РП общ 9 кл

1. Пояснительная записка
Нормативно правовые документы, на основе которых разработана
данная программа
 Федеральный закон от 29.12.12 N273-ФЗ (ред.13.07.2015) 2Об образовании в
Российской Федерации»;
 приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования;
 приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 №
1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
 приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 №
2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;
 письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих
программах учебных предметов»;
 типовое положение об общеобразовательном учреждении и устав МКОУ «СОШ №1»
г.Поворино (в соответствии с основной общеобразовательной программой и Учебным
планом МКОУ «СОШ №1» г.Поворино на 2016/2017 учебный год);
 авторская программа под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание 6-9 классы»,
издательство «Русское слово», 2010 г.
Учебный предмет представлен в учебном плане школы в образовательной области
«Обществознание».
Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин социальногуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что обучающиеся, освоившие
определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических знаний,
имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной
картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.
Курс интегрирует современные социологические, экономические, политические,
правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически
обоснованную систему, рассчитанную на обучающихся подросткового возраста. Он
содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и
обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов,
происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации
гражданских прав и обязанностей.
Изучение обществознания в основной школе направлено на формирование у учащихся
следующего опыта познавательной и практической деятельности:
 получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических
и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и
точек зрения;
 решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные
ситуации;
 формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на
основе сопоставления фактов и их интерпретации;
 наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с
опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические
знания;






оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения
нравственности, права и экономической рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах,
моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по
обществоведческой тематике;
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных
задачах и в реальной жизни;
совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе,
микрорайоне, населенном пункте.

Цель программы: дать целостное представление об обществе, в котором живем,
основных сфер общественной жизни, о процессе вос приятия социальной (в том числе
пра вовой) информации и определения собственной позиции; правовой культуры, основы
политических знаний, способности к самоопределению и саморе ализации.
Задачи программы:
- создание условий для социализации личности;
- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы
нравственной, правовой и политической культуры;
- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и
демократические ценности;
- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных
жизненных ситуациях;
- развитие личности в ответственный период социального взрасления, её познавательных
интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и
правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и
правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и
самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к
социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для
социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых
обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной
среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных
отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в
основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в
области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.

2.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Обществознание» - рекомендован для изучения в основной школе с 5
по 9 класс. Основой курса являются научные знания об обществе и человеке. Изучая
общественную жизнь в её многогранности, курс объединяет комплекс следующих наук:
философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную
психологию, этику и культурологию. Специфичность учебного предмета в его
интерактивности и комплексном изучение современных социальных явлений и факторов
и их влияние на жизнь человека. Помимо знаний, важным содержательными
компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных
норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного
поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета

«Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с
адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и
практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную
коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения
обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в
духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие,
социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех
сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация
предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе.
Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по
курсу должны стать основой для формирования целостного и ценностного отношения,
собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов
жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность обучающимся
идентифицировать себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять
свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. А также
приобрести опыт социального и культурного взаимодействия.
Курсы обществознания в 5,6,7 классах являются началом системного изучения
учащимися обществоведческих дисциплин. Данные курсы представляют единство
научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Они дают учащимся
необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, умения разбираться в
определенных жизненных ситуациях, включают методический аппарат, призванный с
помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал, усвоить понятия и уметь
найти решения в конкретных жизненных ситуациях. Преподавание обществознания в 5-7
классах ориентировано на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми
сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых
основ жизни общества.
В 5–7 классах используются доступные для учащихся формы и приемы работы:
обучение учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных
источников;
формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие
типичные жизненные ситуации;
обучение давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки
зрения нравственности и права.
Исследование явлений и процессов, происходящих в обществе, требует разнообразия
используемых источников:
литературные (художественные произведения, которые ученики читают самостоятельно
или изучают на уроках литературы);
художественные (картины, фотографии, фильмы и т.д.);
публицистические (соответствующие тексты интернет-,печатных, телевизионных СМИ) и
новостные;
научно-теоретические (фрагменты из научных текстов);
опыт самих учащихся, как собственный, так и «снятый», то есть рассказы сверстников и
представителей других референтных групп.
В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно
ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и
лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом
разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений
Курсы 8-9 классов представляют собой относительно завершенную систему знаний. Дают
наиболее общие представления о человеке и обществе, характеристику современного
российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного
характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей. Содержание курса

8-9 класса обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Ряд
теоретических положений изучается в нём на пропедевтическом уровне, без введения
строгих научных формулировок, которые иногда заменяются описаниями признаков
рассматриваемых явлений и процессов.

3. Место предмета, курса у в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 174 часа для обязательного изучения учебного предмета
«Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе


в V, VI, VII, VIII, IX классах 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.

4.

Результаты освоения курса

Установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума
федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые
для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса по обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон
жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,

на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики,
социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления
социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно
ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций
одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила
к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

5.

Содержание тем учебного курса

Тема1. Политика и социальное управление (13ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности.
Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового
государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского
общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты
выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические
партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества.
Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Возможности предмета связанные с практической направленностью по теме «Политика и
социальное управление» проведение игры по теме: «Выборы»
Тема 2. Право (18 часов)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права.
Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности
правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды
юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы
государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и
граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал
права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав
и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные
обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты
прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданскоправовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего
работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия
заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды
административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы
допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в
условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период
вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения
общего и профессионального образования в Российской Федерации.
Тема 3.Экономика. Повторение (4часа ).
Экономика и ее роль в жизни общества Экономические системы и собственность
Рынок и рыночный механизм «Экономические цели и функции государства

Знать
1. Основные
понятия:
политика,
власть,
государство,
гражданское общество,
политическая партия,
правовое государство,
социальное
государство,
референдум, СМИ.
2. Называть:
признаки
государства,
признаки
правового
государства,
отличительные
черты
выборов
в
демократическом
государстве.

Уметь
1. Давать характеристику
политическим режимам
по плану.
2. Оценивать и приводить
примеры политическим
партиям.
3. Различать политические
партии и движения и
приводить примеры из
жизни.
4. Сравнивать
и
классифицировать
формы
правления.
Перевод информацию из
одной знаковой системы
в
другую;
текст
таблица и наоборот.
5. Приводить
примеры
внутренней и внешней
функции государства.

Иметь представление
1.Об участии граждан на
выборах.
2. О влиянии СМИ на
политическую
жизнь
общества.
3.
Об
условиях
становления правового
государства в РФ.
4.
Об
опасности
политического
экстремизма.

Знать
Уметь
Иметь представление.
1. Основные
понятия:
1. Анализировать
состав 1. Воздействие
Право,
закон,
преступления
и
международных
правоотношения,
определять, является ли
документов по правам
правонарушения,
содеянное преступлением.
человека
на
презумпция
2. Давать
характеристику
утверждение их в РФ.
невиновности,
деятельности
2. О защите гражданского
Конституция РФ.
правоохранительных
населения в период
2. Признаки
органов.
вооруженных
правонарушения
и
3. Определять,
нормами
конфликтов.
виды.
каких отраслей права
3. Что такое юридическая
регулируется
ответственность , какие
определенная жизненная
виды ответственности
ситуация и куда следует
существуют
обратиться, чтобы узнать
4. Называть
принципы
модель верного поведения
конституционного
участников
строя РФ, основные
правоотношения.
документы,
регулирующие права
человека.

6.

Тематическое планирование курса «Обществознание» 9 класс
Кол-во
часов

№

Тема урока

1

Политика и власть. Роль
политики в жизни
общества.

1

2

Государство, его
отличительные признаки.

1

3

Политический режим.

1

4

Правовое государство

1

5

Гражданское общество.
Местное самоуправление

1

Характеристика основных видов деятельности

Политика и социальное управление (11 час.)
Репродуктивный уровень:
Особенности политики; роль политики в жизни общества.
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Репродуктивный уровень:
История возникновения гос-ва, признаки гос-ва, формы гос-ва, понятие о гражданстве
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Репродуктивный уровень:
Виды и особенности политических режимов
Продуктивный уровень:
Сходство и отличия в авторитарном и тоталитарном режиме. Уметь анализировать, делать выводы,
отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Репродуктивный уровень:
Характеризовать основные понятия. Раскрывать смысл положения «Право выше власти» Признаки
правового гос-ва
Продуктивный уровень
Объяснять, с какими явлениями общественной жизни связано возникновение и развитие правового
государства
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Репродуктивный уровень:
Государство как основной политический институт. Гражданское общество. Структура гражданского
общества. Признаки гражданского общества. Местное самоуправление
Продуктивный уровень
Причины возникновения гражданского общества, условия возникновения и развития гражданского
общества.
Условия формирования гражданского государства. Составить таблицу «Этапы формирования
гражданского общества»,

Организационные
формы обучения
Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

6

Участие граждан в
политической жизни.

7

Практическая работа
«Школа молодого
избирателя»
Политические партии и
движения, их роль в
общественной жизни

8

1

1

9

Средства массовой
информации

1

10

Практическая работа
«Роль СМИ в
предвыборной борьбе»
Самостоятельная работа
по теме «Гражданское
общество»

1

11

1

Репродуктивный уровень:
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Продуктивный уровень
Уметь решать практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации.

Фронтальная

Репродуктивный уровень:
Общественно-политические движения;
Политические партии, различия партий и движений
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Репродуктивный уровень:
Роль СМИ
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Продуктивный уровень
Давать оценку собственных действий и действия других людей с точки зрения нравственности, права.

Фронтальная

Продуктивный уровень
Уметь анализировать, систематизировать, отвечать на вопросы.

Фронтальная
Групповая

Фронтальная
Групповая

Фронтальная

Фронтальная
Групповая

Право (24 час)
12

Право, его роль в жизни
человека, общества и
государства

1

13

Понятие правоотношения.

1

Репродуктивный уровень: понятие права; история развития отечественного права. Основные черты и
признаки права. Мера свободы. Правовая ответственность. Виды юридической ответственности.
Правонарушение. Право и закон. Отрасли права
Продуктивный уровень:
Объяснять отличие права от других социальных норм. Комментировать некоторые определения права.
Характеризовать естественное право. Аргументировать свою точку зрения
Репродуктивный уровень:
Сущность и особенности правоотношений, субъекты правоотношений
Продуктивный уровень
Сходство и отличия правоотношений от других социальных отношений
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Фронтальная

Фронтальная

14

Понятие правонарушения .

1

15

Правоохранительные
органы

1

16

Конституция - основной
закон РФ

1

17

Основы конституционного
строя РФ

1

18

Практическая работа по
теме: «Конституция РФ»

1

19

Права и свободы человека
и гражданина в РФ, их
гарантии.
Конституционные
обязанности гражданина.
Права и свободы человека
и гражданина в РФ, их
гарантии. Права ребёнка.

1

Лабораторная работа по

1

20

21

1

Репродуктивный уровень:
Признаки и виды правонарушений; виды юридической ответственности; презумпция невиновности
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Репродуктивный уровень:
Структура правоохранительных органов; принципы правосудия
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Репродуктивный уровень:
Конституция - основной закон государства. Отличие Конституции от остальных законов страны.
Классификация прав и свобод человека. Полномочия президента, судов, Федерального собрания
Продуктивный уровень
Репродуктивный уровень:
Знать, что конституция:
- обладает высшей юридической силой;
- провозглашает основные права и свободы человека и гражданина;
- базируется на ценностях нравственных, демократических, патриотических.
Продуктивный уровень
Уметь объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы.
Характеризовать смысл основных понятий. Анализировать текст. Определять различия между
гражданином и обывателем
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Фронтальная

Репродуктивный уровень:
Права человека, история развития прав человека; общечеловеческие правовые документы; права
ребенка
Продуктивный уровень
Юридические гарантии и система защиты прав человека
Репродуктивный уровень:
Знать основные понятия по теме
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Продуктивный уровень

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная
Групповая

Фронтальная
Групповая

Фронтальная

22

теме: «Права и свободы
граждан»
Гражданские
правоотношения

1

23

Право на труд. Трудовые
правоотношения.

1

24

Семейные
правоотношения

1

25

Административные
правоотношения

1

26

Основные понятия и
институты уголовного
права.

1

27
28

Социальные права
Практическая работа по
теме: «Социальные права»

1
1

29

Международно-правовая
защита жертв
вооруженных конфликтов.
Практическая работа по

1

30

1

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Групповая

Репродуктивный уровень:
Сущность гражданского права, виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних,
защита прав потребителя
Продуктивный уровень
Особенности гражданских правоотношений; Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Репродуктивный уровень:
Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель.
Продуктивный уровень
Решать практические задачи по трудовым правоотношениям ( работа с трудовым кодексом)
Репродуктивный уровень:
Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы счастливого
детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Репродуктивный уровень:
Основные черты административного права, административные правонарушения и наказания
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Фронтальная

Репродуктивный уровень:
Особенности уголовного права, преступление, уголовное наказание для
несовершеннолетних
Продуктивный уровень

Различать основания для привлечения к уголовной ответственности. Решать учебные ситуационные
задачи. Анкета по отношению к коррупции в РФ.
Репродуктивный уровень:
Социальные права. Конституция РФ. Право на социальное обеспечение.
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения
Репродуктивный уровень:
Основные положения Международного гуманитарного права. Источники международного
гуманитарного права. Женевские конвенции. Международный комитет Красного Креста. История
создания и функции ООН.

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная
Групповая

Фронтальная
Групповая

31

32

теме: «Международная
правовая защита»
Правовое регулирование
отношений в сфере
образования.
Лабораторная работа
«Закон об Образовании»

1

1

33

Контрольная работа

1

34

Самостоятельная работа

1

35

Повторение и обобщение

1

Продуктивный уровень
Особенности и значение международного права
Репродуктивный уровень:
Закон РФ «Об образовании», Конституция РФ о праве на образование.
Как гос-во гарантирует право на образование
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.
Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал
Продуктивный уровень
Знать смысл основных понятий и терминов.
Продуктивный уровень
Знать смысл основных понятий. Анализировать тексты.

Итого 35 час

Фронтальная

Фронтальная
Групповая

7. Учебно-методические и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ;
Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2010.
Обществознание. 9 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение,
2010.
Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред.
Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. – М. : Просвещение, 2010.
Дополнительная литература для учителя:
Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. – Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С.
Королькова, И. Е. Уколова. – М. : Новый учебник, 2004.
Гордеева, В. В. Правовое воспитание : 9–11 классы : разработки организационно-деятельностных игр / В. В. Гордеева. – Волгоград :
Учитель, 2007.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. – М. :
Школа-Пресс, 2000.
Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8–11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. – Волгоград :
Учитель, 2009.
Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. – М. : Экстремум, 2007.
Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи… : метод. разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. – М. : Новая школа,
1996.
Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С.
Прутченков. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни : метод. разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. – М. : Международная
Педагогическая Академия, 1998.
Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. – М. : Просвещение,
1996.
Кацубо, С. П. Изучаем право : практическое пособие для классных руководителей, социальных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н.
А. Сивицкая. – М. : Издательство деловой и учебной литературы, 2006.
Суворова, Н. Г. Основы правовых знаний : 8–9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. – Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. – М. :
Новый учебник, 2007.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент
государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М. : Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5–9 классы. – М. : Просвещение, 2010.

Правовое воспитание школьников : 5–9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. – Волгоград : Учитель, 2006.
Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Система конспектов занятий с нетрадиционными
формами контроля : элективные курсы / авт.-сост. Н. И. Чеботарева. – Волгоград. : Учитель, 2007.
Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего
образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. – Волгоград : Учитель,
2006. – 123 с.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М. : Айрис-Пресс,
2010.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова.
– М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. – М. : Проспект, 2010.
Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. – Ростов н/Д. :
Феникс, 2005.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы ; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М. : Рольф
Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10–11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В.
Ф. Кривошеев. – М. : Дрофа, 1997.
Сычев, А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. – М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.
Сидельникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Т.
Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. – М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.
Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М. : Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Дыдко, С. Н. Обществознание. 8–11 классы : справ. материалы /
С. Н. Дыдко. – М. : АСТ : Астрель : ПолиграфИздат, 2010.
Иоффе, А. Н. Обществознание. 9 класс : справ. материалы / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. – М. : АСТ : Хорвест : Астрель, 2006.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М. : Виктория Плюс, 2007.
Обществознание. 9 класс : тесты и тренировочные упражнения / авт.-сост. О. А. Северина. – Волгоград : Учитель, 2008.
Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. – М. : Айрис-Пресс, 2010.
Чернышева, О. А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010 / О. А. Чернышева, Р. В. Пазин. – М. : Легион, 2009.

8.

Планируемые результаты освоения учебного курса

В результате изучения обществознания обучающиеся должны:
знать/понимать:
 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
 сущность общества как формы совместной деятельности людей;
 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
 содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и
общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов
общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать
неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм,
экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным
проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления
самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер
общественной жизни, гражданина и государства);
Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами
социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах
деятельности человека;
Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других
адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
Самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
 общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
 нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
 реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
 первичного анализа и использования социальной информации;
 сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи
информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Инструментарий для оценивания результатов







Для оценивания результатов достижений учащихся использую письменный и устный опрос (как фронтальный, так и индивидуальный),
тестирование, работа с таблицей, составление конспекта текста, проекты, доклады, рефераты.
Задачи школьной отметки:
Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.
Отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.
Принципы выставления школьной отметки:
Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее;
Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого
заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;




Незыблемость - выставленная учителем отметка может подвергаться сомнению каждой из сторон, но даже в случае конфликтной
ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит.
Своевременность – оценка выставляется в течение 3 дней после проведения контроля, если иное не определено в предметном
приложении.
Критерии оценивания устного и письменного ответа по истории:
Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует
учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ,
представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения,
правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем
соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный
ответ).
Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном
соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся
владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или
формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры,
излагает материал непоследовательно).
Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично
соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 2050% содержания (неправильный ответ).
Тестирование
80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»
60-80 % - оценка «4»
40-60 % - оценка «3»
0-40 % - оценка «2»

Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание» 9 а,б класс

№

Тема урока

Колво
час

1

Политика и власть. Роль
политики в жизни
общества.

1

2

Государство, его
отличительные признаки.

1

3

Политический режим.

1

Результаты освоения

Предметные

Тип урока

Политика и социальное управление (11 час)

Рассказать о науках, изучающих общество, их
особенностях и связях.
Рассказать о существующих формах проявления
влияния в обществе.
Дать понятие политической системе общества,
рассказать о роли государства в ней.
Дать понятие формам правления и
дифференцировать понятия государства
по формам правления.
выявлять особенности и признаки
объектов, приводят примеры
в качестве
доказательства выдвигаемых положений.
Метапредметные
принимать и сохранять учебную
задачу, взаимодействовать в ходе работы, вести
диалог, участвовать в дискуссии,
принимать другое мнение и позицию,
допускать существование различных
точек зрения.
Личностные
сохранять мотивацию к учебной
деятельности, проявлять интерес к новому
учебному материалу, выражать положительное
отношение к процессу
познания.

Урок
«открытия»
нового знания
Урок
«открытия»
нового знания

Урок
«открытия»
нового знания

Основные виды
деятельности

Работа с текстом
учебника .Рубрика «В
классе и дома»,
анализ документов
Работа с текстом
учебника . Работа с
текстом учебника.
Анализ ситуаций

Работа с текстом
учебника.

Д.З.
план
9 9
а б
§1, стр. 4-8,
вопросы,
§2, вопросы.
Эссе «Ты
должен
посвятить
отечеству свой
век, коль
хочешь
навсегда быть
честный
человек»
§3,
анализировать
документ с.25

факт
9а

9б

4

Правовое государство

1

5

Гражданское общество.
Местное самоуправление

1

6

Участие граждан в
политической жизни.

1

7

Практическая работа
«Школа молодого
избирателя»

Предметные

Дать понятия основным положениям,
раскрывающим данную тему.

Научиться устанавливать причинно
-следственные связи и зависимости между
объектами, анализировать вопросы
Проследить уровень усвоения знаний по
изученному разделу. Выявить и предупредить
ошибки.
Метапредметные

8

Политические партии и
движения, их роль в
общественной жизни

1

9

Средства массовой
информации

1

принимать и сохранять учебную
задачу, учитывать выделенные учителем
ориентиры действия.
планировать цели и способы
взаимодействия, обмениваться мнениями,
слушать друг друга, понимать позицию
партнера, в т.ч и отличную от своей,
согласовывать действия с партнером.
Личностные

10

Практическая работа
«Роль СМИ в
предвыборной борьбе»

1

11

Самостоятельная работа
по теме «Гражданское
общество»

1

проявлять заинтересованность не
только в личном успехе, но и в решении
проблемных заданий,
выражать положительное отношение к
процессу познания; применять правила
делового сотрудничества, сравнивать
разные точки зрения, оценивать
собственную учебную деятельность,
выражать положительное отношение к
процессу познания.

Право (24 час)

Урок
«открытия»
нового знания
Урок
«открытия»
нового знания

Работа с текстом
учебника .Рубрика
«В классе и дома»

§4, ответить на
вопросы «В
классе и дома»

Рубрика
«В классе и дома»
Рубрика «Проверь
себя», словарь.
Работа с текстом
учебника .Рубрика
«В классе и дома»

§5, выучить
основные
понятия

Деловая игра

Стр.58,
задание № 9.

Урок
«открытия»
нового знания

Работа с текстом
учебника .Рубрика
«Проверь себя»,
словарь.

Урок
«открытия»
нового знания
Урок
отработки
умений и
рефлексии

Работа с текстом
учебника Анализ
ситуаций и задач

§7, с.64, «В
классе и
дома»,
подготовить
реферат
§1, стр. 8-10,
подготовиться
к игре.

Урок
развивающего
контроля

Работа с текстом
учебника

Урок
«открытия»
нового знания
Урок
отработки
умений и
рефлексии

Работа с доп.
материалами

§6, с.58,
ответить на
вопросы

Составить
бюллетень
кандидата в
председатели
Совета
старшеклассн
иков
Повторить
термины

Дата

12

Право, его роль в жизни
человека, общества и
государства

1

13

Понятие правоотношения.

1

14

Понятие правонарушения .

1

Предметные

Рассказать что представляют из себя
социальные нормы и каково их видовое
разнообразие.
Дать понятие гражданскому обществу.
Раскрыть понятия: институт гражданства, а
также кто такие граждане и каков их правовой
статус.

Научить самостоятельно выделять и
формулировать цели, анализировать
вопросы, формулировать ответы.

Проследить уровень усвоения знаний по
изученному разделу. Выявить и предупредить
ошибки.

Урок
«открытия»
нового знания

Работа с текстом
учебника

Урок
«открытия»
нового знания

Работа с текстом
учебника . Рубрика
«Проверь себя»,
словарь.

Урок
«открытия»
нового знания

Рубрика «Проверь
себя», Работа с
текстом учебника

§10с. 84,
изучить
рубрику
«Говорят
мудрые»

Урок
«открытия»
нового знания

Рубрика
«В классе и дома»

Урок
«открытия»
нового знания

Работа с текстом
учебника .Анализ
документа

Урок

Работа с текстом

§11, ответить
на вопросы с.
101 «В классе
и дома»
§12-13, стр.
103-110,
заполнить
таблицу
§12-13, стр.

§8, ответить
на вопросы «В
классе и
дома»
§9, с.78,
написать эссе

Метапредметные

принимать и сохранять учебную
задачу, самостоятельно выделять и
формулировать цель, составлять план и
последовательность действий.
участвовать в коллективном обсуждении
проблем, обмениваться мнениями,
понимают позицию партнера
Личностные

применять правила делового
сотрудничества, сравнивать разные точки
зрения, оценивать собственную учебную
деятельность, выражать положительное
отношение к процессу познания

15

Правоохранительные
органы

1

16

Конституция - основной
закон РФ

1

17

Основы конституционного

1

Предметные

Дать понятие Конституции РФ. Рассказать о ее
структуре и особенностях. О способах
реализации своих прав и исполнения
обязанностей в конкретных жизненных
ситуациях.

Сохранять мотивацию к учебной
деятельности

Проследить уровень усвоения знаний по
изученному разделу. Выявить и предупредить
ошибки.

строя РФ

«открытия»
нового знания

учебника .Анализ
документа

110117,составить
план, работа с
документами

Урок отработки
умений и
рефлексии

Работа в тетради

Написать эссе
«Наша
Конституция»

Урок
«открытия»
нового знания

Работа с текстом
учебника. Рубрика
«В классе и дома»

§14-15,
стр.120-132,
выписать
цитаты.

Урок
«открытия»
нового знания

Работа с текстом
учебника .Анализ
документа

Урок отработки
умений и
рефлексии

Работа в тетради

§ 14-15,
стр.132-134,
заполнить
таблицу.
Работа с
материалами
СМИ

Урок
«открытия»
нового знания

Работа с текстом
учебника .Рубрика
«Проверь себя»,
словарь.
Работа с текстом

Метапредметные

планировать цели и способы
взаимодействия, обмениваться мнениями,
участвовать в коллективном решении
проблем, распределять обязанности,
проявлять способность к взаимодействию
учитывать ориентиры, данные учителем
при изучении материала
Личностные

Владеть целостными представлениями о
качествах личности
18

Практическая работа по
теме: «Конституция РФ»

1

19

Права и свободы человека
и гражданина в РФ, их
гарантии.
Конституционные
обязанности гражданина.
Права и свободы человека
и гражданина в РФ, их
гарантии. Права ребёнка.

1

21

Лабораторная работа по
теме: «Права и свободы
граждан»

1

22

Гражданские
правоотношения

1

20

23

Право на труд. Трудовые

1

1

Предметные

Рассказать что собой представляют права,
свободы и обязанности человека. Познакомить
с разделами конституции.
Правоотношения в различных сферах жизни ,
каким должно быть поведение их участников.
Объяснить чем отличаются трудовые
правоотношения от других видов
общественных отношений, предполагающих
трудовую деятельность людей.
Дифференцировать понятия: право, семья,
ребенок. Выделить их спецификацию и
взаимосвязь.

Научить овладевать целостными
представлениями о качествах личности
человека, привлекать информацию,
полученную ранее, для решения
проблемной задачи.

Проследить уровень усвоения знаний по
изученному разделу. Выявить и предупредить

Урок

§16, составить
презентацию
§17, читать

ошибки.

правоотношения.
24

Семейные
правоотношения

Метапредметные

1

учитывать ориентиры, данные
учителем, при освоении нового учебного
материала
планироватьт цели и способы
взаимодействия, обмениваются мнениями,
участвовать в коллективном обсуждении
проблем, распределять обязанности,
проявлять способность к взаимодействию

«открытия»
нового знания

учебника .Рубрика
«В классе и дома»

Урок
«открытия»
нового знания

Работа с текстом
учебника .Рубрика
«Проверь себя»,
словарь.

СМИ, с.153,
«В классе и
дома»
§18, выучить
определения,
работа с
документами

Личностные

сравнивать разные точки зрения
, оценивать собственную учебную
деятельность, сохранять мотивацию к
учебной деятельности
25

Административные
правоотношения

1

Предметные

Урок
«открытия»
нового знания

Работа с текстом
учебника . Вопросы и
задания для
практикума

26

Основные понятия и
институты уголовного
права.

1

Урок
«открытия»
нового знания

27

Социальные права

самостоятельно выделять и
формулировать цели; анализировать
вопросы, формулировать ответы.

1

Работа с текстом
учебника .Рубрика
«Проверь себя»,
словарь.
Работа с текстом
учебника .Рубрика
«В классе и дома»

Объяснить социальные права гражданина.
Дать понятие «административное
правонарушение». Объяснить его структуру и
нормы, подтверждающие различные формы
преступления.

Проследить уровень усвоения знаний по
изученному разделу. Выявить и предупредить
ошибки.
Метапредметные

28

Практическая работа по
теме: «Социальные права»

1

29

Международно-правовая
защита жертв
вооруженных конфликтов.

1

ставить учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже известно и
усвоено, и того, что ещё не известно
участвовать в коллективном решении
проблем; обмениваться мнениям
и, понимать позицию партнёра
Личностные

оценивать собственную учебную

Урок
«открытия»
нового знания
Урок отработки
умений и
рефлексии

Работа с текстом для
анализа

Урок
«открытия»
нового знания

Работа с текстом
учебника . Рубрика
«В классе и дома»

$ 19,
составить
кластер.
Подобрать
материал из
газет
§20, работать
с
первоисточни
ком
§21, составить
план,
подобрать
материал из
газет
Написать
реферат
§22, отвечать
на вопросы,
работать с
документацие
й

30

Практическая работа по
теме: «Международная
правовая защита»

1

31

Правовое регулирование
отношений в сфере
образования.

1

32

Лабораторная работа
«Закон об Образовании»

1

33

Контрольная работа

1

34

Самостоятельная работа
по теме: «Право»

1

35

Итогово -обобщающее
занятие

1

деятельность, свои достижения;
анализировать и характеризовать
эмоциональное состояние и чувства
окружающих, строить свои
взаимоотношения с их учётом

Урок отработки
умений и
рефлексии

Тест. Работа в тетради

Работа в сети
Интернет

Урок
«открытия»
нового знания

§23, вопросы.

Предметные

Урок отработки
умений и
рефлексии

Работа с текстом
учебника .Рубрика
«Проверь себя»,
словарь.
Работа с документом
Письменная работа в
тетради

Раскрыть понятие образования как института
общества. Рассказать о науке, ее функциях, об
учреждениях науки, о высшей школе, видах
высших учебных заведений РФ.

Научиться выполнять контрольные
задания по обществознанию, получить
возможность научиться преобразовывать
полученную информацию в соответствии с
заданием (выделять главное, сравнивать)

Урок
развивающего
контроля
Урок отработки
умений и
рефлексии

Письменная работа в
тетради

Подготовить
презентацию

Словарная работа
Тест.

Составить
тезисный план

Подведение итогов.
Выставление оценок

Метапредметные

Урок отработки
умений и
рефлексии

Проследить уровень усвоения знаний по
изученному разделу. Выявить и предупредить
ошибки.

адекватно использовать речевые средства
для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач, осознанно и
произвольно строить сообщения в устной
и письменной форме, в т.ч. творческого и
исследовательского характера
Личностные

выражать адекватное понимание
причин успешности/неуспешности
учебной деятельности, устойчивую
учебно-познавательную мотивацию учения
Итого 35 час

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Написать эссе
на тему
«Плюсы и
минусы ЕГЭ»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».