Аннотация ИЗО

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне основного
общего образования составлена в соответствии с требованиями, утверждёнными Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для учащихся 5-7
классов разработана на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:

-

федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
(п.6 ст.28);

-

федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»);

-

примерной рабочей программы по изобразительному искусству на уровне основного
общего образования для 5-9 классов общеобразовательных организаций (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
протокол 3/21 от 27.09.2021г.);
программы
«Изобразительное
искусство»
для
обучающихся
5-7
классов
общеобразовательных школ авторов: Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А.

-

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

•

реализация фактора общего и эстетического разностороннего художественнотворческого

•
•

формирование целостного, гармоничного восприятия мира;

•

воспитание этических и нравственных чувств, любви к родной природе, уважения к культуре

•
•

развития учащихся;

эмоциональной отзывчивости
произведений разных видов искусства;

воспитание

и

способности

адекватного

восприятия

народов многонациональнои России и других стран, освоение учащимися изобразительной
грамоты и развитие визуального мышления;
активизация самостоятельной творческой деятельности и потребности в творчестве;
развитие интереса к разным видам художественного творчества и потребности в общении с
искусством.

Изучение изобразительного искусства направлено на решение следующих задач:

•

воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, потребности проявить себя

•

развитие

•

освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративноприкладного

•

овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства,

•

развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и

в нём, формирование художественных и эстетических предпочтений;

способности к эмоционально-чувственному и осознанномотивированному
восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства, развитие
воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и
сотворчеству в художественной деятельности;
искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и приёмов
художественными материалами, инструментами, техниками;

работы

с

различными

языком графической и изобразительной грамоты и художественными материалами, которые
позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве представления учащихся об
окружающем мире в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями;

представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем.
С учётом программы воспитания МБОУ ООШ п.Советского, в программе отражается
реализация воспитательного потенциала урока изобразительного искусства, который предполагает
использование различных видов и форм деятельности, ориентированной на целевые приоритеты,
связанные с возрастными особенностями обучающихся:

J привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений,
организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией инициирование её обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по её поводу,
выработка своего к ней отношения;
J демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующего материала для работы на
уроке, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
J применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
J инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументировании отстаивания своей точки зрения.
Учебным планом на изучение изобразительного искусства отводится 105 часов Программа
реализуется:
- для 5 класса в объеме 35 часов в год, 1 час в неделю;
- для 6 класса в объеме 35 часов в год, 1 час в неделю;
- для 7 класса в объеме 35 часов в год, 1 час в неделю.
Программа ориентирована на

использование учебно-методического комплекса:

1. Изобразительное искусство: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений / Ермолинская Е.А., Медкова Е.С., Савенкова Л.Г. — М.:Вентана-Граф.
2. Изобразительное искусство: 5 класс: рабочие тетради /Ермолинская Е.А., Савенкова Л.Г.—
М.:Вентана-Граф.
3. Изобразительное искусство: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений / Ермолинская Е.А., Медкова Е.С., Савенкова Л.Г. — М.:Вентана-Граф.
4. Изобразительное искусство: 6 класс: рабочие тетради /Ермолинская Е.А., Савенкова Л.Г. —
М.:Вентана-Граф.
5. Изобразительное искусство: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений / Ермолинская Е.А., Медкова Е.С., Савенкова Л.Г. — М.:Вентана-Граф.
6. Изобразительное искусство: 7 класс: рабочие тетради /Ермолинская Е.А., Савенкова Л.Г. —
М.:Вентана-Граф.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1. Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и
современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном,
прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения
особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства,
посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и
трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические

чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и
значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной
форме, а в процессе собственной художественно-практической деятельности обучающегося,
который учится чувственноэмоциональному восприятию и творческому созиданию
художественного образа.
2. Гражданское воспитание
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение
обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры. При этом реализуются задачи
социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к
жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные
умения. В рамках предмета «Изобразительное искусство» происходит изучение художественной
культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся.
Предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных
национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих
художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности,
способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.
3. Духовно-нравственное воспитание
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть
школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и
воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала
способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества.
Ценностноориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному
искусству способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни,
человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни.
4. Эстетическое воспитание
Эстетическое (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание
чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное,
безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение
в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поискаидеалов, веры,
надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и
условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию
ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их
пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого
общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к
позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию
ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.
5. Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством
ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в соответствии со
специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный
интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных
проектов
на
уроках
изобразительного
искусства
и
при
выполнении
заданий
культурно-исторической направленности.
6. Экологическое воспитание
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде,
воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в
произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.
7. Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в
процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных мате
риалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие
качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками,

формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления,
удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства,
стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения
сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде — обязательные требования к
определённым заданиям программы.
8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение
организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными
участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с
задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта
деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает
активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных
ориентаций и восприятие жизни школьниками.
Метапредметные результаты 5 классов:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
• сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
• характеризовать форму предмета, конструкции;
• выявлять положение предметной формы в пространстве;
Базовые логические и исследовательские действия:

•
•

выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий
явления искусства и действительности;
Работа с информацией:
• использовать электронные образовательные ресурсы;
• уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

•
•

Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор —
зритель), между поколениями, между народами;

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие
окружающих;
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:

•

уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в
окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
Самоконтроль:

•

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата;
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию
эмоций других;
признавать своё и чужое право на ошибку.

•
•
•

Метапредметные результаты 6 классов:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
• обобщать форму составной конструкции;
• анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
• сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между
собой;
Базовые логические и исследовательские действия:

•

классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в

жизни людей;
• ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; Работа с
информацией:
• использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора
информации на основе образовательных задач и заданных критериев;
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

•

вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам,
сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно,
доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта
интересов;
• публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:

•

планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных,
художественно-творческих задач;
Самоконтроль:

•

владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям
критериев;
Эмоциональный интеллект:

•

развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения
и переживания свои и других.

Метапредметные результаты 7 классов:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
• структурировать предметно-пространственные явления;
• абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции;
Базовые логические и исследовательские действия:

•
•
•
•

вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной
или выбранной теме;
самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или
исследования, аргументированно защищать свои позиции;
Работа с информацией:
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;

самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах
её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных
презентациях;
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

•

взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной
деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей
роли в достижении общего результата;
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
• осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач,
осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы
и интересы своей учебной деятельности;
Эмоциональный интеллект:
• уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и
собственной художественной деятельности;
• работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в

совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.
Предметные результаты
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»:
• характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение
традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные
изображения на основе русских образов;
• раскрывать смысл народных праздников и обрядов, их отражение в народном искусстве и в
современной жизни;
• создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
• определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
• создавать самостоятельные варианты орнаментального построения композиции с опорой на
народные традиции (вышивки, росписи);
• создавать эскизы народного традиционного (праздничного) костюма, его отдельных элементов в
цветовом решении;
• умело пользоваться языком декоративноприкладного искусства, принципами декоративного
обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста
уровне);
• выстраивать декоративные, орнаментальные композиции по мотивам народного искусства
(используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора
изобразительных или геометрических элементов;
• создавать декоративные стилизованные изображения на основе природных мотивов;
• владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы,
объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных
декоративных композиций;
• характеризовать особенности построения народного орнамента; создавать свои варианты
орнамента, используя народные традиции;
•различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства
• различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
•находить общие черты в решении формы конструктивных декоративных изобразительных
элементов используемого материала в произведениях народных и современных промыслов;
•различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России.
• активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы
для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира,
технологии и др.);
• владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою позицию в процессе
изучения изобразительного искусства;
• различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное
состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие
ценности, выраженные в главных темах искусства.
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»:
• называть пространственные и временные виды искусства и объяснять различие между ними;
• классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа
развития искусства;
• создавать художественные образы, используя разные выразительные возможности
художественных материалов;
• создавать плоскостные силуэтные изображения обычных, простых предметов;
• изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур;
• создавать линейные изображения геометрических тел с натуры, в том числе натюрморт;
• передавать объём на плоскости изобразительными средствами (живопись, графика);
• передавать форму, пропорции простых геометрических тел с натуры;
• создавать наброски, зарисовки, краткосрочные рисунки;

• рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве;
• владеть элементарными способами построения композиции как целостного и образного строя
произведения (понимать роль формата и размера изобразительной плоскости, соотношение целого и
детали, значение каждого изображаемого предмета (фрагмента) в раскрытии замысла композиции);
• использовать в работе разные художественные материалы: краски (гуашь, акварель),
графические материалы (карандаши простые и цветные, тушь, пастель, восковые мелки,
фломастеры и др.), пластилин и глину, готовые объёмные формы; применять коллажные техники;
• использовать в качестве средств выражения при создании объёмных работ соотношения
пропорций, освещение, цветовые отношения (изображения с натуры, по представлению, по памяти);
• строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
• характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства,
как средство построения объёма предметов и глубины пространства;
• передавать с помощью света характер формы и настроение в композиции натюрморта;
• владеть опытом создания натюрморта графическими средствами и простой гравюры с помощью
наклеек на картоне;
• выражать в натюрморте собственное настроение и переживания с помощью цвета;
• различать и характеризовать виды портрета;
• понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
• пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
• видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер
освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
•называть имена выдающихся русских и зарубежных художников-портретистов и определять их
произведения.
• понимать специфику изображения в полиграфии;
• различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.;
• различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное,
компьютерное, фотографическое);
• называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII—XIX веков;
• называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских
художников XVIII—XIX веков;
• называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять
скульптурные памятники;
• применять творческий опыт разработки художественного проекта — создания композиции на
определённую тему;
• узнавать и элементарно описывать различные стили и направления в изобразительном искусстве;
• соотносить наиболее известные стили в искусстве с конкретным историческим периодом:
Древний мир, Античность, Средневековье, эпоха Возрождения, Новое время, Новейшее время;
• выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
• узнавать, характеризовать, находить черты художественных направлений в искусстве XIX и XX
веков;
• узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
• узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время
их развития в истории культуры;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественнотворческой
деятельности, создавать выразительные образы;
• понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн.
Авангард. Сюрреализм;
• называть имена российских художников (А. Я. Головин, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский).
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»:
• владеть приёмами передачи наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости
изображения в композиции;
• различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве
(линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

• характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
• рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании целостного образа
народа и образа национальной истории;
• называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее
известные произведения;
• высказывать своё мнение о роли монументальных памятников в жизни общества;
• рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой
Отечественной войны;
• описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли,
посвящённые Великой Отечественной войне;
• анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного
искусства XX века;
• владеть культурой зрительского восприятия;
• характеризовать и анализировать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
• понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
• называть особенности архитектурно-художественных стилей разных эпох;
• понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
• различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
• характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской
среды;
• представлять и использовать в практической деятельности особенности формообразования —
объёмные формы в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
• ориентироваться в разнообразии стилей и направлений живописи и архитектуры XVIII— XIX
веков;
• использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и
архитектуре XVIII—XIX веков;
• характеризовать признаки и особенности московского барокко;
• называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII—XIX веков и
характеризовать их произведения;
• активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные
уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира,
присущую произведениям искусства;
• называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и
определять памятники монументальной скульптуры;
• характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф. О. Шехтель. А. Гауди.
Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и
художественная фотография» (вариативный):
• понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
• понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
• понимать изобразительную природу экранных искусств;
• характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
• называть имена мастеров российского кинематографа. С. М. Эйзенштейн.
А. А. Тарковский. С. Ф. Бондарчук. Н. С. Михалков;
• понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».