РП физика 9 кл

1.Пояснительная записка.
Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие
закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика –
наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира.
Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на
протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в
школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и
влияет на темпы научно-технического прогресса.
Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных учебных
предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии,
биологии, географии и астрономии.
Рабочая программа по физике для 8-го класса составлена на основе следующих
нормативных документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования
(приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089)
- Федеральный БУП для образовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 г.
№1312)
- Примерная программа основного общего образования по физике (МО РФ) сборник
нормативных документов, физика. М.Дрофа, 2008
- Авторская программа Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика» 7 – 9 классы,2011г.
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и
применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах,
теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких
возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее
познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих
способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и
сознательному выбору профессии.
Основные цели изучения курса физики в 9 классе:
- освоение знанийо механических, магнитных, квантовых явлениях; электромагнитных
колебаниях и волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они
подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе
представлений о физической картине мира;
- овладение умениямипроводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать
результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения
физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью
таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять
полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов,
принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и
выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных
технологий;
- воспитаниеубежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу
общечеловеческой культуры;

2

- применение полученных знаний и уменийдля решения практических задач повседневной
жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и
охраны окружающей среды.
В результате освоения содержания учащиеся должны:
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое
поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа,
мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
- смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и
механической энергии;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,
прямолинейное равноускоренное движение, механические колебания и волны,
взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током,
электромагнитная индукция, дисперсия света;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой
основе эмпирические зависимости: пути от времени, скорости от времени, силы трения от
силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода
колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения
физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний об механических,
электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с
использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных
изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в
разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и
структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
электронной техники, оценки безопасности радиационного фона.
В 2011 / 2012 учебном году начальная школа переходит на стандарты нового поколения. В
скором времени это предстоит сделать и основной школе. Следует иметь в виду
изменяющиеся требования к подготовке учащихся по физике в основной школе, то есть
кроме предметных результатов необходимо обратить внимание:
на личностные результаты:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития общества, уважения к творцам
науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры и т.д.;
на метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования и т.д.;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами и т.д.;
3

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной и символьной формах и т.д.;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем и т.д.
Изменения диктуют необходимость постепенного перехода к использованию учебников
нового поколения, позволяющих осуществлять дифференциацию уровня изложения
материала, усилить экспериментальную часть курса лабораторными работами и домашними
экспериментальными заданиями. В связи с этим при составлении программы учитывались
«Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 - 9 классы» (М.: Просвещение,
2011. - 48 с. - (Стандарты второго поколения).
Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных
технологий, форм, методов обучения. Программа направлена на реализацию личностноориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися
интеллектуальной и практической деятельности. Учитывая неоднородность класса,
индивидуальные особенности и состояние здоровья
детей, учитель, организуя
дифференцированную работу учащихся на уроке физики, может использовать уровневый
подход при отборе содержания учебного материала.
Формы текущего контроля: контрольные работы, лабораторные работы, самостоятельные
работы, физические диктанты, индивидуальные задания, тесты, устные опросы.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и
процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения
теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов
учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Количество учебных часов, на
которые рассчитана программа: 70 часов (2 часа в неделю).Рабочая программа
предусматривает выполнение практической части курса: лабораторные и контрольные
работы.Контрольные работы – 6. Лабораторные и практические работы – 6.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность
изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор
демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование
курса.
Распределение учебного времени, отведенного на изучение отдельных разделов курса по
классам основной школы:
Основное содержание

Всего по
программе
Гутник,
Перышкин

Рабочая программа

Физика и физические методы изучения
природы

4

3

Механические явления

92

54

Тепловые явления

28

6

Электрические и магнитные явления

7
класс

8
класс

9
класс

Всего
фактически

3
39

93

22

28

34

34

34

Электромагнитные колебания и волны

26

9

Квантовые явления

11

15

24

12

12

4

Резерв свободного учебного времени

15

7

5

4

16

Всего

210

70

70

70

210

Отличительные особенности рабочей программы:
Изменено количество часов на изучение следующих тем: «Законы взаимодействия и
движения тел» - 25 часов; «Механические колебания и волны. Звук» - 14 часов;
«Электромагнитное поле» - 15 часов; «Строение атома и атомного ядра» - 12 часов.
Резервное время – 2 часа (повторение, итоговая контрольная работа). Внесение данных
изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень
обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить
индивидуальный подход к обучающимся.
Используемый учебно-методический комплект:
- Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /А.В. Перышкин, Е.М.
Гутник – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
- Сборник задач по
физике для 7 – 9 классов образовательных учреждений
/В. И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 21-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
- Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс»,
«Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» / А.В. Пёрышкин; Сост. Н.В. Филонович. – М.:
Издательство «Экзамен», 2008.
- Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина,
Е.М. Гутника «Физика. 9 класс» /О.И. Громцева. – 2-е изд., - М.: Издательство «Экзамен»,
2010.
2. Учебно-тематический план.
Количество часов
Количество
контрольных
работ
взаимодействия и 25 часов
2
Тема

1. Законы
движения тел.
2. Механические колебания и
волны. Звук.
3. Электромагнитное поле.
4.Строение атома и атомного
ядра. Использование энергии
атомных ядер.
Итоговое повторение
Резерв
Всего:

Количество
лабораторных
работ
1

14 часов

1

2

15часов
12 часов

1
1

1
2

2 часа
2 часа
70 часов

1
6

6

3. Содержание рабочей программы.
1. Законы взаимодействия и движения тел (25ч)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и
равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и
гелиоцентрическая система мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий
5

законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения.
Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное
движение.
Фронтальная лабораторная работа:
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Механические колебания и волны. Звук (14 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания.
Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические
колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания.
Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах.
Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее
распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и
громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.
Фронтальные лабораторные работы:
2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от
его длины.
3. Измерение ускорения сводного падения с помощью маятника.
3. Электромагнитное поле (15 ч)
Однородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля.
Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция
магнитного поля. Магнитный поток. Опыты фарадея. Электромагнитная индукция.
Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток.
Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах.
Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние
электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур.
Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия
света.
Фронтальная лабораторная работа:
4. Изучение явления электромагнитной индукции.
4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (12 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Альфа -, бета - и гамма-излучения. Опыты
Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и
массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи
частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы
атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние
радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и
звезд.
Фронтальные лабораторные работы:
5. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
6. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
6. Итоговое повторение (2часа)
Итоговое повторение – 1 час
Итоговая контрольная работа – 1 час

7. Резервное время (2 часа)

6

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
п/п

Тип
урока

Элементы
содержания

Вид
деятельности

Форма
контроля

Оборудование

Механика.
движение.
Материальная
точка. Система отсчета.

движения.
отсчета.

Путь. КУ

Определение
координаты
движущегося тела.

4

Перемещение
при КУ
прямолинейном
равномерном движении.

5

Прямолинейное
равноускоренное
движение.

УИНМ Методы

исследования
механического дв-я.

УИНМ

6

Скорость
прямолинейного
равноускоренного движения.

7

Решение задач по теме: УЗИМ
«Прямолинейное
равноускоренное
движение».

равноускоренное
Прямолинейное
при
Перемещение
движение.
прямолинейном
равноускоренном
движении. Ускорение. Скорость при
прямолинейном
равноускоренном
движении.

КУ

Равномерное
прямолинейное
движения.
Графики зависимости
модуля скорости и пути
от времени.

СР
УО
ИРК
ИРК

Сборники
познавательных и
развивающих
заданий.

ФО
Т
УО

ИРК
Т

Знать/понимать смысл физических
величин: путь, скорость, ускорение;
уметь строить графики пути и скорости.
между
разницу
видеть
Уметь
перемещениями с и без начальной
скоростью.

3

Траектория
движения и путь.
Перемещение.

видов

Перемещение.
Траектория.

Демонстрация
равноускоренного
прямолинейного
движения.

2

Система

Уметь описывать различные виды
движения.

I четверть
1. Законы взаимодействия и движения тел. (25 часов)
Описание
Механическое УИНМ Механика.
ФО
механического
Демонстрация различных
механического движения.

1

Тема урока

Домашнее
задание

Дата
проведения
план факт
9а
9а

§1
Упр.1(2,4,5)
§2
Упр.2
§3
Упр.3
§4
Упр.4
Л.№150
§5
Упр.5(1)
§6,7,8
Упр.6,7(1,3)
Упр.5(2)
§6,7,8(п)
Упр.8(2)
Л. №151,158

7

8

Относительность
движения.

9

Л.р.№1«Исследование
УП
равноускоренного
движения без начальной
скорости.

Прямолинейное
равноускоренное
движение.

Обобщающий урок по УОСЗ
теме: «Кинематика».

Знания и умения Уметь применять
полученные
по теме.

РГ

11

Контрольная работа №1

УК

Знания и умения
по теме.

КР

12

Динамика.
Первый
закон Ньютона.
Сила. Второй закон
Ньютона. Третий закон
Ньютона.
Решение задач по теме:
«Законы Ньютона».
Свободное падение тел.
Движение
тела,
брошенного
вертикально
вверх.
Невесомость.

УИНМ Динамика. I
Демонстрация
закон Ньютона.
II и III законов
Сила. II и III Ньютона.
КУ

ФО

УЗИМ

РГ

10

13

14
15

16

УИНМ Относительность
механического
движения.

Демонстрация
относительности
движения.

ФО

Сборники
познавательных и
развивающих
заданий.
Оборудование для
лабораторной
работы.

ПР

знания при
решении задач.

Уметь применять
полученные
знания при
решении задач.

законы Ньютона.

УИНМ Свободное

Решение задач по теме: УЗИМ
«Свободное падение».

падение.
Движение тела,
брошенное
вертикально вверх
(вниз).

Демонстрация
свободного
падения тела;
движения тела,
брошенного
вертикально
вверх.

Сборники
познавательных
и
развивающих заданий.

Т

ФО

ИРК
СР

Понимать
смысл понятия
относительность
движения.

§9(в)
Упр.9
Л.№154
П.№1088,1094
Уметь
решать §1 – 9(п)
задачи по данной ЗТ
теме. Определять
ускорение
движения шарика и
его
мгновенную
скорость
перед
ударом о цилиндр.

Справочная
литература, сборники
познавательных
и
развивающих
заданий..

Контрольноизмерительные
материалы
по
данной теме.
Уметь описывать и
объяснять
с
помощью законов
Ньютона
различные
виды
движения; измерять
ускорение
свободного
падения.

§1 – 9(п)
ЗТ

§10
§11,12
П.№1127,1135
§10,11,12
П.№1129,1133
§13,14
П.№1141,1147

§13,14(п)
П.№1146,1148
8

Закон
всемирного УИНМ Закон всемирного
тяготения. Сила
тяготения.
Ускорение
тяжести и
свободного падения на
ускорение
Земле
и
других
свободного
небесных телах.

П.: «Закон
всемирного
тяготения».

ФО

18

Движение
тела
окружности.

Демонстрация
направления скорости
при
равномерном
движении
по
окружности; сборники
познавательных
и
развивающих заданий.

ФО

Уметь определять
направление
и
величину скорости
и ускорения точки
при равномерном
движении
по
окружности.

§18, 19
П.№1122,1123

19

Искусственные
спутники Земли.

КУ

УО
Т

Вычислять первую
космическую
скорость.

§20
П.№1213,1222

20

Импульс тела. Закон
сохранения импульса.
Реактивное движение.
Ракеты.
Решение задач по теме:
«Закон
сохранения
импульса»
Закон
сохранения
механической энергии

УИНМ Импульс тела. Закон

ФО

Знать/понимать
смысл
физических
величин:
импульс
тела, импульс силы,
уметь
решать
простейшие задачи на
применение
закона
сохранения импульса.

§21
П.№1238,1236
§22
Л.№Д.51
§21,22
Л.№Д.81,Д.84

ФО

Уметь
решать
задачи на закон
сохранения
энергии.

§23
Л.№836

РГ
РЗ

Сборники
познавательных и
развивающих
заданий, сборники
тестовых заданий.

§10 – 23(п)
ЗТ

17

22

23

24

КУ
УЗИМ

по

Первая космическая
скорость.

сохранения
импульса.
Реактивное
движение.

УИНМ Закон

Обобщающий урок по УОСЗ
теме: «Динамика».

сохранения
механической
энергии.

Основные знания
и умения по
теме.

II четверть

Демонстрация
направления скорости
при равномерном
движении по
окружности; сборники
познавательных и
развивающих заданий.

Демонстрация закона
сохранения импульса,
реактивного
движения.

21

падения.
по УИНМ Равномерное
движение
окружности.

Демонстрация
превращения
механической
энергии из одной
формы в другую.
Уметь
решать
задачи по данной
теме.

ИРК
УО
Т

§15,16(в),
§17(ч)
П.№1209,1210

9

25

Контрольная работа №2

УК

Уметь применять
полученные
знания при
решении задач.

КР

Контрольноизмерительные
материалы
данной теме.

по

2. Механические колебания и волны. Звук(14 часов)
Знать, понимать ФО
Демонстрация
УИНМ Колебательное

26/1

Колебательное
движение.
Свободные
колебания. Маятник.

27/2

Величины,
характеризующие
колебательное
движение.
Гармонические колебания.

КУ

29/4

Затухающие
колебания.
Вынужденные колебания.

КУ

30/5

31/6

Л.р.№3
«Измерение УП
ускорения свободного
падения с помощью
маятника».
Резонанс.
КУ

32/7

Волна. Два вида волн.

28/3

Основные знания
и умения по
теме.

Л.р.№2
«Исследование УП
зависимости периода и
частоты
свободных
колебаний
нитяного
маятника от его длины».

движение,
свободные
колебания.

Период, частота,
амплитуда колебаний.

Период, частота,
колебаний.

физический
смысл основных
характеристик
колебательного
движения.

Уметь выяснять, как
зависят период и
частота свободных
колебаний нитяного
маятника от его
длины.

УО
ФД
ПР

Затухающие и
вынужденные
колебания.

Т

Маятник, ускорение
свободного падения.

ПР

Резонанс.

СР

УИНМ Механическая

волна, виды волн.

Знать/понимать
смысл
физических
величин: волна,
длина
волны,
скорость волны,
звуковые
колебания,
высота,
тембр,
громкость
и
скорость
звука;

ФО

§24,25(в)

механических
Упр.23(1)
колебаний (груз Л.№850
на пружине, груз
§26,27
на нити).

Упр.24(2,3,6)
§24 – 27(п)
Л.№855

§28,29
Л.№858,859
П.№1274
§24 – 27(п)
Л.№871,873

Демонстрация
механических
волн,
звуковых
колебаний,
условий
распространения
звука; сборники
заданий.

§30
П.№1291,1301
§31,32
Л.№Д.106,108

10

уметь применять
полученные
знания
при
решении
простейших
задач.

33/8

Характеристики
волнового движения.

КУ

34/9

Решение задач по теме: УЗИМ
«Волновое движение».

Характеристики
волнового
движения: длина
волны, скорость
волны.

Длина волны,
скорость волны.

Источники
звука. УИНМ Звуковые колебания,
высота, тембр,
Звуковые
колебания.
громкость и
Характеристики звука.
скорость звука.
36/11 Звуковые волны.
Звуковые волны.
КУ
35/10

Отражение звука. Эхо. КУ
Звуковой резонанс.
38/13 Обобщающий урок по УОСЗ
37/12

теме:
«Механические
колебания и волны. Звук».

39/14

40/1

Контрольная работа №3

Магнитное поле и его
графическое изображение

УК

Отражение звука.
Эхо.

III четверть

Знать/понимать
смысл
физических
величин: волна,
длина
волны,
скорость волны,
звуковые
колебания,
высота,
тембр,
громкость
и
скорость
звука;
уметь применять
полученные
знания
при
решении
простейших
задач.

УО
ИРК
ФД
РГ
ФО

УО
Т
СР

решать РГ
Основные знания Уметь
задачи
по
данной
и умения по
РЗ
теме.
теме.

Основные знания
и умения по
теме.

Уметь применять
полученные
знания при
решении задач.

КР

3. Электромагнитное поле (15 часов)
Знать/понимать
УИНМ Магнитное поле.
ФО
Его графическое
изображение.

смысл понятий и
основные свойства
электрического
и

Демонстрация
механических
волн,
звуковых
колебаний,
условий
распространения
звука; сборники
заданий.

§33
Упр.28
§31 – 33(п)
П.№ 1308,1312
1314
§34,35,36
Упр.29

§37,38
Упр.30,32(1,2)
§39,40,41
П.№1302,1318
Сборники
§24 – 41(п)
познавательных и ЗТ
развивающих
заданий, сборники
тестовых заданий.
Контрольноизмерительные
материалы
данной теме.

по

Демонстрация
действия
электрического
поля
на

§42,43 (в)
Упр.33,34

11

41/2

42/3
43/4
44/5

Направление тока и КУ
направление линий его
магнитного поля. Сила
Ампера.
Индукция
магнитного УИНМ
поля.
Магнитный поток.
КУ
Явление электромагнитной
индукции.

КУ

Сила Ампера.

Индукция
магнитного поля.
Магнитный поток.
Явление
электромагнитной
индукции.

УП

Явление
электромагнитной
индукции.
УИНМ Правило Ленца.

45/6

Л.р.№4«Изучение
явления
электромагнитной индукции.

46/7

Направление
индукционного
Правило Ленца.

47/8

Явление самоиндукции.

КУ

48/9

Трансформатор.

УИНМ Трансформатор.

тока.

Явление
самоиндукции.

49/10 Электромагнитное

КУ

50/11 Конденсатор.

УИНМ Конденсатор.

поле.
Электромагнитные волны.

Колебательный контур.

Электромагнитное
поле.
Электромагнитные
волны.

Колебательный
контур.

магнитного полей;
знать
правило
буравчика, правило
левой
руки;
магнитный поток,
уметь
определять
направление силы
Ампера.

УО
Т
ИРК

ФО
СР
Знать/понимать ИРК
смысл понятий: УО
индукция
магнитного
ПР
поля, магнитный
поток.
Знать/понимать
закон
электромагнитной
индукции
и
правило
Ленца,
понятие
самоиндукции.

ФО

Знать/понимать
принцип получения
переменного тока.
Знать
понятие:
электромагнитное
поле и условия его
существования.
Понимать механизм
существования
электромагнитных
волн.

Знать
понятия:
колебательный
контур,
конденсатор,
виды
конденсаторов.

ИРК

электрический
заряд,
действия
магнитного поля на
магнитную
стрелку;
взаимодействия
двух параллельных
проводников
с
током,
действия
постоянного
магнита
на
проводник с током.

§44,45(в)
Упр.35(3,4)
Упр.36(3,4,5)

Демонстрация
электромагнитной
индукции, правила
Ленца.

§49
Упр.40(2)
П. №1340,1352

§46
Упр.37
§47
Упр.38
§48
Упр.39
П. №1336,1338
§48(п)
Упр.40(1)

ИКТ

§50
Упр.41

УО

Устройство
трансформатора.

ИРК
Т

Демонстрация
получения
переменного тока
при вращ ении
витка в
магнитном поле.

§51
Упр.42(1)
§52,53
Упр.43,44(1)

ФО

ИКТ

§54,55,56
Упр.45(2,3),46
Упр.47

12

51/12 Электромагнитная

природа
света. Преломление света.

КУ

Электромагнитная
природа
света.
Преломление света.

Знать
историческое
развитие взглядов
на природу света.
Знать
закон
преломления
света и уметь его
применять
при
решении задач.
Знать
понятие
дисперсии света.

СР

ИКТ

§58,59
Упр.48(2)

ФО

ИКТ

§60
Упр.49(1,2)
§42 – 60(п)
ЗТ

52/13 Дисперсия света. Цвета КУ

Дисперсия света.

53/14 Обобщающий урок по УОСЗ
теме:«Электромагнитное
поле».

Основные знания
и умения по теме.

Уметь
решать
задачи по данной
теме.

РЗ
РГ

Сборники
познавательных и
развивающих
заданий, сборники
тестовых заданий.

54/15 Контрольная работа №4

Основные знания
и умения по теме.

Уметь применять
полученные
знания при
решении задач.

КР

Контрольноизмерительные
материалы
данной теме.

тел.

55/1

УК

IV четверть

по

4. Строение атома и атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (12 ч)
Знать/понимать
ИКТ
УИНМ Радиоактивность,
ФО
§65,66,67
строение атома, опыт планетарную
Упр.51(1,2,3)
Резерфорда.
модель строения

Радиоактивность. Модели
атомов.

Радиоактивные
превращения атомных
ядер.

56/2

Экспериментальные
КУ
методы
исследования
частиц.

Экспериментальные
методы регистрации
заряженных частиц.

57/3

Состав атомного ядра.

Состав
ядра.

КУ

атомного

атома. Знать
природу
радиоактивного
распада и его
закономерности.
Уметь объяснять и
описывать
экспериментальные
методы
исследования
частиц.
Знать/понимать, из
каких элементарных
частиц состоит ядро
атома.
Знать
строение

ФД

Сборники
познавательных
развивающих
заданий.

ФО
ИРК

Сборники
познавательных и
развивающих
заданий, тестовые

и

§68,69,70(в)
Упр.52

§71
Упр.53(1,2,3)
П. №1379,1380
13

58/4

Ядерные силы. Энергия УИНМ
связи. Дефект масс.

Ядерные
силы.
Энергия связи. Дефект
масс.

59/5

Деление ядер урана.

Деление ядер урана.

60/6

Л.р.№5«Изучение деления УП
ядра урана по фотографии
треков».
Л.р.№6«Изучение треков УП
заряженных частиц по
готовым фотографиям».

Изучение деления
ядер урана.

61/7
62/8

63/9

Цепная ядерная реакция.
Ядерный реактор.

КУ

атомного
ядра.
Уметь определять
зарядовое
и
массовое
числа,
пользуясь
периодической
таблицей.
Знать
понятие
«прочность
атомных
ядер».
Уметь
решать
задачи на расчет
энергии связи и
дефекта масс.
Понимать механизм
деления ядер урана.
Приобретение
навыков при работе
с оборудованием.

ядерные

Ядерный реактор.

Атомная
энергетика. УИНМ Атомная энергетика.
Закон
Закон радиоактивного
радиоактивного
распада.
распада.
Термоядерная реакция.
Термоядерные
реакции.

УО
Т

Сборники
познавательных и
развивающих
заданий, тестовые
задания.

§72,73
Упр.54
Л. №1699,1700

ИРК

ИКТ

§74(в)

ПР

Лабораторное
оборудование.

§74(п)

ПР

Изучение
треков
заряженных частиц.
Цепные
реакции.

задания.

Знать понятие
цепной ядерной
реакции.
Знать устройство
ядерного реактора
Знать
преимущество и
недостатки
атомных
электростанций.
Знать правила
защиты от
радиоактивных
излучений.
Знать условия
протекания,
применение
термоядерной
реакции.

ФО
ИРК
УО
ИРК
Т

§74(п)
ИКТ

Сборники
познавательных и
развивающих
заданий, тесты.
Сборники
познавательных и
развивающих
заданий, тестовые
задания.

§75
Л. №1658
§76
Л. №1684
§77,78
Л. №1688
§79(в)

ИКТ

14

64/10 Элементарные частицы. КУ
Античастицы.

Виды элементарных
частиц.

65/11 Обобщающий урок по УОСЗ
теме: «Строение атома и
атомного ядра».

Основные знания Уметь применять РГ
полученные
и умения по теме.
РЗ

66/12 Контрольная работа №5.

Основные знания Уметь применять
полученные
и умения по теме.

УК

Знать
историю
открытия
элементарных
частиц.

ФО

знания
при
решении задач.

КР

знания при
решении задач.

67/1
68/2

Повторение.
УОСЗ
Итоговая контрольная УК
работа

69/70 Резервное время

Базовые знания и
умения по курсу
физики 9 класса
(стандарт).

Уметь
РЗ
применять
КР
полученные
Т
знания
при
решении задач.

Сборники
познавательных и
развивающих
заданий.
Справочная
литература.
Сборники
познавательных и
развивающих
заданий, тестовые
задания.
Контрольноизмерительные
материалы
по
данной теме.

Контрольноизмерительные
материалы
по
курсу физики 9
класса.

§80(ч)
Л. №1701,1673

§65 – 79(п)
ЗТ

ЗТ

15

Условные обозначения:
УИНМ
УЗИМ
КУ
УОСЗ
УП
УК

Тип урока
урок изучения нового материала
урок закрепления изученного материала
комбинированный урок
урок обобщения и систематизации знаний
урок-практикум
Урок контроля

ЗТ
РГ
РЗ
ОК

задание в тетради
работа в группах
решение задач
опорный конспект

КР
Т
СП
ВП

Формы контроля
контрольная работа
УО
тест
СР
самопроверка
ФО
взаимопроверка
ИРК

ПДЗ

проверка дом. задания

ФД

физический диктант

ПР

устный опрос
самостоятельная работа
фронтальный опрос
индивидуальная работа по
карточкам
практическая работа

16

5. Требования к уровню подготовки выпускников.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов:
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое
поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа,
мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
- смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и
механической энергии;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,
прямолинейное равноускоренное движение, механические колебания и волны,
взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током,
электромагнитная индукция, дисперсия света;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой
основе эмпирические зависимости: пути от времени, скорости от времени, силы трения от
силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода
колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения
физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний об механических,
электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с
использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных
изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в
разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и
структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
электронной техники, оценки безопасности радиационного фона.

17

6. Контроль уровня обучения
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся:
1. Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической
сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное
определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное
определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет
чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ
новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении
практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным
материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других
предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к
ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без
применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным
материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну
ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой
помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность
рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в
усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного
материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с
использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих
преобразования некоторых формул; допустили не более одной грубой ошибки и одной
негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в
соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для
оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных
вопросов.
2. Оценка письменных контрольных и самостоятельных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной
ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при
допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой
ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для
оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками
в заданиях.
18

3. Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в
условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет
все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ
погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с
требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и
одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем
выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты, если в ходе
проведения опыта и измерений были допущены ошибки, (при этом допустимо при
оформлении работы не записывать приборы и материалы, а так же не делать вывод).
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем
выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения
проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу. Во всех случаях
оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
4. Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки:
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул,
общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений;
неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их
решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки,
показывающие неправильное понимание условие задачи или неправильное истолкование
решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести
опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
1. неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа
основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий
проведения опыта или измерений.
2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей,
графиков, схем.
3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4. Нерациональный выбор хода решения.

19

7. Ресурсное обеспечение программы.
1. Литература для учителя (основная):
- Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина
«Физика. 8 класс» /О.И. Громцева. – 2-е изд., - М.: Издательство «Экзамен», 2010.
- Примерная программа основного общего образования по физике (МО РФ) сборник
нормативных документов, физика. М.Дрофа, 2008.
- Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы: проект. – М.:
Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
- Рабочие программы по физике. 7 – 11 классы / Авт.-сост. В.А. Попова. – 2-е изд., - М.:
Планета, 2011. (Образовательный стандарт).
- Сборник задач по
физике для 7 – 9 классов образовательных учреждений
/В. И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 21-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
- Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс»,
«Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» / А.В. Пёрышкин; Сост. Н.В. Филонович. – М.:
Издательство «Экзамен», 2008.
- Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /А.В. Перышкин, Е.В.
Гутник. – 15-е изд., М.: Дрофа, 2010.
Дополнительная:
- Гендешптейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М.. Задачи по физике с примерами решений.
7 – 9 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.
- Контрольно-измерительные материалы. Физика: 9 класс /Сост. Н.И. Зорин. – М.:
ВАКО,2011.
- Сборник качественных задач по физике: для 7 – 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.Е.
Марон, Е.А. Марон. – М.: Просвещение, 2006.
Материалы на электронных носителях:
- Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях. 7 – 9
классы. (Электронное приложение). Издательство «Планета», 2011.
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru
http://www.class-fizika.narod.ru/

2. Литература для обучающихся (основная):
- Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /А.В. Перышкин, Е.В.
Гутник. – 15-е изд., М.: Дрофа, 2010.
- Сборник задач по
физике для 7 – 9 классов образовательных учреждений
/В. И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 21-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
Дополнительная:
- Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс»,
«Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» / А.В. Пёрышкин; Сост. Н.В. Филонович. – М.:
Издательство «Экзамен», 2008.
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru
http://www.class-fizika.narod.ru/

20

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».