Аннотация литература

Аннотация к рабочей программе по предмету «Литература»
Рабочая программа учебного предмета «Литература» на уровне основного общего образования
составлена в соответствии с требованиями, утверждёнными Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5-9 классов составлена на основании
следующих нормативно-правовых документов и материалов:
- федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2013 № 273- ФЗ (п.6
ст.28);
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287);
- концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой
распоряжением Правительства РФ от 09.042016 №637-р);
- примерной рабочей программы по литературе на уровне основного общего образования для 5-9
классов
общеобразовательных
организаций
(одобрена
решением
федерального
учебно-методического объединения по общему образованию протокол 3/21 от 27.09.2021г.);
- примерной рабочей программы «Литература» В.Я. Коровиной 5-9 классы. М.: Просвещение.
Цели изучения учебного предмета «Литература» в основной школе:
Состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского
восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в
развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической
сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и
зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые
постепенно усложняются от 5 по 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации,
осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении
школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам
современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению
национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной
идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и
общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития
обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие
мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных
самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том
числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с
формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе
основных теоретико- и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации
художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с
произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей,
эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их
художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя
возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать
художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями
других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об

историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием
различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на
основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой
культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной
литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также
выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в
учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
С учётом программы воспитания МБОУ ООШ п.Советского, в рабочей программе отражается
реализация воспитательного потенциала урока русского языка, который предполагает использование различных
видов и форм деятельности, ориентированной на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями
обучающихся:
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организацию
их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование её обсуждения,
высказывания обучающимися своего мнения по её поводу, выработка своего к ней отношения;
- демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующего материала для работы на уроке,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на
уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах,
которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументировании
отстаивания своей точки зрения.
Учебным планом на изучение русского языка отводится 732 часа.
Программа реализуется:
- для 5 класса в объеме 102 часа в год, 3 часа в неделю;
- для 6 класса в объеме 102 часов в год, 3 часа в неделю;
- для 7 класса в объеме 70 часов в год, 2 часа в неделю;
- для 8 класса в объеме 70 часов в год, 2 часа в неделю;
- для 9 класса в объеме 102 часа в год, 3 часов в неделю.
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2ч./В.Я. Коровина, В.П.
Журавлев, В.И. Коровин. -М.: Просвещение.
Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч./ (В.П. Полухина, В.Я.
Коровина, В. П. Журавлев.); под ред. В.Я. Коровиной. - 10-е изд. - М.: Просвещение
Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2ч./ В.Я. Коровина, В.П.
Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение.
Литература в 2 частях, 8 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. «Просвещение». Литература. 9
класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч./ (В.Я. Коровина, В. П. Журавлев.); под ред. В.Я.
Коровиной. - М.: Просвещение.
Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты обучения
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитив- ных ценностных ориентаций
и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания:
Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; представление о способах противодействия
коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельно сти (помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
Осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур
народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям наро- да, в том числе отражённым в художественных
произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их
воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и
поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литератур- ных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
Осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный ре- жим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в интернет- среде в процессе школьного литературного образования; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям,
в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели умение принимать себя и других, не

осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных
произведений; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; сформирование навыка рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных
героев.
Трудового воспитания:
Установка на активное участие в решении практических за- дач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на
страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в
профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении
произведений русского фольклора и литературы; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического
воспитания:
Ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей
их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное
при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природ- ной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; овладение языковой
и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
Освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных ролей
персонажей литературных произведений; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании
образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятия- ми, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы,
общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь
на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым
действовать в отсутствии гарантий успеха.
Метапредметные результаты обучения
5 класс
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов,
литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по
существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и срав- нения, определять критерии
проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи; выявлять дефициты информации, данных,
необходимых для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении
литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях; самостоятельно
выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
использовать вопросы как исследовательский инструмент по- знания в литературном образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,
и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных
суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно
составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и
достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);самостоятельно формулировать
обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать,
анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и
форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму
представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность литературной и другой
информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно
запоминать и систематизировать эту информацию.
2.Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
Совместная деятельность:
Понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
3.Овладение универсальными регулятивными действиями
Общение: Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные
средства общения, пони- мать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать
намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои
возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и

высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента,
исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
Совместная деятельность:
Использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы на уроках ли- тературы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности,
коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей; про- являть готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во
внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами
команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками
взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчё та перед группой.
Самоорганизация:
Выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в
художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения
учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план
реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать
адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть
трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь на- ходить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей; оценивать соответствие результата цели и условий.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; выявлять
и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций;
Принятие себя и других:
Осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных
героев; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
6 класс
1.Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов,

литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по
существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и срав- нения, определять критерии
проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи; выявлять дефициты информации, данных,
необходимых для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении
литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях; самостоятельно
выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
использовать вопросы как исследовательский инструмент по- знания в литературном образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,
и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных
суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно
составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и
достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);самостоятельно формулировать
обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать,
анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и
форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму
представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными
схемами, диаграмма- ми, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность литературной и другой
информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно
запоминать и систематизировать эту информацию.
2.Овладение универсальными коммуникативными действиями
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.
Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные
средства общения, пони- мать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать
намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои
возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента,

исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
Совместная деятельность:
использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности,
коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей; про- являть готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во
внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами
команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками
взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчё та перед группой.
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в
художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения
учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план
реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать
адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть
трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь на- ходить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей; оценивать соответствие результата цели и условий.
Эмоциональный интеллект:
Развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; выявлять
и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций;
Принятие себя и других:
Осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных
героев; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
7 класс
1.Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов,
литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по
существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и срав- нения, определять критерии
проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления

закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи; выявлять дефициты информации, данных,
необходимых для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении
литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях; самостоятельно
выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
использовать вопросы как исследовательский инструмент по- знания в литературном образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,
и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных
суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно
составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и
достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);самостоятельно формулировать
обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию
различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную
форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи
несложными схемами, диаграмма- ми, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность литературной
и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
2.Овладение универсальными коммуникативными действиями
Совместная деятельность:
Понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
2.Овладение универсальными регулятивными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные
средства общения, пони- мать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать
намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои
возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента,
исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;

Совместная деятельность:
использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной
деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей; про- являть готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке
литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть
работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими
членами команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным
участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчё та перед группой. Самоорганизация:
Выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации,
изображённые в художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять
алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный
алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать
ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном
литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения)
результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь на- ходить позитивное в произошедшей
ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условий.
Эмоциональный интеллект:
Развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих
эмоций;
Принятие себя и других:
Осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями
литературных героев; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не
осуждая; проявлять открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
8 класс
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов,
литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по
существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и срав- нения, определять критерии
проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи; выявлять дефициты информации, данных,
необходимых для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении

литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях; самостоятельно
выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
использовать вопросы как исследовательский инструмент по- знания в литературном образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,
и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных
суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно
составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и
достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);самостоятельно формулировать
обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию
различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную
форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи
несложными схемами, диаграмма- ми, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность литературной
и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

2.Овладение универсальными коммуникативными действиями
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
3.Овладение универсальными регулятивными действиями
Общение:
Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные
средства общения, пони- мать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать
намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои
возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента,
исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;

Совместная деятельность:
Использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы на уроках ли- тературы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной
деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей; про- являть готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке
литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть
работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими
членами команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным
участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчё та перед группой. Самоорганизация:
Выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации,
изображённые в художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять
алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный
алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать
ответственность за решение;
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать
адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть
трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь на- ходить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей; оценивать соответствие результата цели и условий.
Эмоциональный интеллект:
Развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих
эмоций;
Принятие себя и других:
Осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями
литературных героев; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не
осуждая; проявлять открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
9 класс
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов,
литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по
существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и срав- нения, определять критерии
проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления

закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи; выявлять дефициты информации, данных,
необходимых для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении
литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях; самостоятельно
выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
использовать вопросы как исследовательский инструмент по- знания в литературном образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,
и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных
суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно
составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и
достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);самостоятельно формулировать
обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию
различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную
форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи
несложными схемами, диаграмма- ми, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность литературной
и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
2.Овладение универсальными коммуникативными действиями
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
3.Овладение универсальными регулятивными действиями
Общение:
Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные
средства общения, пони- мать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать
намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои
возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента,
исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;

Совместная деятельность:
Использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной
деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей; про- являть готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке
литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть
работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими
членами команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным
участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчё та перед группой.
Самоорганизация:
Выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации,
изображённые в художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять
алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный
алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать
ответственность за решение;
Самоконтроль:
Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть
трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь на- ходить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей; оценивать соответствие результата цели и условий.
Эмоциональный интеллект:
Развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих
эмоций;
Принятие себя и других:
Осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных
героев; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты обучения
5 класс
Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к
Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного,
делового, публицистического;
владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные
произведения:

определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные
особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи; понимать смысловое
наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации
произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный
образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня);
тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика
персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория;
ритм, рифма; сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и
художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учё-том возраста, литературного
развития обучающихся);
выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее),
передавая лич ное отношение к произведению (с учётом литературного разви-тия и индивидуальных
особенностей обучающихся);
пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на
вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулиро вать вопросы к тексту;
участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с
учётом литературного развития обучающихся);
создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом
литературного развития обучающихся);
владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и
литературы;
осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной
литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для
собственного развития;
планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт
произведений современной литературы для детей и подростков;
участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично
представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);
владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме;
пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет- ресурсами,
соблюдая правила информационной безопасности.
6 класс
Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании
любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
понимать особенности литературы как вида словесного искусства, отличать художественный текст от текста
научного, делового, публицистического;
осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной
литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом
литературного развития обучающихся);
определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы, поднятые автором; указывать родовую и
жанровую принадлежность произведения; выявлять позицию героя и авторскую позицию; характеризовать
героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять основные особенности языка
художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и
интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и
устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ,

повесть, роман, басня, послание); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика;
сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка;
повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя;
портрет, пейзаж, художественная деталь; юмор, ирония; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение,
гипербола; антитеза, аллегория; стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма, строфа;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературны произведений,
темы, проблемы, жанры (с учётом возраста и литературного развития обучающихся); сопоставлять с помощью
учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с
произведениями других видов искусства (живопись, музы- ка, театр, кино);
выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 7 поэтических произведений, не выученных
ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных
особенностей обучающихся); пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый,
выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учите- ля
формулировать вопросы к тексту; участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать
аргументированную оценку прочитанному; создавать устные и письменные высказывания разных жанров
(объёмом не менее 100 слов), писать сочинение- рассуж- дение по заданной теме с опорой на прочитанные
произведения, аннотацию, отзыв; владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных
произведений фольклора, древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с
использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной
литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для
собственного развития;
планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя, в том числе
за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
развивать умения коллективной проектной или исследовательской деятельности под руководством учителя и
учиться публично представлять полученные результаты;
развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под
руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет- ресурсами, соблюдая правила
информационной безопасности.
7 класс
Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании
любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации
понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия художественного текста от
текста научного, делового, публицистического;
проводить смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы;
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития
обучающихся), понимать, что в литературных произведениях отражена художественная картина мира:
анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тему, главную мысль и проблематику
произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, рассказчика и авторскую
позицию, учитывая художественные особенности произведения; характеризовать героев-персонажей, давать их
сравнительные характеристики, оценивать систему персонажей; определять особенности композиции и
основной
конфликт
произведения;
объяснять
своё
понимание
нравственно-философской,
социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом литературного развития
обучающихся); выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и
прозаической речи; находить основные изобразительно-вы- разительные средства, характерные для творческой
манеры писателя, определять их художественные функции; понимать сущность и элементарные смысловые
функции теоретико-литературных понятий и учиться самостоятельно использовать их в процессе анализа и

интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и
устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ,
повесть, роман, послание, поэма, песня); форма и содержание литературного произведения; тема, идея,
проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет, композиция, эпиграф; стадии
развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; автор, повествователь,
рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж,
интерьер, художественная деталь; юмор, ирония, сатира; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение,
гипербола; антитеза, аллегория; анафора; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм,
рифма, строфа; 6 выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между
ними;
сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений,
темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, особенности языка;
сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с
произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);
выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 9 поэтических произведений, не выученных
ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных
особенностей обучающихся);
пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и
вычленять фабулу;
участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией
автора, давать аргументированную оценку прочитанному;
создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 150 слов), писать
сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; под руководством учителя
исправлять и редактировать собственные письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, литературно-творческой работы на самостоятельно или под руководством учителя выбранную литературную или
публицистическую тему;
самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные художественные произведения
древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов
смыслового чтения и эстетического анализа;
понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы для
самостоятельного познания мира, развития собственных эмоциональных и эстетических впечатлений;
планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников, в том
числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
участвовать в коллективной и индивидуальной проектной или исследовательской деятельности и публично
представлять полученные результаты; развивать умение использовать энциклопедии, словари и справочники, в
том числе в электронной форме; самостоятельно пользоваться электронными библиотеками и подбирать
проверенные источники в интернет-библиотеках для выполнения учебных задач, соблюдая правила
информационной безопасности.
8 класс
Понимать духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании патриотизма и
укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия художественного текста от
текста научного, делового, публицистического;
проводить самостоятельный смысловой и эстетический анализ произведений художественной литературы;
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития
обучающихся), понимать неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературных

произведениях: анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и
проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя,
повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и
отражённые в нём реалии; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики,
оценивать систему образов; выявлять особенности композиции и основной конфликт про- изведения;
характеризовать авторский пафос; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер
авторских взаимоотношений с читателем как адресатом про- изведения; объяснять своё понимание
нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом
возраста и литературного развития обучающихся); выявлять языковые особенности художественного
произведения, поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительно-выразительные средства,
характерные для творческой манеры и стиля писателя, определять их художественные функции; овладеть
сущностью и пониманием смысловых функций теоретико-литературных понятий и самостоятельно
использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и
наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ,
факт, вымысел; роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, повесть, роман, баллада, послание, поэма, песня,
сонет, лироэпические (поэма, баллада)); форма и содержание литературного произведения; тема, идея,
проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет, композиция, эпиграф; стадии
развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; конфликт; система образов;
автор, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика
героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ; юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск;
эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; анафора; звукопись (аллитерация,
ассонанс); стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм;
рассматривать отдельные изученные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять
и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому
литературному направлению);
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; определять
родо-жанровую специфику изученного художественного произведения;
сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонжей, литературные явления и факты, сюжеты
разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художе- ственные приёмы, эпизоды текста,
особенности языка;
сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с
произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, балет, кино,
фотоискусство, компьютерная графика);
выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 11 поэтических произведений, не выученных
ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных
особенностей обучающихся);
пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды пересказов,
обстоятельно отвечать на вопросы и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и
вычленять фабулу; участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную
позицию с позицией автора и позициями участников диалога, давать аргументированную оценку прочитанному;
создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 200 слов), писать
сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; исправлять и редактировать
собственные письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для
составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, литературно-творческой
работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды
цитирования;
интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно прочитанные художественные
произведения древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов с
использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;

понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как способа
познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а
также средства собственного развития;
самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный кругозор по рекомендациям
учите- ля и сверстников, а также проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счёт произведений
современной литературы;
участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской деятельности и публично
представлять полученные результаты;
самостоятельно использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в электронной форме;
пользоваться электронными библиотеками и подбирать в Интернете прове- ренные источники для выполнения
учебных задач; применять ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности.
9 класс
Понимать духовно-нравственную и культурноэстетическую ценность литературы, осознавать её роль в
формировании гражданственности и патриотизма, уважения к своей Родине и её героической истории,
укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; понимать специфические черты
литературы как вида словесного искусства, выявлять главные отличия художественного текста от текста
научного, делового, публицистического;
владеть умением самостоятельного смыслового и эстетического анализа произведений художественной
литературы (от древнерусской до современной); анализировать литературные произведения разных жанров;
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития
обучающихся), понимать условность художественной картины мира, отражённой в литературных
произведениях с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов:
анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику
произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика
и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и отраженные в нём реалии;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему образов;
выявлять особенности композиции и основной конфликт произведения; характеризовать авторский пафос;
выявлять и осмысливать формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с
читателем как адресатом произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социальноисторической и эстетической проблематики произведений (с учётом литературного развития обучающихся);
выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи; находить
основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять
их художественные функции, выявляя особенности авторского языка и стиля, овладеть сущностью и
пониманием смысловых функций теоретиколитературных понятий и самостоятельно использовать их в
процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений:
художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ, факт,
вымысел; литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм); роды (лирика, эпос,
драма), жанры (рассказ, притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия, баллада, послание, поэма, ода, элегия,
песня, отрывок, сонет, лироэпические (поэма, баллада)); форма и содержание литературного произведения;
тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет, композиция,
эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог;
авторское/лирическое отступление; конфликт; система образов; образ автора, повествователь, рассказчик,
литературный герой (персонаж), лирический герой, лирический персонаж; речевая характеристика героя;
портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь; символ, подтекст, психологизм; реплика, диалог, монолог;
ремарка; юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, метонимия, сравнение, олицетворение,
гипербола, умолчание, параллелизм; антитеза, аллегория; риторический вопрос, риторическое восклицание;
инверсия, анафора, повтор; художественное время и пространство; звукопись (аллитерация, ассонанс); стиль;
стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм;

рассматривать изученные и самостоятельно прочитанные произведения в рамках историко литературного
процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени,
определённому литературному направлению);
выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей (в том числе А. С. Грибоедова, А. С.
Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя) и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения,
проблематики произведений;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; определять
родо-жанровую специфику изученного и самостоятельно прочитанного художественного произведения;
сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом внутри- текстовых и межтекстовых связей), образы
персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы,
жанры, художественные приёмы, эпизоды текста, особенности языка; сопоставлять изученные и
самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов
искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика);
выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 12 поэтических произведений, не выученных
ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных
особенностей обучающихся); пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя
различные виды устных и письменных пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы по прочитанному
произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу;
участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссии на литературные темы,
соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать
аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения, используя литературные аргументы;
создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 250 слов), писать
сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; представлять развёрнутый
устный или письменный ответ на проблемный вопрос; исправлять и редактировать собственные и чужие
письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана,
таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, рецензии, литературно-творческой работы на
самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды
цитирования;
самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно прочитанные
художественные произведения древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных
авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
понимать важность вдумчивого чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как
способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических
впечатлений, а также средства собственного развития; самостоятельно планировать своё досуговое чтение,
обогащать свой литературный кругозор по рекомендациям учите- ля и сверстников, а также проверенных
интернет-ресурсов, в том числе за счёт произведений современной литературы; участвовать в коллективной и
индивидуальной проект- ной и исследовательской деятельности и уметь публично презентовать полученные
результаты; уметь самостоятельно пользоваться энциклопедиями, словарями и справочной литературой,
информационно-справочными системами, в том числе в электронной форме; пользоваться каталогами
библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете; работать с электронными
библиотеками и подбирать в библиотечных фондах и Интернете проверенные источники для выполнения
учебных задач; при- менять ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».