Аннотация химия

Аннотация к рабочей программе по предмету «Химия»
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для учащихся 8-9 классов разработана на
основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
J федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2013 № 273-ФЗ (п.6 ст.28);
•S федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287);
■/ концепции преподавания учебного предмета « Химия» в образовательных организациях РФ (утв.
Решением Коллегии Минпросвещения России, протокол от 03.12.2019)
J примерной рабочей программы по химии на уровне основного общего образования для 5-9
классов
общеобразовательных
организаций
(одобрена
решением
федерального
учебно-методического объединения по общему образованию протокол 3/21 от 27.09.2021г.);
J программы «Химия» для обучающихся 8-9 классов общеобразовательных школ авторов:
О.С.Габриеляна, С.А.Сладкова .
К целям при реализации образовательных функций предмета «Химия» традиционно
относят формирование знаний основ химической науки как области современного естествознания,
практической деятельности человека и как одного из компонентов мировой культуры.
Задача предмета состоит в формировании системы химических знаний — важнейших
фактов, понятий, законов и теоретических положений, доступных обобщений мировоззренческого
характера, языка науки, знаний о научных методах изучения веществ и химических реакций, а также
в формировании и развитии умений и способов деятельности, связанных с планированием,
наблюдением и проведением химического эксперимента, соблюдением правил безопасного
обращения с веществами в повседневной жизни.
С учётом программы воспитания МБОУ ООШ п.Советского, в рабочей программе
отражается реализация воспитательного потенциала урока химии, который предполагает
использование различных видов и форм деятельности, ориентированной на целевые приоритеты,
связанные с возрастными особенностями обучающихся:
J привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений,
организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией инициирование её обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по её поводу,
выработка своего к ней отношения;
J демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующего материала для работы на
уроке, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
J применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
J инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументировании отстаивания своей точки зрения.
Учебным планом на изучение химии отводится 138 часов.
Программа реализуется:

- для 8 класса в объеме70 часов в год, 2 часа в неделю;
- для 9 класса в объеме 68 часов в год, 2 часов в неделю.
Для реализации программы используется учебный комплекс:
1. Учебник для общеобразовательных
О.С.Габриелян) . Москва: Дрофа
2. Учебник для общеобразовательных
О.С.Габриелян) . Москва: Дрофа

учреждений

«Химия.

8

класс»

(автор

учреждений

«Химия.

9

класс»

(автор

.Планируемые результаты освоения учебного предмета
По завершению курса химии на этапе основного общего образования выпускники основной
школы должны овладеть следующими результатами:
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в ходе
обучения химии в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Патриотического воспитания
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию,
понимания значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии,
заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества
Гражданского воспитания
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе,
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой
и других видах деятельности; готовности к разнообразной совместной деятельности при
выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании
учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
Ценности научного познания
мировоззренческих представлений о веществе и химической реакции, соответствующих
современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной
картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях
человека с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей;
познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по химии, необходимых для
объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами
информационных технологий;
интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к
самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем;
Формирования культуры здоровья
осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый
образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с

химическими веществами в быту и реальной жизни; Трудового воспитания
интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду и
результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний по
химии, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом
личностных интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей; успешной
профессиональной деятельности и развития необходимых умений; готовность адаптироваться в
профессиональной среде; Экологического воспитания
экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе её
существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности
соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях,
угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных с
окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания
глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов химии;
экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и
социальной практике.
Метапредметные результаты
8 класс:
Познавательные УУД
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по химии отражают овладение
универсальными познавательными действиями, в том числе: Базовыми логическими
действиями
- умением использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл
химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими
понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;
причинно-следственные связи между объектами изучения; строить логические рассуждения
(индуктивные, дедуктивные, по аналогии); делать выводы и заключения;
- умением применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные),
символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко применяемые в
химии модельные представления — химический знак (символ элемента), химическая формула и
уравнение химической реакции — при решении учебнопознавательных задач; с учётом этих
модельных представлений выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых
объектов — химических веществ и химических реакций; выявлять общие закономерности,
причинно-следственные связи и противоречия в изучаемых процессах и явлениях; предлагать
критерии для выявления этих закономерностей и противоречий; самостоятельно выбирать способ
решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев);
Базовыми исследовательскими действиями
- приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов:
умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат,
формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять
отчёт о проделанной работе;
Работой с информацией
- умением выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического
содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета); критически оценивать противоречивую и
недостоверную информацию;
- умением применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и
соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач
определённого типа; приобретение опыта в области использования информационнокоммуникативных технологий, овладение куль турой активного использования различных

поисковых систем; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, другими формами графики
и их комбинациями;
Коммуникативные УУД
Универсальными коммуникативными действиями
- умением задавать вопросы (в ходе диалога и/или дискуссии) по существу обсуждаемой темы,
формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи; - приобретение
опыта презентации результатов выполнения химического эксперимента (лабораторного опыта,
лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебного проекта);
- заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и исследовательской
деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования
позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация совместных действий,
определение критериев по оценке качества выполненной работы и др.);
Регулятивные УУД
Универсальными регулятивными действиями
- умением самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять,
контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или
корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения
новых знаний об изучаемых объектах — веществах и реакциях; оценивать соответствие
полученного результата заявленной цели;
- умением использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
9 класс:
Познавательные УУД
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по химии отражают овладение
универсальными познавательными действиями, в том числе: Базовыми логическими
действиями
- умением использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл
химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими
понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений; выбирать
основания и критерии для классификации химических веществ и химических реакций;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения; строить логические
рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии); делать выводы и заключения;
- умением применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные),
символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко применяемые в
химии модельные представления — химический знак (символ элемента), химическая формула и
уравнение химической реакции — при решении учебнопознавательных задач; с учётом этих
модельных представлений выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых
объектов — химических веществ и химических реакций; выявлять общие закономерности,
причинно-следственные связи и противоречия в изучаемых процессах и явлениях; предлагать
критерии для выявления этих закономерностей и противоречий; самостоятельно выбирать способ
решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев);
Базовыми исследовательскими действиями
- умением использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в
качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;
- приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических
экспериментов: умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его
результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования,
составлять отчёт о проделанной работе;

Работой с информацией
- умением выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического
содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета); критически оценивать противоречивую и
недостоверную информацию;
- умением применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и
соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач
определённого типа; приобретение опыта в области использования информационнокоммуникативных технологий, овладение куль турой активного использования различных
поисковых систем; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, другими формами графики
и их комбинациями;
- умением использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской деятельности
информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние
окружающей природной среды
Коммуникативные УУД
Универсальными коммуникативными действиями
- умением задавать вопросы (в ходе диалога и/или дискуссии) по существу обсуждаемой темы,
формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи; - приобретение
опыта презентации результатов выполнения химического эксперимента (лабораторного опыта,
лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебного проекта);
- заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и исследовательской
деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования
позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация совместных действий,
определение критериев по оценке качества выполненной работы и др.);
Регулятивные УУД
Универсальными регулятивными действиями
- умением самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять,
контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или
корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения
новых знаний об изучаемых объектах — веществах и реакциях; оценивать соответствие
полученного результата заявленной цели;
- умением использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
Предметные результаты:
8 класс:
1) раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический
элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная), валентность,
относительная атомная и молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса,
массовая доля химического элемента в соединении, молярный объём, оксид, кислота, основание,
соль, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, классификация реакций:
реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена, экзо- и
эндотермические реакции; тепловой эффект реакции; ядро атома, электронный слой атома, атомная
орбиталь, радиус атома, химическая связь, полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь,
ион, катион, анион, раствор, массовая доля вещества (процентная концентрация) в растворе;
2) иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и применять
эти понятия при описании веществ и их превращений;
3) использовать химическую символику для составления формул веществ и
уравнений химических реакций;
4) определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях; степень

окисления элементов в бинарных соединениях; принадлежность веществ к определённому классу
соединений по формулам; вид химической связи (ковалентная и ионная) в неорганических
соединениях;
5) раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева: демонстрировать
понимание периодической зависимости свойств химических элементов от их положения в
Периодической системе; законов сохранения массы веществ, постоянства состава,
атомно-молекулярного учения, закона Авогадро; описывать и характеризовать табличную форму
Периодической системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа
(А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды; соотносить
обозначения, которые имеются в таблице «Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева» с числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и
заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям);
6) классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические
реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту);
7) характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных
классов, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений соответствующих химических
реакций;
8) прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного состава;
возможности протекания химических превращений в различных условиях;
9) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую
долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе;
проводить расчёты по уравнению химической реакции;
10) применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинноследственных связей
— для изучения свойств веществ и химических реакций; естественно-научные методы познания —
наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный);
11) следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по
выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ
(водорода и кислорода), приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого
вещества; планировать и проводить химические эксперименты по распознаванию растворов
щелочей и кислот с помощью индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж и др.).
9 класс:
1) раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом,
молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество, валентность,
электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическая связь, тепловой
эффект реакции, моль, молярный объём, раствор; электролиты, неэлектролиты, электролитическая
диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое равновесие, обратимые и
необратимые реакции, окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель,
окисление и восстановление, аллотропия, амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная,
металлическая), кристаллическая решётка, коррозия металлов, сплавы; скорость химической
реакции, предельно допустимая концентрация (ПДК) вещества;
2) иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и применять
эти понятия при описании веществ и их превращений;
3) использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений
химических реакций;
4) определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях
различного состава; принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам;
вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая) в неорганических соединениях; заряд
иона по химической формуле; характер среды в водных растворах неорганических соединений, тип
кристаллической решётки конкретного вещества;
5) раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и демонстрировать его

понимание: описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы химических
элементов: различать понятия «главная подгруппа
(А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды; соотносить
обозначения, которые имеются в периодической таблице, с числовыми характеристиками строения
атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по
электронным слоям); объяснять общие закономерности в изменении свойств элементов и их
соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с учётом строения их атомов;
6) классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические
реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению
степеней окисления химических элементов);
7) характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства простых
и сложных веществ, подтверждая описание примерами молекулярных и ионных уравнений
соответствующих химических реакций;
8) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей;
полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена; уравнения реакций, подтверждающих
существование генетической связи между веществами различных классов;
9) раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством
составления электронного баланса этих реакций;
10) прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения; возможности
протекания химических превращений в различных условиях;
11) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую
долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе;
проводить расчёты по уравнению химической реакции;
12) следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по
выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ
(аммиака и углекислого газа);
13) проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ:
распознавать опытным путём хлоридбромид-, иодид-, карбонат-, фосфат-, силикат-, сульфат-,
гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы изученных металлов, присутствующие в водных
растворах неорганических веществ;
14) применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей — для изучения
свойств веществ и химических реакций; естественно-научные методы познания — наблюдение,
измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».