РП общ 7 кл

Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012);
требований ФГОС основного общего образования второгопоколения, примерной программы основного общегообразования по обществознанию для
5–9 классов, рабочих программ по обществознанию для 5–9 классовк системе учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова,Н.И. Городецкой, Л.Ф.
Иванова, А.Ю. Лазебникова,А.И. Матвеева (М.: Просвещение, 2012), базисногоучебного плана. Она полностью отражает базовый уровень
подготовки школьников.
Программа ориентирована на использование учебника под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 7 класс» (М.: Просвещение,
2014).
Рабочая программа включает следующие разделы:
• пояснительную записку;
• учебно-тематический план;
• календарно-тематическое планирование;
• учебно-методическое обеспечение для учителяи учащихся
Цели и задачи преподавания обществознанияна ступени основного общего образования
• осознание общероссийской идентичности, воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, толерантности;
• формирование ценностных ориентиров и законопослушного поведения на основе правовыхнорм, закрепленных в Конституции
РоссийскойФедерации, становление социального поведения, основанного на уважении закона;
• развитие личности на исключительно важномэтапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры;углубление интереса к изучению социальныхи гуманитарных дисциплин;
• формирование способности к личному самоопределению (в том числе предпрофильному),самореализации, самоконтролю;
• повышение мотивации к высокопроизводительной и наукоемкой трудовой деятельности;
• формирование целостной картины общества,адекватной современному уровню знаний о неми доступной по содержанию для школьниковмладшего
и среднего подросткового возраста;
• освоение тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах,о формах регулирования общественных
отношений, которые необходимы для взаимодействияс социальной средой и выполнения типичныхсоциальных ролей человека и гражданина;
• овладение умениями получать из разнообразныхисточников социальную информацию, критически ее осмысливать, систематизировать,
анализировать;
• освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского обществаи
правового государства;
• формирование опыта применения полученныхзнаний и умений для определения собственнойпозиции в общественной жизни; для
решениятипичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития
межличностных отношений; для соотнесения собственногоповедения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами
поведения,установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Требования к результатам обучения
Изучение курса «Обществознание» в 7 классенаправлено на достижение следующих результатов(освоение универсальных учебных действий –
УУД).
Личностные результаты:
• определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участиев общественной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе,но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
• наличие ценностных ориентиров, основанныхна идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
• уважительное отношение к окружающим, ихправам и свободам; умение соблюдать культуру
поведения и терпимость при взаимодействиисо взрослыми и сверстниками;
• признание равноправия народов;
• осознание важности семьи и семейных традиций;
• способность выбирать целевые и смысловыеустановки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственноеотношение к явлениям современной жизни;
• осознание своей ответственности за судьбу страны.
Метапредметные результаты:
1) регулятивные УУД – формирование и развитиенавыков и умений:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать –
определятьпоследовательность действий и прогнозироватьрезультаты работы;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства
достижения цели из предложенных, а также искатьих самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) планрешения учебной задачи;
• работая по плану, сверять свои действия с цельюи при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
2) познавательные УУД – формирование и развитиенавыков и умений:
• проводить наблюдение под руководством учителя и объяснять полученные результаты;
• осуществлять расширенный поиск информациис использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• работать с разными источниками информации,анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
• анализировать, сравнивать, классифицировать,самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления;
• давать определения понятий;
3) коммуникативные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом и т. д.);
• адекватно использовать речевые средства дляаргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство
(аргументы), факты;
• критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мненияи корректировать его;

• уметь взглянуть на ситуацию с иной позициии договариваться с людьми иных позиций;
• оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других
людей.
Предметные результаты:
1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:
• понимать смысл обществоведческих терминов,понятий;
• характеризовать явления общественной жизни;
• иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• сравнивать основные процессы и явления, происходящие в современном обществе, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
2) в ценностно-мотивационной сфере:
• осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни
человека и развитии общества;
• знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они являются решающими регуляторами общественнойжизни;
уметь применять эти нормы и правила,анализируя и оценивая реальные социальныеситуации; руководствоваться этими нормамии правилами в
повседневной жизни;
• понимать значение коммуникации в межличностном общении;
3) в ценностно-ориентационной сфере:
• анализировать и оценивать последствия своихслов и поступков;
• демонстрировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданскую позицию;
• уметь преодолевать разногласия с помощьюприемов и техник преодоления конфликтов;
4) в сфере трудовой деятельности:
• осознавать значения трудовой деятельности дляличности и для общества.

Планируемые результаты изучения обществознания.(ФГОС)
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в
деятельности человека;
 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
 приводить примеры основных видов деятельности человека;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных
конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
 оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых
потребностей, угрожающих здоровью;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
 моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного
прогресса;
 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах
общества;
 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное
поведение;
 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
 выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
 осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
 различать отдельные виды социальных норм;
 характеризовать основные нормы морали;
 критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения
и поступков других людей с нравственными ценностями;
 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного
общества;
 характеризовать специфику норм права;

типа;

 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
 раскрывать сущность процесса социализации личности;
 объяснять причины отклоняющегося поведения;
 описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
 описывать явления духовной культуры;
 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
 оценивать роль образования в современном обществе;
 различать уровни общего образования в России;
 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного
 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
 объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
 раскрывать роль религии в современном обществе;
 характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
 характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
 описывать основные социальные роли подростка;
 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
 объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
 раскрывать основные роли членов семьи;
 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий
жизни;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов.
Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;
выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в
соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
 объяснять роль политики в жизни общества;
 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их
полномочия и компетенцию;
 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
 раскрывать достижения российского народа;
 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

РФ.

 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
 аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
 использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина

Основы российского законодательства
Выпускник научится:
 характеризовать систему российского законодательства;
 раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
 характеризовать гражданские правоотношения;
 раскрывать смысл права на труд;
 объяснять роль трудового договора;
 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
 характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
 раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
 анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых
модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с
нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель
правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
 различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и
систематизировать полученные данные об экономических системах;
 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
 называть и конкретизировать примерами виды налогов;
 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
 анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные
статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на
экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности
человека;
 грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных
ситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять
семейный бюджет.

Содержание курса «Обществознание» (ФГОС)
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность.
Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности
человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд,
учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе.
Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные
сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности.
Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на
нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные
нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы.
Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм.
Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права.
Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение.
Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном
обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской
Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые
религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие
личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные
роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные
роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между
нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя
политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные
признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление.
Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы
государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации.
Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное
Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы.
Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные
обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты
прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и
дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав
потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании
трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей,
оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды
административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели
наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое
регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное
право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация.
Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный
механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть
современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и
функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты.
Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни,
здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан.
Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники
доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.

Место предмета в базисном учебном плане.
Предмет «Обществознание» изучается в основной школе с 5 по 9 класс. На изучение предмета в данных классах отводится по 1 часу в
неделю. 34 часа в год.
Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить
формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности,
социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции
РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его
основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и
общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание
на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.
Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных
знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные
оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного
общества.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит
обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает
возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.

Содержание учебного предмета.
Введение
Тема 1.Регулирование поведения людей в обществе.
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита.
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения
законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международноправовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и
самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки.
Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения
органов государственной власти и граждан.
Тема 2. Человек в экономических отношениях
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы
предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам,
их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства,
конкуренция, спрос, предложение.экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес,
реклама.
Тема 3. Человек и природа
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства.
Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая
мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный
контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Итоговый модуль. Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.

Учебно-тематический план
№
урока
1
2-3
4-5
6-7
8-9
10-11
12-13
14-15
16

17-18
19
20-21
22-23
24
25-26
27-28
29
30
31
32
33
34-35

Тема
Введение.
Глава 1.Регулирование поведения людей в обществе
Что значит жить по правилам
Права и обязанности граждан
Почему необходимо соблюдать законы
Защита Отечества
Для чего нужна дисциплина
Виновен-отвечай
Кто стоит на страже закона
Повторение по теме: «Регулирование поведения людей в
обществе»
Глава 2. Человек в экономических отношениях
Экономика и ее основные участники
Мастерство работника
Производство, затраты, выручка, прибыль
Виды и формы бизнеса
Обмен, торговля, реклама
Деньги, их функции
Экономика семьи
Повторение по теме: «Человек в экономических отношениях»
Глава 3.Человек и природа
Человек-часть природы
Охранять природу- охранять жизнь
Закон на страже природы
Практикум по теме «Человек и природа»
Итоговое повторение

Количест
во часов
1
14
2
2
2
2
2
2
2
1
12
2
1
2
2
1
2
2
1
4
1
1
1
1
2

№
параграфа

введение
§1
§2
§3
§4
§5
§6
§7

§8
§9
§10
§11
§12
§13
§14

§15
§16
§17

Итого:

35

Календарно-тематическое планированиепо обществознанию 7 класс
№
п/п

1

Тема и тип урока

Вводный урок
Входная
работа

2-3

Колво
часо
в

1

контрольная

2.Что значит жить по 1
правилам.
Социальные нормы как
регуляторы
поведения
человека в обществе и
правила
общественной
жизни.
Общественные
нравы,
традиции
и
обычаи. Правила этикета
и хорошие манеры.
3.Практикум
по
теме:Что значит жить по
правилам.
Как

Планируемые результаты
предметные

метапредметные УУД
(Познавательные,
Коммуникативные,
Регулятивные)

Домашне
е задание

Вспомнить основные итоги
прошлого года обучения
Познакомиться с основным
содержанием курса 7 класса.
Наметить перспективу
совершенствования умений
и навыков в процессе
учебной деятельности.
Определить основные
требования к результатам
обучения и критерии
успешной работы
Характеризовать на
примерах социальные нормы
и их роль в общественной
жизни

Введение

Личностные
УУД

Получат первичные П: давать определения
представления
о понятиям.
науке
К:
участвовать
в
обсуждении вопроса о
том, для чего нужно
изучать обществознания

Формирование
мотивации
к
изучению
обществознани
ю

П: выявляют
особенности и признаки
объектов;
приводят примеры в
качестве
доказательства
выдвигаемых
положений.
К: взаимодействуют
в ходе групповой
работы, ведут
диалог, участвуют в
дискуссии;
принимают другое

Сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности;
проявляют
интерес
к
новому
учебному
материалу;
выражают
положительное
отношение к
процессу
познания;

Научатся: понимать,
что
человек принадлежит
обществу, живет и
развивается в нем.
Получат
возможность
научиться: понимать
себя, анализировать
свои
поступки, чувства,
состояния,
приобретаемый
опыт; работать в

Характеристика основных
видов деятельности ученика

§1,
задания
«В
классе и
дома»

Дата
прове
дения

4-5

усваиваются социальные
нормы.

группах
и парах

мнение и
позицию, допускают
существование
различных точек зрения.
Р: прогнозируют
результаты уровня
усвоения
изучаемого материала;
принимают и причины
сохраняют учебную
задачу

адекватно
понимают
изучаемого
материала;
принимают и
причины
успешности/
неуспешности
учебной
деятельности

2
4.Права и
обязанности граждан.
Права
и
свободы
человека и гражданина в
России,
их
гарантии.Конституционн
ые
обязанности
гражданина
РФ.
Механизмы реализации и
защиты прав и свобод
человека и гражданина.

Научатся:
характеризовать свои
права и обязанности;
объяснять их
неотчуждаемость и
неотъемлемость.
Получат
возможность
научиться: работать с
текстом учебника;
анализировать схемы
и
таблицы;
высказывать
собственное
мнение, суждения

П: устанавливают
причинно-следственные
связи и зависимости
между объектами.
К: планируют цели
и способы
взаимодействия;обмени
ваются мнениями,
слушают друг друга,
понимают позицию
партнера, в том
числе и отличную от
своей,
согласовывают действия
с
партнером.
Р: принимают и
сохраняют учебную
задачу;
учитывают выделенные
учителем
ориентиры.

Проявляют
заинтересованн
ость не только
в
личном успехе,
но и в решении
проблемных

5. Права и
обязанности граждан.
Права ребенка и их
защита. Защита прав и
интересов
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей.
Особенности правового
статуса
несовершеннолетних.

Характеризовать
конституционные права и
обязанности граждан РФ.
Анализировать несложные
практические ситуации,
связанные с реализацией
гражданами своих прав и
свобод. Называть права
ребенка и характеризовать
способы их защиты.
Приводить примеры защиты
прав ребенка и интересов
детей, оставшихся без
попечения родителей.
Раскрывать особенности
правового статуса
несовершеннолетнихзаданий
всей группой
выражают
положительное
отношение к
процессу
познания;
адекватно
понимают
причины
успешности/
неуспешности учебной
деятельности

§2
Задания
«В
классе и
дома»

6-7

6. Почему
необходимо
соблюдать
законы.

2

Понятие правоотношений.
Признаки
и
виды
правонарушений. Понятие и
виды
юридической
ответственности.
Необходимость
соблюдения законов. Закон
и правопорядок в обществе.
Закон и справедливость

Презумпция
невиновности.

7.Практикум по теме:
«Почему
необходимо
соблюдать законы»

8-9

8.Защита
Отечества

Долг
и
обязанность.
Регулярная армия. Военная
служба.
Важность
подготовки к исполнению
воинского
долга.
Международно-правовая
защита жертв войны..
9. Практикум по теме:

«Защита Отечества»

2

Научатся:
формировать
важно представление
о законопослушной
деятельности
человека, функциях
закона,
объяснять
значение
понятий
свобода,
закон,
порядок,
справедливость.
Получат
возможность
научиться: работать с
текстом учебника;
анализировать схемы
и
таблицы;
высказывать
собственное мнение,
суждения
Научатся объяснять
положение о том, что
защита Отечества –
это долг и
обязанность
гражданина,
значение понятий
армия, патриотизм,
священный долг,
гражданственность.
Получат
возможность
научиться: работать
стекстом учебника;
анализировать
таблицы;
решать логические
задачи; высказывать

П: самостоятельно
выделяют и
формулируют цели;
анализируют вопросы,
формулируют
ответы.
К: участвуют в
коллективном
обсуждении проблем;
обмениваются
мнениями, понимают
позицию партнера.
Р: принимают и
сохраняют учебную
задачу;
самостоятельно
выделяют и
формулируют цель;
составляют план
и последовательность
действий

Применяют
правила
делового
сотрудничества
;
сравнивают
разные точки
зрения;
оценивают
собственную
учебную
деятельность;
выражают
положительное
отношение к
процессу
познания

Раскрывать значение
соблюдения законов для
обеспечения правопорядка.
Объяснять и
конкретизировать фактами
социальной жизни связь
закона и правопорядка,
закона и справедливости

§3
Задания
«В
классе и
дома»

Оценивают
собственную
учебную
деятельность,
свои
достижения;
анализируют
ихарактеризую
т
эмоциональное
состояние и
чувства
окружающих,
строят свои
взаимоотношен
ия
с их учетом

Характеризовать защиту
Отечества как долг и
обязанность гражданина РФ.
Приводить примеры
важности подготовки к
исполнению воинского долга

§4
Задания
«В
классе и
дома»

1011

10.Для чего
нужна
дисциплина

1

Дисциплина – необходимое
условие существования
общества и человека.
Общеобязательная и
специальная дисциплина.
Внешняя и внутренняя
дисциплина. Дисциплина,
воля и самовоспитание.

11. Практикум по теме:
«Для
чего
нужна
дисциплина»

1213

12.Виновен
– отвечай.

Ответственность
за
нарушение законов. Знать
закон
смолоду.
Законопослушный человек.
Противозаконное
поведение. Преступления и
проступки. Ответственность

1

собственное
мнение, суждения.
Научатся: определять
понятий
«дисциплина, воля,
самовоспитание»,
составляющие
дисциплины.
Получат
возможность
научиться: работать с
текстом учебника;
анализировать схемы
и
таблицы;
высказывать
собственное мнение,
суждения

Научатся объяснять
положение о том, что
быть
законопослушным
гражданином
обязанность
и
необходимость,
понятия
противозаконное

Р: принимают и
сохраняют учебную
задачу;
учитывают выделенные
учителем
ориентиры действия в
новом
учебном материале в
сотрудничестве с
учителем.
П: ставят и
формулируют проблему
урока;
самостоятельно создают
алгоритм
деятельности при
решении
проблемы.
К: проявляют
активность во
взаимодействии для
решения
коммуникативных и
познавательных задач
(задают
вопросы, формулируют
свои
затруднения;
предлагают помощь и
сотрудничество)
П: выявляют
особенности и признаки
объектов;
приводят примеры в
качестве
доказательства
выдвигаемых
положений.
К: взаимодействуют

Определяют
целостный,
социально
ориентированн
ый
взгляд на мир в
единстве и
разнообразии
народов,
культуры и
религий

Раскрывать значение
дисциплины как
необходимого условия
существования общества и
человека.
Характеризовать различные
виды дисциплины.
Моделировать несложные
практические ситуации,
связанные с последствиями
нарушения общеобязательно
и специальной дисциплины

§5
Задания
«В
классе и
дома»

Сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности;
проявляют
интерес
к
новому
учебному
материалу;

Характеризовать
ответственность за
нарушение законов.
Определять черты
законопослушного
поведения.
Моделировать несложные
практические ситуации,
связанные с последствиями

§6
Задания
«В
классе и
дома»

поведение,
ответственность,
справедливое
наказание.
Получат
возможность
научиться: работать с
текстом учебника;
анализировать
таблицы;
решать
логическиезадачи;
высказывать
собственное мнение,
суждения.

несовершеннолетних.

13. Практикум по теме:
«Виновен-отвечай»

1415

14.Кто стоит на страже
закона.

Защита
правопорядка.
Правоохранительные
органы на страже закона.
Судебные
органы.
Милиция.
Адвокатура.
Нотариат.
Взаимоотношения органов
государственной власти и
граждан.
15. Практикум по теме:
«Кто стоит на страже
закона»

2

Научатся: объяснять
значения понятий
законность,
правопорядок,
правоохранительные
органы; задачи
правоохранительных
органов, выявлять
основные
направления
деятельности
полиции.
Получат
возможность
научиться: работать с
текстом учебника;
анализировать
таблицы;
решать логические
задачи;высказывать
собственное мнение,
суждения

в ходе групповой
работы, ведут
диалог, участвуют в
дискуссии;
принимают другое
мнение ипозицию,
допускают
существование
различных точек зрения.
Р: прогнозируют
результаты уровня
усвоения
изучаемого материала;
принимают и
сохраняют учебную
задачу
П: овладевают
целостными
представлениями о
качествах личности
человека;
привлекают
информацию,
полученную ранее, для
решения
учебной задачи.
К: планируют
цели и способы
взаимодействия;
обмениваются
мнениями; участвуют в
коллективном
обсуждении проблем;
распределяют
обязанности, проявляют
способность
к взаимодействию.
Р: учитывают
ориентиры, данные
учителем, при
освоении нового

выражают
положительное
отношение к
процессу
познания;
адекватно
принимают и
понимают
причины
успешности/
неуспешности
учебной
деятельности

противозаконного
поведения. Описывать и
иллюстрировать примерами
проявления ответственности
несовершеннолетних.

Сравнивают
разные точки
зрения;
оценивают
собственную
учебную
деятельность;
сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности

Называть
правоохранительные органы
Российского государства.
Различать сферу
деятельности полиции,
правоохранительных
органов. Исследовать
несложные практические
ситуации, связанные с
деятельностью
правоохранительных
органов

§7
Задания
«В
классе и
дома»

учебного материала
16

Повторение по теме: 1
«Регулирование
поведения
людей
в
обществе»

1718

17.Экономика и её
основные
участники

Понятие экономики и ее
роль в жизни общества.
Натуральное и товарное
хозяйство.
Основные
участники экономики –
потребители,
производители.

18. Практикум по теме:
«Экономика
и
ее
основные участники»

2

К: развивать умения
точно и грамотно
выражать свои мысли.
Р: самостоятельно
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему, искать
необходимую
информацию.
П: осуществлять
расширенный поиск
информации,
анализировать,
сравнивать и обобщать
факты и явления
Научатся: определять П: выявляют
агентов экономики,
особенности и признаки
анализировать
объектов;
формы
приводят примеры в
экономической
качестве
деятельности;
доказательства
взаимоотношения
выдвигаемых
людей в процессе положений.
экономической
К:
деятельности.
взаимодействуют
Получат
в ходе групповой
возможностьнаучить работы, ведутдиалог,
ся:
участвуют в дискуссии;
ориентироваться на
принимают другое
понимание причин мнение и позицию,
успеха
допускают
в
учебе; существование
формулировать
различных точек зрения.
собственную точку
Р: прогнозируют
зрения; осуществлять результаты уровня
поиск нужной
усвоения
информации,
изучаемого материала;
выделять
принимают и понимают
главное.
сохраняют учебную
Научиться
исследовать
и
анализировать
способы
регулирования
поведения людей в
обществе; определять
сущностные
характеристики
изучаемых объектов

Формирование
социальных
норм, правил
поведения,
умения нести
ответственност
ь
за
свои
решения

Систематизировать наиболее
часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины
актуальности тех или иных
вопросов для школьников

Повторит
ь п.1-7

Сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности;
проявляют
интерес
к
новому
учебному
материалу;выр
ажают
положительное
отношение к
процессу
познания;
адекватно
принимают и
понимают
причины
успешности
/неуспешности
учебной
деятельности

Характеризовать роль
потребителя и
производителя в экономике.
Приводить примеры их
деятельности. Описывать
различные формы
организации хозяйственной
жизни. Исследовать
несложные практические
ситуации, связанные с
выполнением социальных
ролей потребителя и
производителя

§8
Задания
«В
классе и
дома»

задачу
19.

Мастерство работника

1

2021

20.Производство:
затраты,
выручка,
прибыль

2

Высококвалифицированный
и малоквалифицированный
труд. Слагаемые
профессионального успеха.
Заработная плата и
стимулирование
труда.Разделение труда и
специализация.
Взаимосвязь количества и
качества труда.

Производство,
производительность труда.
Факторы, влияющие на
производительность труда.
Роль разделения труда в
развитии производства.
Издержки производства.
Что и как производить.
Выручка и прибыль
производителя.
21.Практикум по теме:
«Производство: затраты,
выручка, прибыль»

Научатся:
раскрывать
смысл слов
«квалификация»,
«специалист
высокой
квалификации»,
«мастер».
Получат
возможность
научиться: работать с
текстом учебника;
анализировать схемы
и
таблицы;
высказывать
собственное мнение,
суждения
Научатся: объяснять
значение
понятия
выручка,
прибыль,
затраты, разделение
труда; определять
роль
разделения
труда в
производстве,
способы
получения выгоды от
производительной
деятельности.
Получат
возможность
научиться: понимать
себя,анализировать
свои
поступки, чувства,
состояния,
приобретаемый
опыт; работать в

Сравнивают
разные точки
зрения;
оценивают
собственную
учебную
деятельность;
сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности

Описывать составляющие
квалификации работника.
Характеризовать факторы,
влияющие на размер
заработной платы.
Объяснять взаимосвязь
квалификации, количества и
качества труда

§9
Задания
«В
классе и
дома»

Оценивают
собственную
учебную
деятельность,
свои
достижения;
анализируют и
характеризуют
эмоциональное
состояние и
чувства
окружающих,
строят свои
взаимоотношен
ия с их учетом

Раскрывать роль
производства в
удовлетворении
потребностей общества.
Характеризовать факторы,
влияющие на
производительность труда.
Объяснять значение
разделения труда в развитии
производства. Различать
общие, постоянные и
переменные затраты
производства.

§ 10
Задания
«В
классе и
дома»

группах
и парах
2223

22.Виды и
формы
бизнеса

2

Виды бизнеса. Роль
предпринимательства в
развитии экономики.
Формы бизнеса. Условия
успеха в
предпринимательской
деятельности. Этика
предпринимателя.
23. Практикум по теме:
«Виды и формы бизнеса»

24

24.Обмен,
торговля,
реклама
Товар, стоимость, цена
товара. Условия выгодного
обмена. Торговля и ее
формы.
Реклама
в
современной экономике.

1

Научатся: объяснять
значение
понятий
предпринимательска
я
деятельность,
бизнес,
собственность,
акция.определять
каковы источники и
цели
богатства, что и как
выгодно производить,
как
получить прибыль.
Получат
возможность
научиться:
ориентироваться на
понимание причин
успеха
в
учебе;
формулировать
собственную точку
зрения; осуществлять
поиск нужной
информации,
выделять
главное.
Научатся: объяснять
значение
понятий
стоимость,
цена
товара,
рынок,
торговля,
реклама;
определять, что такое
культура
общения
человека;
анализировать
нравственную и

П: ставят и
формулируют проблему
урока;
самостоятельно создают
алгоритм
деятельности при
решении
проблемы.
К: проявляют
активность во
взаимодействии для
решения
коммуникативных и
познавательных задач
(задают вопросы,
формулируют свои
затруднения;
предлагают помощь и
сотрудничество.
Р: прогнозируют
результаты уровня
усвоения изучаемого
материала; принимают и
сохраняют учебную
задачу

Применяют
правила
делового
сотрудничества
;
сравнивают
разные точки
зрения;
оценивают
собственную
учебную
деятельность;
выражают
положительное
отношение к
процессу
познания

Объяснять значение бизнеса
в экономическом развитии
страны. Характеризовать
особенности
предпринимательской
деятельности. Сравнивать
формы организации бизнеса.
Исследовать несложные
практические ситуации,
связанные с достижением
успеха в бизнесе. Выражать
собственное отношение к
бизнесу с моральноэтических позиций

§ 11
Задания
«В
классе и
дома»

П: овладевают
целостными
представлениями о
качествах личности
человека;
привлекают
информацию,
полученную ранее, для
решения
учебной задачи.

Сравнивают
разные точки
зрения;
оценивают
собственную
учебную
деятельность;
сохраняют
мотивацию к
учебной

Объяснять условия
осуществления обмена в
экономике. Характеризовать
торговлю и ее формы как
особый вид экономической
деятельности. Раскрывать
роль рекламы в развитии
торговли. Выражать
собственное отношение к
рекламной информации.

§ 12
Задания
«В
классе и
дома»

2526

25.
Деньги и
их функции.

Исторические
формы
эквивалента
стоимости.
Основные
виды денег.
Функции денег.
26. Практикум по теме:
«Деньги и их функции»

1

правовую оценку
конкретных
ситуаций;
осуществлять поиск
дополнительных
сведений в СМИ;
отвечать на
вопросы,
высказывать
собственную точку
зрения.
Получат
возможность
научиться:
осуществлять
поиск нужной
информации,
анализировать
объекты;
ориентироваться на
понимание причин
успеха
в
учебе;
формулировать
собственную точку
зрения; осуществлять
поиск нужной
информации,
выделять
главное
Научатся: объяснять
значение
понятий
эквивалент,
цена,
средство обращения,
средство
платежа,
мировые
деньги,
конвертируемость;
понимать,
почему
деньги
играют
большую роль в

К: планируют цели
деятельность;
и способы
взаимодействия;
обмениваются
мнениями; участвуют в
коллективном
обсуждении проблем;
распределяют
обязанности,
проявляют способность
к взаимодействию.
Р: учитывают
ориентиры, данные
учителем, при
освоении нового
учебного материала

деятельности

П: устанавливают
причинно-следственные
связи и
зависимости между
объектами.
К: планируют цели
и способы
взаимодействия;
обмениваются
мнениями, слушают,
друг друга, понимают

Проявляют
Описывать виды денег.
заинтересованн Раскрывать на примерах
ость не только функции денег.
в
личном успехе,
но и в решении
проблемных
заданий всей
группой;
выражают
положительное

Оценивать свое поведение с
точки зрения рационального
покупателя

§ 13
Задания
«В
классе и
дома»

2728

27.Экономика

семьи. 2

Ресурсы семьи. Личное
подсобное
хозяйство.
Семейный
бюджет.
Источники доходов семьи.
Сбережения . Обязательные
и произвольные расходы.

28. Практикум по
теме:«Экономика семьи.
Принципы рационального
ведения домашнего
хозяйства.»

экономике, различать
различные функции
денег.
Получат
возможность
научиться:
анализировать, друг
друга, понимают
позицию делать
выводы; давать
нравственную
и
правовуюоценку
конкретных
ситуаций;
осуществлять
поиск
дополнительных
сведений в СМИ;
отвечать на вопросы,
высказывать
собственную точку
зрения.
Научатся: объяснять
значение
понятий
доход
семьи,
семейный
бюджет,
домашнее хозяйство,
имущество; считать
семейный
бюджет,
определять
источники семейного
дохода и группы
расхода.
Получат
возможность
научиться: допускать
существование
различных
точек
зрения,
принимать
другое
мнение и позицию,

позицию партнера, в
том числе и отличную
от группой;партнером.
Р: принимают и
сохраняют учебную
задачу; учитывают
выделенные учителем
ориентиры действия

отношение к
процессу
познания;
адекватно
понимают
причины
успешности/
неуспешности
учебной
деятельности

П: самостоятельно
выделяют и
формулируют цели;
анализируют вопросы,
формулируют
ответы.
К: участвуют в
коллективном
обсуждении проблем;
анализируют и
обмениваются
мнениями,
характеризуют
позицию партнера,
различных точек зрения.
Р: ставят учебную
задачуна основе
соотнесения того, что
уже известно и усвоено,

Оценивают
собственную
учебную
деятельность,
свои
достижения;
анализируют и
обмениваются
мнениями.

Раскрывать понятие
«семейный бюджет».
Приводить примеры
различных источников
доходов семьи. Различать
обязательные и
произвольные расходы.
Описывать закономерность
изменения потребительских
расходов семьи и
зависимости доходов

§
14Задани
я
«В
классе и
дома»

29

30

Повторение по
«Человек
экономических
отношениях»

30.
Человекприроды.

теме: 2
в

часть 1

Взаимодействие человека и
природы.
Значение
природных ресурсов как
основы
жизни
и
деятельности
человека.
Проблема
загрязнения
окружающей
среды.
Проблема
загрязнения
окружающей среды.

приходить к общему
решению; задавать
вопросы;
Научатся: определять
основные понятия к
теме
«Человек в
экономических
отношениях».
Получат
возможность
научиться: работать с
текстом учебника;
анализировать
таблицы;решать
логические
задачи; высказывать
собственное мнение,
суждения

Научатся: объяснять
значение
понятий
экология, природа,
вторая
природа,
биосфера,
исчерпаемые
и
неисчерпаемые
ресурсы,
техногенные аварии;
и как закон защищает
природу.

и того, что
ещёнеизвестно
П: овладевают
целостными
представлениями о
качествах личности
человека;
привлекают
информацию,
полученную ранее, для
решения
учебной задачи.
К: планируют
целии способы
взаимодействия;
обмениваются
мнениями; участвуют
в коллективном
обсуждении
проблем; распределяют
обязанности,
проявляют способность
к
взаимодействию.
Р: учитывают
ориентиры, данные
учителем, при
освоении нового
учебного материала
П: ориентируются в
разнообразии способов
решения
познавательных задач;
выбирают
наиболее эффективные
способы их решения.
Узнают, каковы
природные ресурсы
нашей планеты, как
человек

Сравнивают
разные точки
зрения;
оценивают
собственную
учебную
деятельность;
сохраняютмоти
вацию к
учебной
деятельности

Обобщить знания и
расширить опыт решения
познавательных и
практических задач по
изучаемой теме.
Систематизировать наиболее
часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины
актуальности тех или иных
вопросов для школьников

Повторит
ь § 8-14
учебника

Выражают
положительное
отношение к
процессу
познания;
адекватно
понимают
причины
успешности/
неуспешности
учебной

Объяснять значение
природных ресурсов в жизни
общества. Характеризовать
отношение людей к
исчерпаемым ресурсам.
Описывать состояние
неисчерпаемых богатств
Земли. Объяснять опасность
загрязнения воды, почвы и
атмосферы. Различать
ответственное и

§15,
сообщен
ие
об
экологич
еском
состояни
и вашего
двора,
улицы.
или
сообщен

Подготов
ить
плакат
«Товар
21 века».

Получат
возможность
научиться: работать с
текстом учебника;
высказывать
собственное мнение,
суждения о том, как
беречь природу и что
каждый из нас может
сделать,
чтобы
сберечь
богатства природы.

31

1
31.Охранять
природу –
значит
охранять жизнь. Цена
безответственного
отношения
к
природе.
Главные
правила
экологической
морали.
Значение земли и других
природных ресурсов как
основы
жизни
и
деятельности человечества.

воздействует на
природу.
К: договариваются
о распределении
функций и ролей в
группе; задают вопросы
как беречь природу.
Р: определяют
последовательность
промежуточных
целей с учётом
конечного
результата; составляют
план и
последовательность
действий
Научатся: определять П: выявляют
смысл экологической особенности и признаки
морали,
объяснять объектов;
значение понятия
приводят примеры в
«природоохранитель качестве
ная деятельность»
доказательства
Получат
выдвигаемыхположений
возможность
.
научиться: работать с К: взаимодействуют
текстом учебника;
в ходе совместной
решать логические
работы, ведут
задачи; высказывать
диалог, участвуют в
собственное мнение, дискуссии;
суждения.
принимают другое
мнение и позицию,
допускают
существование
различных точек зрения.
Р: прогнозируют
результаты уровня
усвоения
изучаемого материала;
принимают и понимают
сохраняют учебную
задачу

деятельности

безответственное отношение
к природе. Определять
собственное отношение к
природе

ие о тех
видах
животны
х и птиц,
которым
грозит
исчезнов
ение

Сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности;п
роявляют
интерес
к
новому,
учебному
материалу;
принимают и
понимают
причины
успешности/
неуспешности
учебной
деятельности

Объяснять необходимость
активной деятельности по
охране природы.
Характеризовать смысл
экологической морали

§ 16
Задания
«В
классе и
дома»

32

32. Закон на
страже
природы.

1

33. Практикум по теме
«Человек и природа»

2

Законы
Российской
Федерации, направленные
на охрану окружающей
среды. Участие граждан в
природоохранительной
деятельности.

33

Р: адекватно
воспринимают
предложения и
оценку учителей,
товарищей,
родителей и других
людей.
П: выбирают
наиболее эффективные
способы
решения задач;
контролируют и
оценивают процесс и
результат
деятельности.
К: договариваются
о распределении
функций и ролей в
совместной
деятельности
Научатся:анализиров П: ставят
ать свои поступки и иформулируют цели и
отношения
к проблему урока;
природе.
осознанно и
Получат
произвольно
возможность
строят сообщения в
научиться: работать с устной и письменной
текстом учебника;
форме, в том числе
высказывать
творческого и
собственное
исследовательского
мнение, суждения
характера.
К: адекватно
используют речевые
средства для
эффективного решения
разнообразных
коммуникативных
задач.
Научатся: объяснять
значение
понятий
природные условия,
охрана
природы,
заповедник;
Получат
возможность
научиться: работать с
текстом учебника;
высказывать
собственное
мнение, суждения

Проявляют
способность к
решению
моральных
дилемм
на
основе
учёта позиций
партнёров в
общении;
ориентируются
на их мотивы и
чувства,
устойчивое
следование в
поведении
моральным
нормам и
этическим
требованиям

Характеризовать
деятельность государства по
охране природы.
Называть наказания,
установленные законом для
тех кто наносит вред
природе.
Иллюстрировать примерами
возможности общественных
организации и граждан в
сбережении природы

§17
Задания
«В
классе и
дома»

Определяют
своюличностну
ю
позицию;
адекватную
дифференциро
ванную
самооценку
своей
успешности

Систематизировать наиболее
часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины
актуальности тех или иных
вопросов для школьников

Подготов
ить
фотовыст
авку на
экологич
ескую
тему,
создай
экологич
ескую
газету
или
альбом,
плакат
«Береги
природу!
»

3435

Итоговое повторение 1
по
курсу
«Обществознание
7
класс»
Личностный опыт –
социальный опыт.
Значение курса в
жизни каждого.

Научатся: выполнять
контрольные задания
по
обществознанию.
Получат
возможность
научиться:
преобразовывать
извлечённую
информацию в
соответствии с
заданием используют
речевые средства
(выделять главное,
сравнивать,
выражать свое
отношение) и
представлять её в
виде
письменного текста

Р: планируют свои
действия в соответствии
с поставленной задачей
и условиями
её реализации, в том
числе во
внутреннем плане
П: ставят и
формулируют цели и
проблему
урока; осознанно и
произвольно
строят сообщения в
устной и
письменной форме, в
том числе
творческого и
исследовательского
характера.
К: адекватно
используют речевые
средства для
эффективного решения
разнообразных
коммуникативных
задач.
Р: планируют свои
действия в соответствии
с
поставленной задачей и
условиями
её реализации, в том
числе во
внутреннем плане

Выражают
адекватное
понимание
причин
успешности/
неуспешности
учебной
деятельности,
устойчивую
учебнопознавательну
ю
мотивацию
учения

провести диагностику
результатов обучения в 7
классе. Подвести итоги
учебной работы за год.
Наметить перспективы
обучения в 8 классе.

●
●
●
●

Учебно-методическое обеспечение для учителя и учащихся.
Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М., 2016.
Рабочая тетрадь по курсу "Обществознание" 7 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2017 год.
Методические рекомендации по курсу "Обществознание".7 кл. под.ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2016 год.
"Обществознание".7 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под.ред. Л.Н.
Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько. "Учитель".Волгоград.2016год

Список рекомендуемой литературы
Основной
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подходк разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
2. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 7 класс/ Сост. К.В. Волкова. М.: ВАКО, 2015.
3. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.:
Просвещение, 2008.
4. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5–11 классы. М.: ВАКО, 2014.
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
6. Обществознание. Учебник для 7 класса / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2014.
7. Письмо Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности,
моделирования и технического творчества обучающихся».
8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821–10).
10. Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. М.: Просвещение, 2010.
11. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа:http://mon.gov.ru/pro/pnpo
12. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание.5–9 классы». М: Просвещение, 2012.
13. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования: [Электронный
документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
14. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 7 класс. М.:ВАКО, 2016.
15. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–15 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/8286
16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
17. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

18. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г.
Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
19. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
Дополнительный
1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. 2007. № 7.
2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского
общества //Вопросы образования. 2008. № 1.
3. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.:
НексПринт,2010.
4. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Под общ.ред. М.Б. Лебедевой. СПб.: БХВПетербург, 2010.
5. Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при
подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение, 2007.
6. Журналы «Стандарты и мониторинг образования», 2011–2012.
7. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
8. Морозова С.А. Обществознание. Учебно-методическое пособие. СПб.: Паритет, 2001.
9. Поливанова К.А. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2008.
10. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».