественных образов, отдельных объектов и состояний
природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении
композиции;
 применять специфические средства выразительности в работе по мотивам
конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариации, импровизации);
соблюдать последовательность выполнения изделия;
 анализировать орнаментные композиции в произведениях народного и
декоративно – прикладного искусства;
 высказывать оценочные суждения о шедеврах народных мастеров России;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в
повседневной жизни:
 выражать своё отношение к произведениям изобразительного и народно
декоративно – прикладного искусства в самостоятельном творчестве;
 проявлять нравственно – эстетическое отношение к родной природе, Родине,
защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа;
проявлять положительное отношение к результату своего труда и труда других людей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п Наименование этапов и разделов
1
Осень золотая
2
Зимняя сказка
3
Весна-красна
4
Разноцветное лето
Итого:
2 класс

Количество часов
5 часов
6 часов
8 часов
6 часов
25 часов

№ п/п
1
2

Количество часов
11 ч
12 ч

Наименование этапов и разделов
В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная.
В гостях у Чародейки зимы

Весна - красна! Что ты нам принесла?
В гостях у солнечного лета!

3
4
Итого

5ч
6ч
34 ч

3 класс
№ п/п
1
2
3
4
Итого

Наименование этапов и разделов
Осень: «Как прекрасен этот мир, посмотри…»
Зима: «Как прекрасен этот мир, посмотри…»
Весна: «Как прекрасен этот мир, посмотри…»
Лето: «Как прекрасен этот мир, посмотри…»

Количество часов
11ч
10ч
5ч
8ч
34 ч

4 класс
№ п/п
1.
2.
3.
Итого:

Наименование этапов и разделов
Восхитись вечно живым миром красоты.
Любуйся ритмами в жизни природы и человека.
Восхитись созидательными силами природы и человека.

Количество часов
11 ч.
14 ч.
9 ч.
34 ч.

2 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество
часов
Всего

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

Тема лета в искусстве. Сюжетная
композиция: композиционный центр,
цвета тёплые и холодные.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

2

Осеннее многоцветье земли в живописи.
Пейзаж: пространство, линия горизонта
и цвет.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

3

Самоцветы
земли
и
мастерство
ювелиров. Декоративная композиция:
ритм,
симметрия, цвет, нюансы.
В
мастерской
мастера-гончара.
Орнамент народов мира: форма изделия
и декор.
Природные и рукотворные формы
в натюрморте. Натюрморт: композиция,
линия, пятно, штрих, светотень.
Красота природных форм в искусстве
графики. Живая природа. Графическая
композиция: линии разные по виду и
ритму, пятно, силуэт.
Разноцветные краски осени в сюжетной
композиции
и
натюрморте.
Цветовой круг: основные и составные
цвета, цветовой контраст.
В мастерской мастера-игрушечника.
Декоративная композиция с вариациями
филимоновских узоров.
Красный цвет в природе и искусстве.
Декоративная композиция с вариациями
знаков-символов.
Найди
оттенки
красного
цвета.
Натюрморт: композиция, расположение
предметов на плоскости и цвет.
Загадки белого и чёрного. Графика:
линия, штрих, силуэт, симметрии.
В мастерской художника
Гжели.
Русская керамика: форма изделия и
кистевой живописный мазок.
Фантазируй волшебным гжельским

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

4

5

6

7

8

9

10

11
12

13

1

1

Библиотека ЦОК

14

15
16
17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

мазком. Пейзаж: композиция, линия
горизонта, планы, цвет.
Маска, ты кто? Учись видеть разные
выражения
лица.
Декоративная
композиция: импровизация на тему
карнавальной маски.
Цвета радуги в новогодней ёлке.
Сюжетная композиция.
Храмы Древней Руси. Архитектура:
объёмы, пропорция, симметрия, ритм.
Измени яркий цвет белилами. Пейзаж:
пространство, линия горизонта,
планы, цвет и свет.
Зимняя
прогулка.
Сюжетная
композиция: пейзаж с фигурой человека
в движении.
Русский
изразец
в
архитектуре.
Декоративная
композиция:
импровизация
по мотивам русского изразца.
Изразцовая русская печь. Сюжетнодекоративная композиция по мотивам
народных сказок.
Русское
поле.
Воины-богатыри.
Сюжетная композиция: фигура воина на
коне. Прославление богатырей —
защитников земли Русской в искусстве.
«А сама-то величава, выступает будто
пава...» Образ русской женщины.
Русский
народный
костюм:
импровизация.
Чудо палехской сказки. Сюжетная
композиция: импровизация на тему
литературной сказки.
Народный календарный праздник
Масленица в искусстве. Народный
орнамент. Узоры-символы весеннего
возрождения природы: импровизация.
Натюрморт из предметов старинного
быта.
Композиция:
расположение
предметов на плоскости.
Цвет и настроение в искусстве.
Декоративная композиция. Пейзаж:
колорит весеннего пейзажа.
Космические фантазии. Пейзаж:
пространство и цвет, реальное и
символическое изображение.

https://m.edsoo.ru/7f411da6
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

1
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Весна разноцветная. Пейзаж в графике:
монотипия.
Тарарушки из села Полховский Майдан.
29
Народная роспись: повтор и
импровизации.
Печатный
пряник
с
ярмарки.
30
Декоративная композиция: прорезные
рисунки с печатных досок.
Русское поле. Памятник доблестному
31
воину. Скульптура: рельеф, круглая
скульптура.
Промежуточная аттестация.
32
Итоговая творческая работа
33
Братья наши меньшие. Графика,
набросок, линии разные по виду и
ритму.
34
Цветы в природе и искусстве. Орнамент
народов мира: форма изделия и
декор.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
28

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

1

1

34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».